Рассказ...

Рассказ...

ЗРР: Господин Поттхофф, скажите, широка ли свобода действий ваших сотрудников? Насколько строго руководитель штаб-квартиры Вальтер де Сильва придерживается устоев и каких?

– Вообще атмосфера открытая. Сильва – человек, которого можно в чем-то убедить, и он открыт для новых идей. Мы очень хотим, чтобы молодые дизайнеры их вносили, причем с самого начала. А по мере продвижения проекта следим, чтобы автомобиль вписывался в общую линию. И чтобы сама она развивалась. Моя и Сильвы работа – устанавливать правила линии, ее перспективы. Кстати, я вернулся на Audi, когда туда пришел Сильва, и мы с ним усилили спортивную нотку в дизайне машин.

ЗРР: А на чем основана философия спортивности Аudi. И откуда основные идеи?

– Из истории марки! Эти фирменные традиции идут из 30-х годов, от Auto Union. Еще одна ветвь тенденций произросла в 70-е, когда появились quattro. Вот они, основы. Однако тему спортивности стоит дифференцировать. Сравните А8 и ТТ. Спорткар ТТ – это в первую очередь мощность, А8 – динамичный и элегантный седан, хотя тоже достаточно резвый. Вы ведь потом, наверное, спросите про Q7?

ЗРР: Собственно, я действительно...

–...Ну так вот еще вариант спортивности! Если же мы говорим о дизайне Audi в целом – нет одного источника, их много. Дизайнеры идут по жизни с открытыми глазами, они вбирают, впитывают все и очень интуитивно обрабатывают в момент творчества. Что до меня, я черпаю вдохновение из скульптуры и архитектуры. И не вдохновением единым – есть еще образ марки, а хороший дизайнер обязан передать ее ценности. Вот пример! Новая облицовка. Она подчеркивает, что мы гордимся нашими автомобилями, достигнутым качеством. И, разумеется, заявляет о мощи самой машины! Как видите, это все на ощущениях.

ЗРР: А почему такая облицовка есть только у 5-дверной А3? Вы не планируете подвести версии под общий стиль? И главное – почему спортивной делали пятидверку, ведь обычно более динамичный имидж у 3-дверных?

– Именно поэтому и сделали. Предыдущая А3 с тремя дверями не слишком увлекалась спортом, а уж 5-дверный хэтчбек и подавно. Вот мы и захотели изменить мнение, почему 5-дверная версия обязательно менее спортивная. Теперь у нас Sportback с собственным характером, хотя в ближайшие годы такую облицовку примерим и другим моделям.

ЗРР: Спрошу-таки про Q7. Подобный тип очень популярен в США. И в России. Насколько понимаю, литера подразумевает развитие целой линии?

– Про США – это правда. Большая часть Q7 пойдет туда. И действительно литера символизирует зарождение семейства, Q означает Quattro. Цифра 7 говорит о позиционировании между А6 и А8, но серия Q будет развиваться и вниз.

ЗРР: Будет и Q5?

– Да.

ЗРР: А в каких отношениях на рынке он окажется с Allroad?

Allroad – успешная машина, но это не SUV. Мы размышляем, как дальше разрабатывать ее концепцию, но пока решение не принято. Четко понимаем, что концепции Q7 и Allroad должны сильно различаться. Второй будет более выносливым! Соответственно, круг покупателей окажется другим.

ЗРР: Купить Audi могут многие, а какой портрет рисует себе сама фирма?

– Многих объединяет открытость. Наши потенциальные покупатели выбирают качественную продукцию, в большинстве своем они разбираются в технике, в новинках. И у них высокие эстетические требования. Многие покупают Audi из-за дизайна.

ЗРР: Одна из рекламных идей предыдущей А6 – рассказы о хозяевах Audi, которые однажды выдумали нечто новаторское, принесшее им успех. Вы опираетесь на консерваторов или новаторов, коих все-таки меньше?

–...Однако они играют ведущую роль! В первую очередь мы ориентируемся на них. Я говорил, что клиенты люди открытые, подразумевая – и всему новому! Да, они – как лошади, которые везут повозку с неповоротливыми консерваторами (смеется). Но хотя консерваторы ничего радикально и не меняют, сами меняются со временем. Думаю, их доля среди клиентов Audi будет расти.

ЗРР: Покупатель требует от Audi или Audi его воспитывает?

– Ну-у, клиента не воспитаешь! (Смеется.) Хотя эстетику и вкус можно определенным образом закодировать. И код меняется – 20 лет назад вкусы были совсем другими. Конечно, на что-то влияем мы, дизайнеры. Однако новшества не должны выходить за рамки общепринятого, иначе Audi не будут покупать в массовом порядке. Окажутся не готовы! Слишком удаляться с идеями – даже самыми гениальными – от клиентов нельзя, они ведь ждут чего-то определенного. Приходится искать баланс между новаторством и традициями. Посмотрите на любую Audi. Внешность сразу говорит, что это за марка. Потому что дизайн – это форма общения. На нашу встречу пригласили переводчика, но я не могу поставить переводчиков рядом с каждой из своих машин. (Смеется) Понятные клиенту автомобили – вот наша цель.

ЗРР: А насколько вы готовы экспериментировать с нетрадиционными для Audi типами автомобилей? В недавнем фильме «Я, робот» ездил потрясающий Audi RSQ, это что, чистый product placement – рекламное размещение продукта или мы увидели какие-то реальные тенденции?

– RSQ действительно реквизит, его делали специально для фильма. Конечно, мы при этом прикидывали, каким может быть дизайн Audi лет через 20–30. Режиссер Алекс Пройас, между прочим, тоже повлиял на дизайн машины. Но вы уж так всерьез ее не воспринимайте, как-никак это фантастика, где будущее представлено с нашей, нынешней точки зрения. А мы всего лишь дизайнеры – не пророки.

ЗРР: Реквизит, говорите? Меж тем после страшной аварии раскрылись все подушки безопасности, смялись специальные зоны деформации... А вращаясь на огромной скорости волчком, RSQ шел по прямой – похоже на сверхновую ESP!

– (Смеется.) Да, я тоже смотрел с нескрываемым удовольствием и полагаю, все очень реалистично. В том числе компьютерная графика. Мы для этого фильма создали две машины и один макет интерьера. Одна RSQ была полностью функциональна, а другую использовали для специальных съемок.

ЗРР: Тогда продолжим разговор о более реальных перспективах?

– А мы всегда готовы пробовать новые концепции! Вот Sportback – новая концепция! Что касается перспективных новинок... Я, конечно, примеров-то приводить не буду (смеется), хочу устроить сюрприз. Скажу так: мы работаем над индивидуализацией и увеличением числа сегментов.

ЗРР: Как полагаете, господин Поттхофф, какие направления будут актуальны в автодизайне? Рядом с нами био, грани, техно... А дальше?

– А дальше упомянутая индивидуализация – вы увидите несколько параллельных стилей. Хотя стиль ретро, думаю, постепенно потеряет популярность. Если говорить о конкурентах, то сейчас Mercedes-Benz играет с формами – иногда слишком наигранно, а BMW ищет новый путь – иногда слишком новый. Стиль Audi – архитектурный, и, может быть, мы пойдем еще дальше к скульптурности, более четкой деталировке. Полагаю, все сейчас как никогда интенсивно работают над привнесением нового в образ автомобиля. Так что в ближайшие 10 лет многое поменяется...

Как любой автомобильный журналист, я мечтал о скетче от руки именитого дизайнера. Клаус Поттхофф выслушал просьбу, тут же взял авторучку, листок и принялся выстраивать эволюционный ряд облицовок Audi. Потом вверху изобразил решетку Auto Union: «Видите? Все возвращается на круги своя!» И точно, самая нижняя очень похожа, просто... перевернута! Подумав, главный специалист по экстерьеру ставит еще ниже знак вопроса – каким будет Audi послезавтра? И опять улыбается, как будто сам прекрасно знает ответ. Просто не говорит.

Подпишитесь на «За рулем» в