VECTORина

VECTORина

Задача осложняется тем, что мы не можем выехать из Москвы раньше одиннадцати вечера, тогда как в Санкт-Петербурге должны быть не позже восьми утра. Ну и ладно. Сами ведь подхватили идею представительства GM командироваться к Неве за рулем Saab 9-3 Sport Sedan и тем самым отметить годовщину российского 24-часового теста на выносливость шведских автомобилей. Вкратце напомним, что подобного героического марафона еще никто не проводил – несколько спортсменов и прожженных журналистов согласились тогда безостановочно носиться на трех 9-3 по кольцу Дмитровского полигона с максимально возможной скоростью. Турбины побелели от напряжения, но ни одна из машин не сломалась.

Готовясь проутюжить трассу туда-обратно, мы с коллегой, давним другом и надежным напарником, «мастером тюнинга» Ильей Пименовым не собирались ставить скоростные рекорды и не ожидали, что Saab сенсационно заглохнет и окутается дымом где-нибудь под Тверью. Пользуясь случаем, решили выяснить, чем объясняются скромные продажи «шведов», при том что сам бренд хорошо известен россиянам. Нас, признаться, давно занимал этот вопрос. Ведь странно. На дорогах полно подержанных Saab, есть клубы любителей марки, а популярность новых невелика. Вдруг у него есть неброские, но весомые минусы, какая-нибудь хитрая шведская спичка? Ну так в дальней дороге секрет не утаишь: если он есть – проявится, а мы расскажем. Ведь путевыми заметками вольны распоряжаться по собственному усмотрению. Не понравится – утопим 9-3 в Неве и вернемся поездом.

Комплектация серого, как питерские туманы, автомобиля «говорящая» – Vector. В начальной точке 700-километрового вектора на заправке у выезда из Москвы Пименов сметает с полок придорожного магазина энергетические напитки и расталкивает их по дверным карманам, а я тем временем пополняю запасы в 62-литровом баке. Во сколько обойдутся услуги 150-сильного наддувного мотора 2.0 в паре с АКП? Полагаю, все произойдет быстро, не так ли? Приземистый и широкий 9-3 излучает северное спокойствие, но при этом смотрится, как готовый к взлету лайнер. Притворяться он не умеет совершенно: сразу понятно, что на таком неинтересно ползать по городам, тыкаясь передним спойлером в снежные брустверы. А из салона хорошо видны только горизонты – за лобовым стеклом и отстающие – в боковых зеркалах. Чем не намек?

Мы устремляемся вперед, оставляя позади калейдоскоп светофоров, сияние витрин и прочую цивилизацию, еще не зная, что ночь готовит нам массу неприятностей – дожди и туманы, ремонтные работы, картины страшных аварий, колонны грузовиков и засады ГАИ чуть ли не в каждом населенном пункте. Внутри 9-3 как-то не думаешь о предстоящих трудностях. А показания датчика запаса хода воодушевляют. С выходом на крейсерский режим он начинает увеличивать «бонус» еще не пройденных километров и в итоге останавливается на 466. За час мы наматываем на одометр первые 70. Илья их отмечает, а заодно фиксирует в блокноте данные о расходе топлива и запасе хода. Да, ходу-ходу! Я сажусь на хвост раскочегаренному BMW X3, держась на почтительном отдалении. Не тут-то было! Разгадав мой маневр, «немец» резко набирает суицидальную скорость, идет на обгон через две сплошные, оставив нам в качестве прикрытия медлительную колонну автопоездов. От них удается отделаться – теперь мы совсем одни в кромешной темноте где-то между Ленинградом и Москвой. Спустя еще какое-то время радио погружается в пучину статики и воцаряется тишина, которую нарушают только приглушенные звуки колес и подвески на трудных участках. Комфорт почему-то не конфликтует со спортивностью. Ах, это же «обычная» подвеска, опробованные ранее версии 9-3 Aero и Convertible жестче. Тут Пименов жестом фокусника раскладывает веер дисков и приступает к обязанностям ди-джея. С музыкой намного уютнее.

При первом взгляде салон автомобиля за $42 880 кажется несколько простецким. Ночью все иначе! На первый план выходит то, что днем не столь важно, а любая эргономическая загвоздка кажется катастрофой. Без опций образец обошелся бы в $33 700, но куда мы без них? Например, круиз-контроль, который включали в населенных пунктах, или борткомпьютер с его отчетами по топливу. Салонное зеркало, оно «тушило» прожекторы идущих позади грузовиков. Электроприводы сиденья – моя больная спина вынуждает периодически подправлять нюансы посадки и делать это быстро. Ксеноновые фары с омывателем – без комментариев. Не говоря уже о комплекте ABS + TCS + ESP и коробке Sentronic с возможностью переключений вручную…

На самом деле мы постоянно говорим о коробке. И о двигателе с турбиной – она включается очень плавно, не всегда уследишь. Пользу от ровной характеристики, а заодно клавиш переключения ступеней на руле трудно переоценить в те моменты, когда из черноты надвигается очередной хлопающий тент, словно попутный грузовик везет громадную летучую мышь. Б-р-р, мрачное зрелище. Дальнобойщики следуют по трое-четверо, держа минимальную дистанцию, поэтому обгонять приходится весь состав. Проблема в том, что долгие участки питерской трассы размечены на три полосы – по две в одну сторону попеременно. Я заранее перехожу в ручной режим и, как правило, держу третью. Автомобиль позволяет спокойно разгоняться и с более высоких, но времени (даже с применением кик-дауна) уходит больше. А когда открывается «карман» для опережения, нужны чудеса оперативности.

Моя задача нажать «минусовую» клавишу и крепче ухватить руль, который на скорости становится крайне чувствительным к неровностям. Переключения вниз происходят с более заметными паузами, а затем на дорогу выплескивается безудержный поток мощности, и колеса норовят сорваться. Их коротко осаживает электроника, и Sedan продолжает отрабатывать приставку Sport. Мы еще раз увязались за «поводырем» – универсал с наклейкой «Джокер» несся так, что приходилось вновь прибегать к ручному режиму, удерживая обороты наверху в «боевой готовности»…

Но куда мы заехали? Диски прослушаны, энергетика напитков иссякает, а единственные признаки существования жизни в этой части планеты – негостеприимные оазисы грузовых стоянок, которые появляются неожиданно и так же быстро исчезают из вида. Гаишники на тускло освещенных постах провожают нас тусклыми, равнодушными взглядами. В половине пятого утра бесконечный полет в темноту по приборам с зеленой подсветкой становится ирреальным. Но Илья – вот ведь ответственный человек! – каждый час извлекает блокнот и заносит новые данные.

Ленинградская область встретила дождями. Очень вовремя иссяк бачок омывателя – слишком щедро поливал он фары. Я пытаюсь подобрать частоту взмахов дворников неудобным маленьким регулятором в торце подрулевого. Скорее бы доехать! В 07:50 грязный по крышу Saab влился в поток с окраины к Невскому. Позади 692-й км, а впереди… 23 – да, поистратились. Хотя если вдуматься, средний расход вполне ожидаемый: с 10,8 он снизился до 9,9 л на 100 км. На пару заправок по 33 и 23 литра 95-го мы потратили 876 рублей.

Как же тут медленно ездя-ят…

В Питере автомобиль дневал и ночевал на стоянке у гостиницы, а перед обратной дорогой к нам присоединились еще двое коллег: они «почему-то» не хотели ехать поездом. Вместе веселее! Мы решаем захватить с собой и знакомую московскую журналистку. Радостно звоним ей, назначаем время встречи. Потом разворачиваем фотосессию на набережной…ой… Ой-ой! По сути, впервые обратили внимание на заднюю часть салона. Sedan немножко… 4-местный! Мгновенно оценив ситуацию, каждый мужественно прикипает к своему месту, а перезванивать и посылать девушку на вокзал вроде как неудобно.

Но все решается само собой – обратная дорога укрыта плотными ночными туманами, мы едва тащимся, и трое на заднем сиденье быстро засыпают. Мы уже никуда не спешим. Грузовики, гаишники, фонари и указатели – все теперь воспринимается сквозь завесу, и Saab некоторое время выступает в роли аппарата-антистресса. Илья заливает сразу 55 литров на 875 рублей и садится за руль, а я тоже начинаю дремать… Что же все-таки мешает популярности SAAB? Специфичность? Да, логичнее покупать его для постоянных разъездов, причем по федеральным дорогам. Замок зажигания на тоннеле и этажи кнопок – так в этом, по-моему, напротив, шарм. Скромный модельный ряд? Но 9-3 вполне самодостаточен. Цена? После путешествия она кажется оправданной. Повлияло то, что фирма перестала упирать на «авиационность» автомобилей? Есть другая фишка – спортивность, вспомним и марафон. Ездили-ездили, Saab опять не сломался, а мы так ничего плохого и не нашли. И даже не придумали.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в