Московские проблемы: Аллё, гараж!

Одна из основных мер в антипробочном плане мэрии Собянина – организация и обустройство парковочного пространства столицы. Кто бы возражал! Ежедневно в прессе звучат заявления о том, когда, где и сколько появится паркингов и «перехватов». Однако планами москвичей не удивишь, а что за ними?

В центре Москвы в 2011 году нам обещают более ста перехватывающих парковок (несмотря на резонное убеждение москвичей в том, что «перехватам» самое место на окраинах города). Где в центре столько площадей для серьезных паркингов – известно только мэрии. Правда, по словам руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александра Левченко, планируется, что это будут небольшие механизированные парковки на 50 автомобилей. А мы-то понимали под «перехватом» огромный паркинг с низкой стоимостью стоянки, на котором можно оставить авто на целый день и спокойно отправиться на работу в общественном транспорте. Ну, в общем, тогда это и не «перехваты» вовсе…

Центр – зона бедствия

Проблема нехватки мест для парковки особенно актуальна для Центрального административного округа. Ведь на 720 тысяч местного населения приходятся 3–3,5 млн человек, которые ежедневно приезжают сюда работать и отдыхать. Поэтому именно здесь сегодня надо как-то найти 50 тысяч машиномест для гостей и 200 тысяч – для аборигенов.

Одна программа строительства «народных гаражей» здесь не поможет – в 2011 году в ЦАО запланировано построить лишь 10–12 тысяч мест. Просто нет больше подходящих земельных участков. К тому же в ЦАО цена «народного» в 350 тысяч рублей, определенная правительством Москвы, может быть не выдержана – требуются дополнительные работы по перекладке инженерных коммуникаций, укреплению фундаментов жилых домов и так далее. Но программой предусмотрено, что вся инженерная подготовка площадок будет производиться за счет города, так что каждое лишнее место – дополнительная нагрузка на столичный бюджет.

Остается искать возможность строительства на месте отселенных домов и участках, на которых происходит расторжение инвестиционных контрактов. Все намерения, реальные планы до 2013 года и выводы об ошибках прошлого городская администрация изложила в очередном «блокбастере» под названием «Проект постановления Правительства Москвы об итогах программы «Народный гараж» за 9 месяцев 2010 года и задачах гаражного строительства до 2013 года».

Итоги «Народного гаража»

Цифры

В 2010 году по программе «Народный гараж» велись строительные работы на 131 объекте (45,9 тыс. машиномест), из которых 5 тыс. м/м – общественными организациями (ГСК). 15 объектов на 3,1 тыс. м/м введены в эксплуатацию. Практически готовы 70 гаражей на 27,5 тыс. м/м.

Павел Козлов, первый зам. префекта СЗАО г. Москвы: «Владельцам гаражей при ликвидации таких плоскостных стоянок никаких компенсаций существующим законодательством не предусмотрено. Это временные объекты. Мы согласны, что некие, конечно, затраты жители понесли в свое время – 10–15 лет, но они эти 10–15 лет имели нормальное место для хранения своего автомобиля».

При этом оформлены 18 тыс. договоров участия в долевом строительстве на общую сумму 6,328 млрд рублей. Сравните цифры: на почти 46 тыс. машиномест - 18 тыс. договоров. Программа явно буксует. Почему?

...и факты

Идеологи затеи жалуются на «невозможность применения эффективных проектных решений» на выделенных земельных участках (в большинстве случаев для включения в программу предлагались участки, имевшие значительные обременения в виде инженерных коммуникаций, объектов недвижимости, плоскостных гаражей и т.п.) и возражения «безлошадных» жителей против строительства гаражей-стоянок. Но это ответ на вопрос – почему так мало машиномест.

А вот почему народ не покупает даже те, что уже строятся: дорого, далеко, зачастую неудобный подъезд (подход) – до гаража ведь нужно дойти пешком… А собственники гаражей в ЖСК готовы сами выполнить реконструкцию стоянок в соответствии с современными требованиями и увеличить количество машиномест, только бы остаться на своих местах: «народный гараж», по их мнению, – открытая парковка, незащищенная от непогоды, при этом стоимость пятачка асфальта 2,5 на 5 метров в таком паркинге выше стоимости автомобиля ВАЗ...

Хотя многих москвичей волнует, сможет ли человек купить место в «народном гараже», если проживает в другом районе? Как заявляют власти, безусловный приоритет не просто жителям района, а жителям квартала, где расположен «народный гараж». Но в случае, если в гараже останутся свободные места, машиноместа могут пойти в свободную продажу.

Сегодня в Москве почти три с половиной сотни ГСК, многие из них существуют уже десятки лет. Владельцы боксов в этих кооперативах не готовы менять насиженные машиноместа на «народные». По их мнению, это открытая парковка, незащищенная от непогоды, при этом стоимость пятачка асфальта 2,5 на 5 метров в таком паркинге выше стоимости автомобиля ВАЗ...

Не волнуйтесь: там, где гаражи расположены вдали от жилых кварталов, места найдутся. И в немалом количестве.

Оправдания и контрмеры

Чиновники оправдываются: изначально строить гаражи-стоянки по программе «Народный гараж» предполагалась, прежде всего, на участках, максимально приближенных к жилой застройке. Но данные участки являются наиболее проблемными «с точки зрения единодушного желания всех жителей осуществить строительство гаража-стоянки».

Чтобы это желание стало-таки единодушным, правительство Москвы утвердило адресный перечень земельных участков для строительства гаражей-стоянок по программе «Народный гараж» на 2010–2011 гг. (см. таблицу) и плановый базовый адресный перечень для строительства «народных» на 2012–2013 гг. (будет опубликован в ближайших номерах). Кстати, в качестве успокоения пеших москвичей: все «народные гаражи» будут оснащены шумозащитными экранами.

Еще одна рекомендация чиновников самим себе – предусмотреть в реализации Генплана-2025 разработку схем размещения объектов гаражного назначения. Для этого Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства должен представить данные о резерве существующих территорий, возможных для строительства гаражей, с указанием количества машиномест.

Все связать!

В итоге во втором полугодии следующего года нам будет представлена новая Целевая программа строительства гаражей-стоянок на период 2012–2014 гг. В программе обещают увязать размещение гаражей с решением проблем организации движения и повышения пропускной способности городских магистралей. Для этого предусмотрено поэтапное развитие сети с проектированием и строительством перехватывающих гаражей-стоянок, в том числе транспортно-пересадочных узлов; комплексное и более интенсивное использование территорий, расположенных на местах отвода железных дорог, над отстойно-разворотными площадками наземного пассажирского транспорта, в технических зонах метрополитена, строительство «механизированных» гаражей-стоянок вблизи объектов здравоохранения, культурного и административного назначения; строительство поддонных гаражей-стоянок; и, конечно, проектирование и строительство инженерных коммуникаций объектов программы «Народный гараж».

Вице-мэр Москвы по развитию транспорта и дорожному строительству Николай Лямов: «Наука утверждает, что каждый автовладелец должен иметь по три парковочных места – у дома, на работе и в местах общего пользования. В Москве же и по одному машиноместу имеют меньше трети автовладельцев».

Общество - навстречу властям

Тем временем, многие автовладельцы уже проявляют желание участвовать в строительстве и дальнейшей эксплуатации «народных». Такая возможность появилась благодаря подписанию протокола о намерениях между Ассоциацией общественных и некоммерческих организаций автомобилистов города и Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства. Общественники смогут принимать участие в формировании перечней земельных участков под строительство и списков соинвесторов.

В общем, усиленный пиар программы дает свои плоды. Это констатируют и сотрудники ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения Москвы». В ноябре число звонков на горячую линию дирекции выросло на 30% по сравнению с октябрем. Жителей интересует наличие гаражей в их районе, условия участия в проекте, стоимость машиномест и сроки завершения строительства.

На мой взгляд...

Елена Шитикова, редактор:

– Несмотря на то, что «Проект постановления Правительства Москвы об итогах... и задачах гаражного строительства до 2013 года» подписан в период «безмэрия» – временно исполняющим обязанности мэра Москвы В. И. Ресиным, и контроль за его исполнением возложен на уволенного ныне, а тогда временно исполняющего обязанности по координации Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы А. Д. Косована, адреса в нем реальные. И кое-где строительство уже началось – можно подавать заявки в управу своего района.

А если у вас есть вопросы по программе «Народный гараж», звоните на горячую линию с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00: тел. (495) 730-95-51 и заходите на сайт Дирекции строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения Москвы: http://www.mskgarage.ru.

Подпишитесь на «За рулем» в