Колючки

Колючки

Тюнер, серьезно увлеченный автоспортом — это нормально. Зачем строить мощный скоростной автомобиль, если не умеешь им как следует управлять! Можно ограничиться обычными «гражданскими» шинами. Таких полно на авторынке. Они ориентированы в первую очередь на безопасную, комфортную и динамичную езду. А бывают специальные шины, спортивные или тренировочные. Большинство можно использовать не только на льду и снегу, но и асфальте. Если вы ездите на тюнинговом автомобиле в булочную — пожалуй, и это подойдет.

Об импорте говорить не будем — слишком дорог. Хотя иностранные шинники выпускают очень интересные модели, но стоимость одной покрышки может сравниться с ценой комплекта «гражданских» колес высокого класса или даже превзойти ее. Вы ведь на такие пока не замахнетесь? Ну и ладно.

Из отечественной продукции интереснее всего модели, разработанные НИИ Шинной промышленности, в содружестве с автоспорсменами. Созданию такого продукта частенько помогают многие советские и российские автогонщики. Очень деятельное участие принимала, например, команда «Мастер-Спорт» из Зеленограда, оплачивая часть работ по созданию новых моделей.

НИИШП не выпускает шины уже около двух лет, но производство передано другим российским шинникам, и покрышки можно найти в продаже. Конечно, не на рынке, а на складах спортивных команд.

По словам менеджеров «Мастер-Спорта», самая популярная модель из зимней коллекции — HP 2000. Размер — 175/60R13, наружный диаметр — 582 мм, рекомендованная ширина диска — 4,5–5,5 дюймов. Шины этой модели покупают на тюнинговые и спортивные автомобили ВАЗ, используют их для тренировок и даже езды по асфальту. Есть и другие типоразмеры, так что HP 2000 можно поставить на разные машины. Варианты — от 175/65R14 до 195/65R15. Можно ошиповать. В 14-дюймовых — 108 отверстий под шипы, в 15-дюймовых — 132.

Вторые по спросу — HP-2 и HP-4 (размеры 175/70R13 и 175/70R14). Наружный диаметр 14-дюймового колеса — 584 мм, 15-дюймового — 604 мм.

Обладатели мощных полноприводных автомобилей предпочитают модель И-398. У этой шины более грубый протектор, и максимальное количество шипов для 14-дюймовой модификации — 360 штук. В 15-дюймовой может быть и 380. Понятно, что езда на такой «зубастой» резине по асфальту — занятие довольно специфическое, и поэтому в городе ее использовать можно лишь с ограничениями, о которых — чуть ниже.

Но и это не самый экстремальный вариант ошиповки. В покрышке модели И-535 155R15 — 396 гнезд под шипы, в И-537 того же размера их уже 400.

Естественно, ошиповка становится отдельным дорогостоящим удовольствием для покупателя названных шин. Она делается по индивидуальному заказу, в зависимости от пожеланий. Ведь манера езды у всех спортсменов разная. В «Мастер-Спорте» используют импортные шипы родом из Германии, Финляндии и Франции. Если в покрышке нет отверстий под шипы, их нужно высверлить. Крепление должно быть надежным, поэтому шипы в большинстве случаев сажаются на специальный клей. Тренировочными шипами считаются две разновидности — 8х11б и 9х15, спортивными — от 9х20 и выше.

Особняком стоят шины для зимнего картинга (моделей WINTEK и SLIK). Сегодня собственный карт уже не считается чем-то экстраординарным, а наиболее увлеченные автоспортом готовы гонять на картах и зимой. С нашей подачи зимний картинг стал популярным в Прибалтике, Скандинавии. Проводятся крупные чемпионаты, в том числе международные. Развивается прокатный зимний картинг — и у нас, и на европейских горнолыжных курортах.

Конечно, для этого вида нужны особые шины — сочетание летних шин и льда превратит карт в смертельно опасную игрушку.

Шины модели WINTEK можно ошиповать, как и «взрослые» покрышки, посадив в гнезда до 132 шипов. Подготовленный таким образом карт очень и очень интересен в плане управляемости на льду. Он способен на такие финты, что летом и не снились.

Вероятно, у вас возник вопрос о весе шин. Не секрет, что отечественные покрышки, как правило, тяжелее импортных. И если на «гражданской» машине это не критично, и неподрессоренные массы — это скорее красивый термин, нежели реально действующий фактор, в автоспорте каждый грамм на счету.

Все названные модели ориентированы на начинающих гонщиков и пилотов среднего уровня. Спортсмены высшего класса предпочитают «обувку» дороже и легче. Умеют делать такую и наши шинники. Например, одна из моделей НИИШПа с кордом на основе кевларовых нитей позволила советским автокроссменам уехать от всех противников на полкруга и победить в кубке Дружбы социалистических стран. При том наши машины были заведомо слабее. Стали выяснять, в чем причины успеха, для сравнения взвесив импортные покрышки и отечественные, — тут-то и поняли. Можно было бы поставить такую резину на производство — но спроса не будет: стоимость таких шин просто баснословна.

В общем, каждый может «переобуться» по вкусу и начать тренироваться — тем более, зиму обещали суровую.

Фото автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии