Зимние дороги: холодное обливание

Зима – как война. С дорог поступают оперативные донесения о погибших и раненых, «убитых» и впавших «в кому» автомобилях. Откуда столько жертв, ведь от дорожников поступили сводки о горах заготовленных реагентов! Пескосоли не хватило?..

Ситуацию комментирует руководитель Межрегионального центра "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев.

Реагенты

Реагенты

Крепко засолены

Дефицита песка и соли, слава богу, нет. Просто, разбрасывать их по проезжей части, хоть двойными дозами, – пустые хлопоты. После того как по посыпанному участку проедет примерно 500 автомобилей, до 80% смеси рассеивается, летит на обочины — и под колесами снова скользко. Потому-то европейские и североамериканские страны отказались от засолки дорог еще полвека назад: неэффективно!

И вредно. После оттепели песок попадает в ливневую канализацию, забивает ее, и приходится чистить (а это большущие затраты — людские, временные, финансовые). Тот, что не смоется и останется на асфальте, в конечном счете, превращается в пыль. Между тем, по данным международных экологических организаций, именно пыль (частицы диаметром 10 микрон и меньше) составляет ровно треть — 33% состава смога в городах. Теперь прикиньте: до недавнего времени на зимние дороги одной только Москвы высыпали до полумиллиона тонн песчаной смеси.

Аж провода горят

Эти данные общедоступны и общеизвестны. Спрашивается, почему до сих пор в большинстве регионов дороги солят? Ответ: так привычнее. Но главное, проведенная работа оценивается по объемам созданных запасов, а они впечатляют (сотни тысяч тонн!), и начальникам в головы не придет ругать «заготовителей».

А надо считать издержки — последствия ДТП и заторов машин, убытки из-за опозданий с доставкой пассажиров и грузов, страховые выплаты, затраты на весеннюю очистку от песка дорожного полотна и коммуникаций, выплаты по больничным листам пострадавшим в авариях.

Это потери очевидные, но существуют и малоизвестные. Скажем, специалисты служб городского транспорта пришли к мнению, что засоленность дорог вызывает испарение агрессивных веществ, они осаждаются на проводах питания электротранспорта и ускоряют их порчу вплоть до обрыва. Питерские экологи уже давно бьют тревогу: городской воздух перенасыщен пылью, что ведет к большим бедам. А хранители старины напрямую связывают необходимость пескоструить памятники (их иначе не очистить) с зимней антигололедной профилактикой.

Дешевле, да лучшее

На Западе потери считают в деньгах. Скажем, в США знают, что зимние неприятности наносят ущерб на сумму около 20 млрд долларов, а дорожные компании могут разориться на компенсациях по медицинским страховкам. Дешевле применять лучшие технологии и материалы, конкретно - жидкие реагенты.

Про них в России знают и уже начинают использовать в некоторых городах, масштабно — пока только в Москве. И как бы ни роптали вечно недовольные, снежно-гололедное начало нынешней зимы прошло для автомобилистов столицы сравнительно благополучно: улицы «едут», и не намного хуже, чем летом.

Посыпать – в последнюю очередь

Суть прогрессивной технологии: гололеду и снежному накату не дают образоваться. Превентивная мера — за час до снегопада полить асфальт солевым раствором (в его базовом составе 22% хлористого кальция и 6% хлористого натрия), тогда выпавший снег будет таять. Конечно, образуется неприятная жижа - ее нужно сгрести и поскорее вывезти. Когда же осадки продолжаются целый день, раствор теряет «боевую» концентрацию. Поскольку проливать им уже образовавшийся наст бессмысленно (он не будет «работать»), поверх снега приходится сыпать твердые реагенты – гранулированные смеси солей.

Жидкие реагенты различаются по составу, каждый рассчитан на определенную температуру воздуха — в зависимости от нее меняют пропорции хлористых кальция, натрия и калия. При самых сильных морозах замешивают некоторые другие компоненты, например, хлористый магний, а при температуре до -30 град используют чистый кальций. В качестве реагента можно использовать и сахар, однако он, как и другие вещества, дополняющие или заменяющие базовый состав, удорожает растворы. Хотя, когда припрет, поливают и сиропом.

Прогулки по рассолу

Кстати, о деньгах. Все привыкли, что новые технологии дороже предыдущих. В данном случае наоборот. Раньше в течение зимы на улицы столицы ежесезонно высыпали примерно 500 тыс. тонн песчано-соляной смеси. А позже, когда отказались от песка и разбрасывали только соль - ее требовалось 350 тыс. тонн. Для раствора же достаточно 120-130 тыс. тонн твердых веществ. Дело в том, что пескосоль расбрасывается в расчете по 250 гр. на квадратный метр, в растворе всего - по 50 гр. соли. При этом эффективность жидкого реагента в 3-4 раза выше. Поэтому «растворная» технология сократила затраты и снизила экологическую нагрузку на почву и растительность в разы.

Насколько безопасна новая технология для человеческого организма? А для обуви и колес? Об этом наши коммунальные службы ничего не скажут – не изучали. Могли бы ответить некоторые мировые шинные производители - в свое время они исследовали вредоносность российской зимней "каши". Но изучали ее сугубо в корпоративных интересах – чтобы сделать стойким состав резиновой смеси. Однако полученные данные никому не предложили.

Единственное можно сказать: жидкие реагенты относятся к разряду умеренно раздражающих веществ, что соответствует третьему классу опасности. То есть они настолько же вредны, насколько вредна пищевая соль. Что уже неплохо: на асфальт попадает очищенный материал. А вот в песчано-соляную смесь добавляют что ни попадя, в том числе всякую дрянь из промышленных отвалов, а в ней бывают очень едкие включения, тяжелые металлы и даже радиоактивные вещества.

Визуально-тактильное сравнение можно вынести после прогулок по улицам. У москвичей если и остаются следы на брюках и обуви, то незначительные. После шатания по шурге в Санкт-Петербурге (улицы которого только посыпают) на высохших штанах образуются обширные белесые разводы, а ткань на ощупь – как картон.

Не только в Москве

Новая технология поддержания в порядке зимних автодорог требует соблюдения нескольких условий:

  • Дорожные службы должны получать точный метеопрогноз, хотя бы за несколько часов до снегопада.
  • Необходимо правильно дозировать концентрат при создании растворов (в Москве для этого закупили современное оборудование).
  • Самое сложное – оперативно вывозить с улиц шургу, образовавшуюся после снегопада.

Если наутро после вечернего снегопада улицы вас встретят «кашей», а тем более слоем снега или гололедом, имеете право последними словами ругать метеорологов, выдавших неверный прогноз, или дорожников, опоздавших выполнить требования регламента.

Уже этой зимой Минтранс РФ наметил использовать "проливочную" технологию на трассе «Дон», в Краснодаре и Саратове. На очереди Санкт-Петербург и Ульяновск.

Реагенты

Реагенты Обрабатывать жидкими реагентами дороги в городах эффективнее, чем посыпать их песчано-соляными смесями. Очень медленно внедряется эта технология в России.
Обрабатывать жидкими реагентами дороги в городах эффективнее, чем посыпать их песчано-соляными смесями. Очень медленно внедряется эта технология в России.

Подпишитесь на «За рулем» в