Наших бьют!

Наших бьют!

]

Скоро два года, как Сергеич, Надежда и Коля купили машины, «Оду», «Оку» и «пятерку». Напомним, новой была только «Ока», а ИЖ и «пятерка» достались нашим героям уже с пробегом. Правда, с небольшим.

Итак, одометры машин отщелкали уже почти половину заявленного заводами-изготовителями ресурса. Автомобили покаверно служат — и не только в поездках местного значения. В пору отпусков бывали и серьезные пробеги — в Питер, в Казань, Нижний Новгород, в Крым, ну, и так далее.

Само собой, не обошлось без мелких и, увы, неизбежных повреждений — «Ока» пробила шину, измяв диск, «пятерке разбили фару. А „Оде“ в ветровое стекло прилетел хороший камень. Трещина предательски быстро разрослась. Вернувшись домой, Сергеич за 1200 руб. купил стекло и тут же его заменил (для этого нужен лишь шнур да пара умелых рук). И тут же, за работой, укладывая резиновый уплотнитель, назидательно вещал: „А на относительно свежей иномарке или даже „десятке“ стекло вклеено! Его кроме как в сервисе, да за немалые деньги, не заменишь! Или покупай специнструмент для вклейки-очистки, а он тоже недешев! Нет, я против таких вот передовых технологий. Вот сейчас закончим, и тебе, Николай, на фаре сэкономим, заменим только копеечное стекло. Это ж тебе не цельная фара из поликарбоната за три с лишним тыщи!“

И Сергеич, пожалуй, прав. Зачастую в дальний дороге лучше ехать на старой, хорошо изученной машине, которую досконально знает множество автомобилистов по всей стране. И, ясное дело, могу починить в ближайшем городке, а то и в колхозе. И запчасти найдутся. Пусть три наши машины — вчерашний день конструкторской мысли, но ездить-то они могут! А сломайся современнейший Oldsmobile где-нибудь под Лесосибирском, где и мобильники не работают — что тогда? Триста верст пешком? Остается уповать на попутку.

Другой плюс старых машин — относительная всеядность. Они с удовольствием поедают «девяносто второй» с заправки самого сомнительного вида. И даже катализатор не забьет, потому что нет никакого катализатора... А что до комфорта и динамики, то разница не катастрофическая — в салоне мягко, тепло и сухо. Ну да, на «пятерке» руль тяжеловат, «Ока» в гору не тянет, а ИЖ шумноват. Так и цена соответствующая. Бензину, опять же, карбюраторные машины потребляют чуть больше. Но с другой стороны, новая «десятка» стоит примерно столько же, сколько новая же «Ода» (самая дорогая из нашей троицы) плюс примерно 6500 литров 95-го бензина. Да на таком запасе можно проехать тысяч 80–90 километров.

А конструктивные поломки? За два-то года? Больше всех хлопот подарила «пятерка». Лопались пластинчатые пружины сцепления, те, что связывают упорный фланец выжимного подшипника с корзиной — известное слабое место «жигулей». Дважды меняли успокоитель цепи. Развалился подшипник контактной пластины распределителя. Закис «колдун», а потом и задние тормозные цилиндры. Сергеич не раз регулировал карбюратор, менял свечи и провода, проверял и перепроверял зажигание, чистил кулачки, и с филигранной точностью регулировал клапаны — мотор все равно потряхивает на холостых. Не раз он советовал Коле раскошелиться на электронное зажигание, с датчиком Холла, чтоб двигатель заработал ровно. Тщетно. Николай деньги зажал на неоновую подсветку, приятелям на зависть. Сергеич лишь глянул длинно на него, пожал плечами и произнес короткий, весьма эмоциональный монолог. Речь его была образна и убедительна, и по понятным причинам мы ее не приводим.

Застучала подвеска впереди — пришлось менять рулевую трапецию вместе с маятником. Потек краник отопителя (тоже старая «жигулевская» болячка). Сергеич посоветовал керамический, его и поставили — работает как часы уже год. Пришлось возиться и с коробкой — перестали включаться передачи. Оказалось, открутился ограничитель хода рычага и потерялась пружина, так что Коля отделался потерянным в обществе Сергеича днем да бутылкой проклятой.

В целом к подвеске и ходовым частям никаких претензий, они сохранились на удивление хорошо. Двигатель тоже живой, масло не ест, и пройдет еще, по прикидкам Сергеича, тысяч 70–80 до капремонта. Кузов — главная и самая дорогая деталь автомобиля — в очень неплохом состоянии. Кое-где цветут мелкие пятна ржавчины, совершенно неопасные. Главное — геометрия сохранилась.

«Ока» более всего радовала Надежду более чем скромным аппетитом. На заправки она заезжала куда реже своих знакомых, да и топлива заливала меньше. А бензин нынче недешев. Неудивительно — расход за городом у нее меньше 5 л/100 км. Для сравнения — «пятерка» поедает в среднем около 8 л на сотню, «Ода» немногим меньше.

Ломалась редко, да метко. Больше всего досаждала системы охлаждения — дважды рвались шланги в разных местах (оба раза обошлось малой кровью —удалось просто их укоротить, да и двигатель не закипел). Однажды заклинило термостат. Капризничает электрика. Катушка зажигания приказала долго жить чуть ли на первой тысяче пробега. На гарантийный ремонт машину не погнали — дороже выйдет на буксире-то. Сергеич нашел время — купил новую, производства МЗАТЭ, и пообещал, что эта прослужит долго. Сдох указатель уровня топлива — показывает почти всегда 3/4 бака. Надежда приучилась ориентироваться на контрольную лампу. Как замигает, значит бензина осталось километров на 50. Стрелка температуры охлаждающей жидкости тоже показывает то ли направление на Север, то ли высоту над уровнем моря. Поворотники иногда сами собой отключались (эту беду Сергеич исправил-таки, наладив контакт в прикуривателе). При троганье с места стонет сцепление. На этом скупой список неисправностей малышки заканчивается. Пока. Пробег у нее все же маловат, не все болячки вылезли наружу.

«Ода» тоже ломалась. Бесконечные течи тосола Сергеич устранил раз и навсегда, заменив ленточные хомуты на червячные. Очень быстро порвался ремень генератора (барахло ремень, надо сказать). Дед разорился на немецкий, с зубчиками — этот служит второй год. Постоянно соскакивал с карбюратора капроновый наконечник троса привода газа. Достаточно было разогреть его газовой зажигалкой и чуть сжать, — как рукой сняло. Хуже всего у ИЖа с треклятой электрикой. Трижды пришлось менять моторчик стеклоомывателя, благо, недорогой — всего 100 руб. Моторчики работали до обидного недолго — который пол-года, который месяц. Наконец, Сергеич догадался установить его вертикально, чем проблему и решил: щетки коллектора перестало заливать незамерзайкой. Как-то летом отказал генератор. Оказалось — пробит диод. Грошовая деталька, а найти ее Сергеич так и не смог. Продавцы же, как один, предлагают генератор в сборе, за 1000 рублей. В конце концов, почти уже отчаявшись, Сергеич наткнулся-таки на диодный выпрямитель в сборе (в народе — «подкова»), за 180 рублей. У ИЖа он оригинальный, и, видимо, в дефиците. К 50 тысячам пробило пластиковый наконечник свечи, и Сергеич мудро заменил все колпачки на резиновые, а заодно провода высокого напряжения. Больше в «Оде» ничего не ломалось. Сергеич уверен, что машина пройдет еще тысяч 100, а то и 150. Кузов — не ржавеет! Порог, где сколота еще год назад краска, ржа не трогает — виден чистый металл. То ли оцинковка тому причиной, то ли антикор — неизвестно.

Конечно же, одним бензином и поломками расходы на машины не заканчиваются. Всем троим пришлось, скрепя сердце, покупать автогражданку, менять расходники (колодки, фильтры, масла, амортизаторы и пр.). Самая дешевая в эксплуатации, конечно «Ока», в первую очередь за счет маленького расхода топлива. «Пятерка» оказалась дороже «Оды», по большей части из-за расходов на запчасти. Но все равно — эти суммы не сравнить с иномарочным разореньем.

Вот и занудный Сергеич, сидя за чаем в гостях и вспоминая военные годы, клянет зарубежную технику на чем свет стоит: «Мало ли что, тюкни случайно иномарку — дык ремонт обойдется дороже самой машины. А нашу машину почти всегда можно восстановить из пепла. Нет, ребята, если уж кто и неубиваемый — это не Toyota и не Mercedes, а самый обычный „жигуль“! Или хоть мой Иж». Скажет — и стукнет баранкой по столу. Бывалый!

Читайте также:

От печали до радости

Кросс-кантри

12 стульев

Тюним-потюним...

Наших бьют!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии