Автотренинг

Автотренинг

После недавнего открытия производства Lada Kalina российский авторынок с нетерпением ожидает запуска ее ориентировочного конкурента – седана с ромбиком на облицовке. Обстановку подогрели объявленные цифры – цена в 7000–10 000 евро и проектная мощность СП в 60 000 ежегодных Logan.

Премьеру запланировали на весну. Но вместо того чтобы до поры заделывать щелочки от посторонних взоров, руководство СП пригласило журналистов посетить производство – уже почти готовое к эксплуатации. Редкая возможность! – до открытия на заводы пускать вообще-то не принято. С чего бы такое гостеприимство? Ну как же: это антискептическая акция, доказательство того, что все идет по плану. Доказывать повели прямо в цеха, предварительно попросив надеть специальные очки. Что характерно, не розовые, а защитные – чтобы не наловить «зайцев» на участках сварки. Позвольте, так завод уже работает? Может, и седаны потихоньку собирают?!

Вошли на территорию и тотчас увидели полусобранные кузова Logan! Не может быть...

Очень даже может быть! Но погодите ломиться в двери дилеров, заказы тоже начнут принимать весной. Пока все, что происходит, – исключительно для тестирования, наладки, обучения. Рабочие действительно сваривают, окрашивают и собирают автомобили, но все это Большая Тренировка.

До основанья! А затем все собранные в процессе «репетиции» машины безжалостно уничтожат.

Коллеги по цеху

Совместное предприятие, что на Юго-Востоке столицы, занимает 30 га, а непосредственно производственные площади – 10 га. Экскурсия начинается с самого большого цеха – сварочно-сборочного. И уж подробности создания Logan нам продемонстрировали до шпильки. Но вы ведь не собираетесь завтра устраиваться на СП? Тогда основные моменты.

«Фзз! Фз!» – вот и очки пригодились. Здесь сваривают кузова – и сыплются искры... Вот навешены боковины, и кузов сжимает специальная машина, фиксируя его по заданной геометрии. Постепенно у Logan появляются крыша, арки, пороги, рамки. Через участок дуговой сварки кузов перемещают на линию навесных элементов, где прикрепляют крышку багажника, двери, крылья, капот и набивают VIN.

Окрасочный цех – самый компактный: всего 1,1 га. Туда кузов уплывает на семь часов. А нас не пригласили: опасаются нарушения «стерильности». Зато показали зрелищный ролик с ритмичной техномузыкой – видеоклип, достойный MTV.

Тем временем кузова проходят участок подготовки поверхностей и купаются в катафорезном грунте (он дает защиту от сквозной коррозии на шесть лет). Затем сушильная камера катафореза, и через участок, где наносят герметик и мастику, – к роботам под распылители, снова грунтоваться. После на них вручную наносят эмаль и покрывной лак.

Цех сборки занимает 28 тысяч кв.м. С момента, когда сюда попадает сверкающий лаком кузов, для него «включают таймер» – цикл идет 6 часов 40 минут. Logan обрастает деталями. Часть крупных элементов собирают на отдельных участках и подают в нужное время. На выходе с подвесной линии Logan получает подрамник с готовым силовым агрегатом (российские рабочие лишь монтируют на него навесное оборудование), заднюю подвеску, радиатор кондиционера (если заказывали), бензобак. Теперь все внимание салону. Рабочие укладывают ковровые покрытия, крепят обивку потолка, устанавливают ремни, сиденья и т. д. Затем ставят бамперы, колеса, вклеивают ветровое и заднее стекла, подсоединяют проводку. Аккумулятор – на место. Руль – на место. Пора заправляться эксплуатационными жидкостями.

Renault Logan закончен. Экскурсия тоже.

Мы еще раз оглядываем «экспозицию». Такое впечатление, будто в этой аккуратной картине, разделенной на четкие фрагменты и операции, не хватает чего-то очень важного. Тут... слишком просторно, что ли... Детали – люди, люди – детали... Ба-а! Да ведь тут совсем нет РОБОТОВ! Среди монтажников ни одного, даже самого примитивного киборга! Все живые, все ручками.

Если точнее, на СП только два робота – те самые «грунтовщики» в цехе окраски. На этапе сварки, где соединяют 358 деталей и отрабатывают 3656 точек, автоматизировано всего 2% – на перемещение кузовов и установку крыши. В цехе сборки ручной труд на все 100%. Сегодня, на стадии тестирования, рабочие действуют неторопливо, с чувством, с расстановкой. Но каково им придется, когда производство войдет в темп?!

Глава «Автофрамоса» Жан-Мишель Жалинье рассказал: после весеннего открытия завод заработает в одну смену, с осени введут вторую, на проектную же мощность в 60 000 СП выйдет в начале 2007 года. Седаны потекут с конвейера по одному каждые четыре минуты: 115 штук в день!

Как в таких интенсивных условиях повлияет на качество ручной труд? Ведь к концу восьми часов смены люди элементарно устают?

Количество качества

Прежде чем прояснить вопрос о человеческом факторе, вспомним: цена Logan – в растущих евро. Удалось узнать, что представительство Renault всерьез думает над проблемой перевода цен в доллары, но пока... Пока «Автофрамос» – это евротерритория, стало быть, в условия задачи входит экономия – на тех же роботах. При этом Logan позиционируют как очень привлекательный именно в плане цены/качества.

Так вот, на обеспечение качества брошена масса усилий! Начиная с отбора и обучения персонала. Основной состав сформирован – главным образом мастера (настоящие универсалы, способные выполнять все операции на доверенном участке), старшие операторы. Но вербовка молодых москвичей с «определенным уровнем образования» продолжается. К 2007 году здесь должно работать около 2000 человек. При отборе упирают на способность быстро приспосабливаться к стандартам. А они у Renault жесткие: на момент «настоящей» работы движения персонала должны быть безошибочными.

На сегодняшней стадии технологи прорабатывают эргономику труда. Рабочему должно быть удобно, тогда и уставать будет меньше. Учитывают даже рост человека – высоких не заставят сидеть на корточках, переведут на другие операции.

Контроль качества еще круче. Иерархия проверяющих на местах – как само собой разумеющееся. В конце крупных этапов расположены пункты досмотра. На промежутке пути от сварки к окраске есть пункт «быстрой ретуши» – там корректируют мелкие дефекты. А вскоре смонтируют пункт «серьезной». Периодически один из выбранных наугад кузовов будут планомерно разрушать, высматривая качество сварки (эх, вот бы посмотреть!). И регулярно – пять раз в неделю – станут отбирать кузова для контроля за соблюдением геометрии. Не сместились ли сварочные точки? Процедура занимает три часа и умы компьютеров. А если сместились? Коррекция! Не рук сварщиков, конечно, а подающих детали пилотов.

После окраски кузов тщательно осматривают, отмечают мельчайшие дефекты и тотчас их исправляют. Постоянно проверяют электрические и механические функции детища в процессе сборки. В конце «логанов» загоняют на барабаны для динамических испытаний, потом на небольшой трек для живых поездок. Несколько автомобилей ежедневно проверяют по принципу клиентской пристрастности: ползают по нему несколько часов, щупают, вынюхивают...

Logan-план

Нам не пришлось вынюхивать подробности планов – господин Жалинье с радостью поделился новостями. И удивил тем, что вместо обещанных на конец года двух российских поставщиков «Автофрамос» подписал контракты с пятью!

Московский завод АМО «ЗИЛ» отштампует и окрасит (с катафорезом) защиту тормозных трубопроводов и штамповку поперечины пола. Не обойдется здесь без стали известной группы «Северсталь»! Два комплекта штамповой оснастки для ЗИЛа изготовит ЗАО «Интеркос – IV» из Санкт-Петербурга, а другой питерский партнер, ООО «Эласт Технологии», начнет серийные поставки передних и задних резиновых брызговиков. В Нижнем Новгороде НПП «Сотекс», специализирующееся на изготовлении полиуретановых подушек для автомобильных сидений, готовит производство девяти элементов для Logan. И, конечно, ОАО «Борский стекольный завод» – с него восемь наименований продукции.

Renault Symbol российской сборки полностью состоял из импортных деталей. А программа локализации «логана» предполагает использование 20% наших комплектующих. Это к 2005 году, потом процент надеются увеличить.

А не планируют ли уже сейчас увеличение объема выпуска? Даешь больше 60 000! «Мы будем иметь точное представление об этом в 2005 году, – ответил глава СП. – Все будет зависеть от возможности обеспечения качества при таком объеме». Жалинье не сообщил, сколь интенсивно будут прирастать числом Logan: «Прежде всего мы собираемся следить за качеством, это важнее!» Далось им это качество! Далось. И нам тоже!

«Автофрамос» планирует расширять сеть дилеров. По предположению Жалинье, чем дальше, тем более значимую роль на российском рынке будут играть собранные здесь иномарки. В планах у Renault продать нам в 2008 году в общей сложности 100 000 автомобилей! Угадайте, какая модель по расчетам фирмы должна доминировать?

Фото Renault

Подпишитесь на «За рулем» в