Дважды одна

Дважды одна

Согласитесь, очень любопытная ситуация! Уже сейчас соотечественники могут потирать лбы перед лицом выбора. Очевидно, например, что новинка конструктивно лучше. Как и то, что начальная стоимость предшественницы ниже.

Мы постараемся получить представление о кандидатках от каждой партии. Вероятнее всего, критерием №1 для заинтересованных станет все-таки степень новизны. Почему не цена? Потому, что меряться ценниками версии из разных линеек могут долго. Правда, кузов Combi и полный привод Octavia II предложит позже, но уже сейчас у нее готов список из нескольких комплектаций, бензиновых и дизельных моторов, трансмиссий.

Мы согласились на лотерею в подборе машин – так даже интереснее. Совпали кузова, комплектации (Elegance) и коробки (5-ступенчатые МКП). Но сине-зеленая Octavia II предстала с двигателем 1.6 MPI, а черная Octavia – с наддувным мотором 1.8 и полным приводом. Как таких сравнивать?

А вот как: проехать на каждой по одному и тому же маршруту, сменяя друг друга и...

...И возникает вопрос, кому на какой ехать? Каждому хочется начать с «отправной точки» – черной машины. Примелькавшийся довольно простодушный по сути экстерьер не делает ее менее привлекательной «бедной родственницей»! И цвет здесь ни при чем. Причина... в аккуратной эволюции дизайна Octavia II: сразу видно, откуда что взялось, за что боролись. За преемственность с поправкой на востребованный сегодня престиж!

Кто бы мог подумать, что синхронное выступление машин так положительно скажется на нашем восприятии неновой модели... Может быть, коллеги торопятся за руль прежней Octavia еще и потому, что она выглядит более легкой на подъем – габариты скромнее. В профиль заметно, что Octavia II подросла, даже спойлер на кромке пятой двери – и тот внушительнее.

Зато у прежней модели крупные элементы есть в интерьере. Большие кнопки на консоли, широкие подрулевые, приборы-блюдца с орнаментом заметных цифр по каемкам. Тему удобства продолжают щедрые диапазоны регулировки сиденья и руля – в двух плоскостях. На первый взгляд здесь не тесно, все ясно-понятно до бесхитростности, привычка не нужна. Коллега прыгает за руль и пускает мотор.

Эргономика у Octavia никогда не была витиеватой – всегда можно было так запросто прыгнуть и сразу поехать. Но стекла не торопятся оттаивать, а салон – прогреваться. Коллега с досадой обнаруживает, что пульт отопления и вентиляции расположен слишком низко, а кнопки, дисплей и спаренные реостаты подогревов сидений мелкие. Немудрено, что через минуту холодный, жесткий и тонкий обод руля уже кажется ему неприятным, а темная пластиковая отделка чересчур мрачной. Кроме того, все остальные соратники закрылись внутри Octavia II. База там длиннее на 66 мм и сидящим сзади очень просторно. Багажный отсек никак не повлиял на размер жилого, хотя литров объема в нем прибавилось.

Водитель Octavia II тоже не спешит отправляться, изучает рабочее место. Он обескуражен. Внутри машина не просто просторна – огромна! Массивы передних сидений легко и услужливо ходят от самого руля почти к заднему дивану, опускаются на глубину и возносят водителя под потолок (а запас над головой еще остается). Центральный подлокотник похож на небольшой столик. Светлый интерьер имени унификации VW выполнен очень качественно и дорого. Отличный, податливый на ощупь руль с функцией отключения подсветки кнопок на ступице – вы подумайте! А кнопки просто пластилиновой мягкости: нажав, человек видит легкий отпечаток пальца! И это Octavia?!

Octavia II! Многие решения узнаваемы, хотя задачи расположения некоторых мелких деталей решены заново. От этого возникает ощущение, что окружен массой заботливых подробностей – надо все рассмотреть и все попробовать. Стал другим пультик электрозеркал. Климат регулируешь тремя понятными ручками. Ручку головного света увеличили и приподняли. Реостатики подогревов сидений разнесены к людям (впору пустить умильную слезу). Есть солидная аудиосистема с дисплеем, а на приборной панели экран не меньше. Не может быть! Зачем они поменяли местами тахометр и спидометр?! Ах, они просто разметили шкалу через каждые 500 об/мин... Извините, но высматривать крошечные значения очень трудно!

Промах с циферблатами не портит благополучное настроение. В салоне тепло. Мелкие вещи разложены по местам. Чем бы заняться... Ой, надо же ехать! Черная Octavia как раз махнула задним дворником и скрылась. Вот досада – у новинки задний дворник сочли за рудимент и упразднили, а обогрев не справляется. Благо боковые зеркала передают хорошую картинку.

Octavia уже далеко. Водитель хорошо устроился и поглощен процессом управления: крутит удобный в деле руль с тонким ободом, выжимает податливую и длинноходную педаль сцепления (все три педали Octavia невесомые), разминается грубоватым рычагом МКП. Переключения не всегда даются легко, а менять передачи приходится часто. На слух салон – что пустая емкость, а на органы порой проходят вибрации.

Но коллеге совершенно наплевать. Он рад по уши! Под черным капотом работает азартный мотор 1.8! До 2000 об/мин он спит, но затем слышится хамский и сочный свист турбины, и полноприводный хэтчбек всеми четырьмя рвет в перспективу. Класс! Разгон продолжается вплоть до красной зоны, причем интенсивно ускоряться можно и с пятой. Остается следить, чтобы стрелка тахометра не падала ниже живительной отметки, и вновь переключаться вниз.

А где же Octavia II? У нее все путем. На хорошей дороге в салоне тишь да гладь, шумо- и виброизоляция тоже «дорогая». Сиденье жестче прежнего, нашему водителю – в самый раз. Педаль газа напольная, рычаг МКП короткоходный и четкий. Octavia II, как вы уже догадались, построена на платформе Golf V. Припоминаем: у того, с которым мы знакомились, тоже был 1.6 – и тоже «обычный», не FSI. В движении Octavia II очень его напоминает. Мотор похож на... 1.8 turbo – тем, что неохотно раскручивается снизу. Динамики ради его приходится крутить до 4500–5000 об/мин. Двигатель ровный, но если на пятой передаче стрелка упадет до 3000 об/мин, нужно браться за рычаг. Зато все движения водителя спокойны и размеренны, ничто его не беспокоит. К месту, где хорошая дорога превращается в морщинистую гримасу, черная Octavia привезла довольного человека, а сине-зеленая Octavia II – группу умиротворенных.

Участок машины прошли по-разному. С черной коллега особо не церемонился, но она на удивление мягко миновала ущербное полотно. Правда, до этого Octavia раскачивалась сильнее желаемого и поклевывала при торможениях. Сине-зеленой пришлось притормозить заранее. Крены у Octavia II значительно меньше, но на обратной стороне медали за комфорт – тряска на мелких неровностях. И, кстати, пять баллов за тормоза.

Маршрут завершается на покрытой снегом площадке. Полноприводная Octavia чувствует себя прекрасно! Полный привод давал уверенный разгон на снегу и приличную фору в потоке. Муфта Haldex так незаметно перераспределяла момент, что коллега и подзабыл, чему обязан устойчивостью хэтчбека. На площадке Octavia 4x4 управляется так здорово, что трудно остановиться и оторвать руки от пресловутого жесткого обода. В нужный момент задок мягко подталкивает невидимый доброжелатель, и хэтчбек легко вписывается в заснеженный поворот. Периодически хрустит и трещит ESP. Отключим? Размотать машину до потери контроля по-прежнему трудно, но вот, наконец, дошло до заносов. На небольших скоростях машину легко и просто поймать за шиворот, показав ей нужное направление. А управляемость у Octavia II еще лучше – вышколили! Есть неопасная склонность к сносу. Можно поймать, отпустить, поймать снова... Нет, так даже неинтересно. Как-то уж слишком все правильно.

А теперь опять поставим их рядом. Какие разные! И при этом разделить их и поссорить не выйдет. Они заодно. Прежняя Octavia... Да что мы заладили «прежняя» – «все еще актуальная»! Она вызывает искреннюю симпатию. Ее хочется похлопать по крылу, потом в очередной раз прыгнуть за руль... Рекомендованная стартовая цена – от $14 520 (версия 1.6 Classic). Это, на наш взгляд, хороший вариант для одного, двоих, двоих с маленькими детьми. Наконец для службы в компании. Шире видится и география ее распространения.

Octavia II – это Цивилизация. Почти Volkswagen. Много автомобиля, солидного и комфортного. Стартовая цена – от $19 011 (та же Classic 1.6). Модель подойдет тем, кто готов оплатить ее новизну. И вряд ли владелец пожалеет о выборе. Хотя кто сказал, что выбирать нужно только одну? А ну как семья современного Новосельцева не устоит перед обеими? «У нас Skoda. Octavia и... И тоже Octavia».

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в