Авиашаттлы: без границ и без водителей

Столичный монорельс, хоть и вознесся над землей, от пробок не избавил – разве что дал рабочие места машинистам. Впрочем, зарубежные транспортные системы подобного класса обходятся без водителей уже лет сорок. Сегодня в мире их великое множество.

Автоматизированные транспортные системы, для которых придуман краткий англоязычный термин peoplemover, предстали в 1967 году в виде поездов, обслуживающих посетителей Всемирной выставки в Монреале. Вагоны, недолго думая, скопировали с тех, что бегали под землей в Торонто. И удачно: отрезок в 5,7 км они исправно преодолевали самостоятельно – без всяких компьютеров, хватало обычной релейной автоматики.

После выставки линию забросили, а потом и вовсе разобрали, но мечта о самодвижущемся экипаже осталась… Сегодня она успешно реализована в самых разнообразных вариантах. Остановимся на наиболее оригинальных.

Пожалуй, наиболее известный россиянам самодвижущийся шаттл бегает между терминалами Франкфуртского аэропорта

Колея - машинист

Когда заходишь в головной вагон аэропортовского шаттла во Франкфурте, отсутствие машиниста поначалу пугает. Но потом понимаешь, что рулить тут не только некому, но и незачем: поезд следует по своей колее, «шаг вправо или влево» конструктивно исключен. Ну а сохранять дистанцию умели, как уже сказано, чуть не полвека назад.

Тем не менее, кое-где не доверили автоматике и эту малость. Например, в аэропортах Бирмингема, Цюриха, Торонто, Мехико, в Венеции и Лас-Вегасе поезда привязаны к тяговому канату, и вся система работает наподобие подвесной дороги. Отсталость, скажете вы? Не спешите: в том же Цюрихе вагончики… парят над гладким бетонным основанием на воздушной подушке, как бы подготавливая путешественников к более высокому полету.

Если присмотреться, виден натянутый под вагоном канат: он и привод, и гарантия безопасности.

Есть и такие канатные дороги, где на остановках вагончики отцепляются от троса, а для разгона или торможения поочередно «пристегиваются» к канатам, бегущим с разной скоростью.

Что касается колеи, то она, как правило, выложена бетоном. Смещения в сторону парируют либо бортики (тогда у вагонов есть направляющие горизонтальные ролики), либо центральный рельс (по нему удобно подавать ток для электромоторов).

Здесь нет машиниста, но оставлены дворники на случай перехода к аварийному ручному управлению. Между рельсами проложена специальная шина: с ее помощью компьютер абсолютно точно отслеживает положение поезда.

Поскольку наш журнал все же автомобильный, остановимся на системе Crystal Mover от Mitsubishi. Ее вагоны длиной 11,84 м вмещают 103 пассажира и развивают до 80 км/ч! В колее они удерживаются боковыми роликами, шум исключают вполне автомобильные шины.

Эта система работает не только в аэропортах (Майами, Вашингтон, Гонконг, Сингапур, Сеул), но и в городах (Кобе, Токио, Хиросима, Каназава, Сингапур).

Прокатимся на конвейере

Такое «такси» доставит вас в Лондоне от аэровокзала до паркинга и обратно. Для задания маршрута не нужно ничего, кроме номера рейса.

Каждый, кто бывал на современном и не очень заводе, видел подвесные конвейеры, которые перемещают детали над головами работающих. Грешно не использовать эту идею и для перевозки пассажиров над автомобилями.

Такие автоматизированные системы работают, например, в университетском городке в Дортмунде (с 1984 года) и в аэропорту Дюссельдорфа (с 2002-го). Последняя, названная «небесным поездом» (Skytrain) работает с двухвагонными составами длиной 18,4 м, вмещающими 94 пассажира. Разгоняется «небесный поезд» до 50 км/ч, но в его истории были случаи, когда из-за сбоев точнейшей (вагоны позиционируются с погрешностью не более 30 мм!) автоматики пассажиры становились заложниками кабин. К примеру, в сентябре 2006 года 20 человек просидели в вагонах 46 минут – вероятно, в тот день их полет на этом и завершился.

С кондуктором

Это «Мицубиси» и даже на резиновом ходу. Привод электрический, ток подается через токосъемники, как в метро.

В Докленде, восточной части Лондона, работает нечто вроде легкого автоматического метро (Docklands Light Railway) с 38 станциями. Его линии общей длиной 31 км кое-где ныряют под землю, но в основном рельсы проложены на поверхности, точнее - над нею.

Если внимательно посмотреть на вагон, можно увидеть на его ветровом стекле дворники. Для кого они – неужели ради пассажиров? На самом деле, англичане, избавившись от машиниста, так и не рискнули оставить поезд с людьми вовсе без присмотра. Поэтому в каждом составе едет… нет, все-таки не кондуктор, сумки с билетами у него нет, – должность этого человека называется passenger service agent, и в его обязанности входит наблюдение за автоматическими дверями, чтоб никого не зажало. Но в случае отказа автоматики (она тут вполне современная, компьютерная) этот агент-проводник может открыть аварийный пульт управления и повести поезд самостоятельно. Вот тут и пригодятся стеклоочистители – дожди в Лондоне не редкость.

Кнопки не трогай

Однажды в таком вагоне пассажиры застряли почти на час, но реальных аварий до сих пор не случалось.

Автор помнит время, когда поезда московского метро вели двое: машинист и помощник. Потом остался лишь первый – помогать ему стала автоматика. Говорят, сегодня и он не нужен, разве только так, на всякий случай…

А вот в Нюрнберге решили, что платить за «всякий случай» полновесную европейскую зарплату да еще с подземными надбавками слишком жирно, и убрали на линии U3 метро и машиниста, и его кабину. Теперь пассажиры могут сами напряженно всматриваться в освещенный фарами туннель (хотя мы посоветовали бы и фары убрать) в ожидании света очередной станции. Контроль за дверями и дисциплиной в вагонах ведется с помощью видеокамер. И все-таки есть на передней стенке вагона неприметный запертый лючок, за которым скрыты кнопки аварийного пульта. Вот только кто сможет ими воспользоваться?

Алло, такси!

В Нюрнберге стоит прокатиться на линии метро U3. Войдя в головной вагон, сможете почувствовать себя машинистом и узнать, что он видит в тоннелях.

С вагонами разобрались, а где прокатят в такси (пусть маршрутном) без водителя? В аэропорту Хитроу работает система PRT (Personal Rapid Transit) из 18 электрокабинок, каждая на четверых. В них можно добраться от удаленного долговременного паркинга до нужного входа в аэровокзал: достаточно набрать на пульте номер рейса! Пока преодолеваемое расстояние не превышает 4 км, но в планах числятся 400 таких «таксомоторов» для развозки пассажиров по близлежащим отелям.

Куда более острые ощущения подарят кабинки Mountain Coaster, бегающие в швейцарской Аросе между отелем и горнолыжными трассами. Рассчитанные на 12 человек, эти машинки носятся по трассе, аналогичной знаменитым «русским горкам», и преодолевают крутые виражи и подъемы до 52%! Добавьте максималку в 80 км/ч, и мало не покажется...

Головокружительное в буквальном смысле путешествие длиной в полкилометра можно совершить в Швейцарских Альпах. Похоже, на трассе специально сделали не только крутые подъемы, но и резкие виражи.

Подпишитесь на «За рулем» в