Присадки к дизтопливу: дым, жаба и флакончики

Подозрительные дизельные заправки стоит обходить стороной, но в жизни всякое бывает… Как спасти дизель, хлебнувший некачественное топливо?

1

1

ТРЕБУЕТСЯ КОРРЕКТОР

Случилось: нарвались на дрянное топливо! Об этом скажет сам мотор — дымом из выпускной трубы, своей «тупостью» и нежеланием пускаться с полутыка, как было еще вчера. Причем все произойдет не сразу, ведь какое-то время после заправки мотор работает на доброкачественных остатках предыдущей кормежки. Что делать-то?

Самое лучшее — слить, вымыть и прочистить! Однако в 99% случаев это нереально — по разным причинам. Но если производители чего-то «недоложили» в свое топливо, то, может быть, сделаем это сами? Вон сколько красивых флакончиков на полке…

Дрянной соляр способен навредить малым цетановым числом, низкой смазывающей способностью и плохими низкотемпературными свойствами. Ухудшенный пуск, к примеру, может быть следствием чего угодно из перечисленного — добавим сюда же игрища с превращением летнего ДТ в зимнее путем добавления керосина. То же относится и к дымности, и к «тупости». Поэтому возьмем «каждой твари по паре»: цетан-корректоры, смазывающие присадки, антигели и универсальные составы. Последние гордо называют себя корректорами топлива: там все обещанные радости смешаны в одном флаконе.

Все составы — разных фирм из числа наиболее известных. Цетан-корректоры: российский препарат BBF и «американец» «Цетан-плюс SMT2». Со смазывающими присадками: наш «ТОТЕК для ЕВРО-4» и французская «Энергия-3000». Антигели: американский Hi-Gear Diesel Antigel и российский «Астрохим Антигель diesel». Комплексные универсальные препараты: немецкий Liqui Moly — Super Diesel Additive и европейский Castrol TDA.

СЛОЖНАЯ ЖИДКОСТЬ

Дизель куда более своего бензинового собрата чувствителен к составу топлива. Особенности его работы таковы, что впрыск, испарение и горение идут не где-то, а прямо в цилиндре, причем времени на это отводится очень мало. Более того, если для бензинов различия по ключевым параметрам (октановое число, фракционный состав, содержание разных углеводородов и кислорода) составляют считаные проценты, то для дизельного топлива (ДТ) картина куда хуже. Недавняя плановая проверка солярки на АЗС ведущих брендов в одном большом северном городе показала, что цетановое число, важнейший параметр топлива, гуляло от 46 до 55 единиц, то есть почти на 20%! Температура перегонки 95% образцов менялась от 290 до 360 ºС! Известно: чем выше температура перегонки, тем хуже испаряется топливо, а чем ниже цетановое число, тем труднее его воспламенить. Вот вам и дым, и нежелание мотора крутиться.

Но это еще цветочки. Даже в образцах, отобранных на «суперзаправках», содержание серы лежало в диапазоне от менее чем 7 ppm до 4000 ppm и выше! Показатель смазывающей способности, так называемый диаметр пятна износа, менялся от 245 до 460 мкм. А самое смешное в том, что вся эта солярка была кондиционной! Такие у нас лукавые ГОСТы и прочие регламенты.

ГРЯЗНОЕ ДЕЛО

Для начала мы взяли топливо кондиционное, но проходящее по самой грани наших либеральных правил. Осталось только его добить — разбавить изрядным процентом керосина. В итоге цетановое число упало до 41, а вот смазывающая способность — всего до 402 мкм (что, кстати, соответствует требованиям регламента). Низкотемпературные свойства летнего ДТ с вводом керосина немного улучшились, но до настоящей зимней солярки было еще очень далеко. Температура фильтруемости составила минус 9 °С, застывания — минус 25°С. Пришло время откупорить флаконы!

Итог — в сводных таблицах. Специализированные препараты свои основные заявленные функции выполнили. Цетан-корректоры повышают цетановое число, смазывающие присадки — соответственно смазывающую способность, антигели улучшают низкотемпературные свойства. Универсальные корректоры тоже работоспособны, но в эффективности уступают специализированным составам по каждому параметру. Особенно это заметно на примере смазывающей способности — сравните «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly. Аналогичная картина с коррекцией низкотемпературных свойств и цетанового числа. Впрочем, «универсалы» всегда проигрывали «специалистам»! Зато они выигрывают в удобстве и простоте использования — вместо трех флаконов можно возить с собой один.

А ЧТО ПОНЯЛ ДИЗЕЛЬ?

Пробирки и мензурки — дело хорошее, но что скажет сам мотор? На те изменения, которые внесли в топливо универсальные корректоры Castrol TDA и Liqui Moly, он реально отозвался снижением расхода топлива и дымности. Кстати, в этом случае дымность — значительно более чуткий индикатор улучшения условий смесеобразования.

А вот узконаправленные составы типа «Энергии-3000» и антигелей моторных характеристик практически не улучшили. Впрочем, в описании препаратов этого и не обещали — они ведь направлены на решение лишь одной специфической проблемы. Так что все честно.

Приятно наблюдать успех отечественной автохимии. «ТОТЕК для ЕВРО-4» и смазывающую способность повысил, и про расход топлива с экологией тоже не забыл, причем сработал даже более эффективно, чем титулованные «немцы-англичане»! 

Итак, все зависит от ситуации. Летом стоит держать про запас банку универсального корректора топлива и использовать его по необходимости — когда мотору стало нехорошо после заправки. Зимой ситуация сложнее! Качество топлива в холодный период года куда больше влияет и на пуск дизеля, и на его ресурс. Потому мы добавили бы в бардачок еще специализированную смазывающую присадку, которая поможет компенсировать проблемы, связанные с «керосиновым» методом получения зимнего топлива, и применяли бы ее через каждые 3–5 заправок. Антигели нужны в переходный период: осенью и в начале зимы. Мало ли случаев, когда при устойчивом минусе на улице еще распродают остатки летнего топлива! И мы лили антигель в бак каждый раз, заправляясь на неизвестных и подозрительных АЗС. Хуже от них точно не станет, а вот спасти от «прихвата» топливной системы морозной ночью они могут.

Цетановая присадка нужна в любое время года в дальних поездках. Это вблизи столиц проблем с цетановым числом мы не видели, а вот в далеком Замкадье они здорово осложняют жизнь.

Наши комментарии результатов работы с разными препаратами — в таблицах. Мы намеренно не расставляли баночки по местам — они РАЗНЫЕ, потому сравнивать их эффективность было бы просто безграмотно. Да и проверяли мы не столько составы, сколько возможности тех или иных технологий спасения топлива. Какие делать выводы, решать вам.

Итоговые таблицы открываются по клику в полный размер:

Универсальная группа

Модификатор дизельного топлива Liqui Moly — Super Diesel Additiv, Германия

Модификатор дизельного топлива Liqui Moly — Super Diesel Additive

Модификатор дизельного топлива Liqui Moly — Super Diesel Additive

Ориентировочная цена — 290 руб.

Объем — 250 мл (на 75 л ДТ)

Обещано все сразу: увеличенная мощность, меньший расход, смазывающая способность, снижение шума и износа. Но дизель все равно шумит (то есть работает), зато по мощности и расходу топлива эффект действительно обнаружен. Возможно, сработало увеличение цетанового числа. А вот влияние на смазывающую способность невелико. И цена слишком высока — почти 4 рубля за обработку литра солярки.

+ Неплохие моторные эффекты по экономичности и экологии, заметное увеличение цетанового числа.

— Незначительно увеличивает смазывающую способность и мало улучшает низкотемпературные свойства. Очень дорого!

Многофункциональная присадка к дизельному топливу Castrol TDA, EU 

Многофункциональная присадка к дизельному топливу Castrol TDA

Многофункциональная присадка к дизельному топливу Castrol TDA

Ориентировочная цена — 350 руб.

Объем — 250 мл (на 250 л ДТ)

Увеличение смазывающей способности и цетанового числа — в пределах погрешности измерения. Но по моторным и экологическим показателям совсем неплохо. Цена приемлемая. Да и возможность точного дозирования дает препарату бонус в тесте.

+ Хорошие моторные и экологические эффекты при невысокой стоимости обработки литра топлива.

— Невысокий эффект повышения основных физико-химических свойств топлива. Препарат европейский, а там, видимо, уверены, что в топливе с этим все должно быть в порядке!

Группа смазывающих присадок

Присадка смазывающая для дизельного топлива «Энергия-3000», Франция, расфасовано в России

Присадка смазывающая для дизельного топлива «Энергия-3000»

Присадка смазывающая для дизельного топлива «Энергия-3000»

Ориентировочная цена — 90 руб.

Объем — 200 мл (на 40 л ДТ)

Надпись на флаконе сообщает о соответствии требованиям стандарта Euro 4. Интересно — каким? Неужели на автохимию уже выпустили такой стандарт?

Узкоспециализированный препарат, реально повышает смазывающую способность солярки. По моторным показателям никаких бонусов мы не заметили. Да и дороговато — более 2 рублей платы за облагораживание каждого литра топлива.

+ Препарат достаточно эффективно повышает смазывающую способность топлива.

— Дорого, и никаких других бонусов — ни экономии, ни экологии.

«ТОТЕК для ЕВРО-4», Россия

«ТОТЕК для ЕВРО-4»

«ТОТЕК для ЕВРО-4»

Ориентировочная цена — 250 руб.

Объем — 500 мл (на 250 л ДТ)

«Суперкомпонент», «нанотехнологии управления горением» — красиво и непонятно. Но это единственный препарат, который дал и мощный эффект роста смазывающей способности (аж на 40%!), и одновременно «нанопоуправлял» горением. В ходе испытаний получены значения, близкие к обещанным рекламой, — нечастый случай. Удорожание топлива — на рубль за литр, что вполне сопоставимо с разницей в цене между хорошей соляркой и не очень на разных АЗС.

+ Увеличение смазывающей способности в сочетании с хорошим моторным эффектом.

— Посредственная упаковка.

Группа цетан-корректоров

Очиститель «Цетан-плюс SMT2», США

Очиститель «Цетан-плюс SMT2»

Очиститель «Цетан-плюс SMT2»

Ориентировочная цена — 580 руб.

Объем — 240 мл (на 480 л ДТ)

Очищающие свойства мы не проверяли, но рост цетанового числа налицо. Да и смазывающая способность улучшилась — не очень сильно, но заметно. Мотору это явно понравилось. А еще — самая удобная и продуманная упаковка с дозатором. Но цена высоковата.

+ Хороший эффект увеличения цетанового числа совмещен с небольшим улучшением смазывающей способности.

— Дорого! Да и моторные эффекты невысоки.

«Цетан-корректор BBF», Россия

«Цетан-корректор BBF»

«Цетан-корректор BBF»

Ориентировочная цена — 40 руб.

Объем — 325 мл (на 50–60 л ДТ)

Препарат самый дешевый, узкоспециализированный. Цетановое число увеличивает, все остальное при этом не портит — уже хорошо. После этого корректора дизельный мотор стал дымить заметно меньше. А вот фасовка явно неудобна для больших дизелей — не возить же с собой коробку флаконов…

+ Самая низкая цена при неплохой эффективности.

— Узкая специализация.

Группа дизельных антигелей

«Астрохим Антигель diesel», Россия

«Астрохим Антигель diesel»

«Астрохим Антигель diesel»

Ориентировочная цена — 55 руб.

Объем — 300 мл (на 60–120 л ДТ)

Тоже дешевый узкоспециализированный состав. И весьма эффективный в своей области. Моторные показатели дизеля почти не изменились — значит, на другие характеристики топлива, кроме низкотемпературных, препарат не подействовал! Но этого и не обещали, так что все честно.

+ Невысокая цена, наилучшая эффективность улучшения низкотемпературных свойств.

— Очень узкая специализация, сложность точной дозировки.

Препарат Hi-Gear Diesel Antigel, США

Препарат Hi-Gear Diesel Antigel

Препарат Hi-Gear Diesel Antigel

Ориентировочная цена — 135 руб.

Объем — 325 мл (на 160–640 л ДТ)

Обещают улучшение низкотемпературных свойств и смазывающей способности. Проверили — улучшает! Но как пользоваться, когда табличка применения предлагает диапазон концентраций с четырехкратной (!) разницей между нижней и верхней границами, а сам флакон непрозрачный и без дозаторов? Зато недорого.

+ Одновременно улучшает и смазывающую способность, и низкотемпературные свойства — обычно это совместить сложно. Недорого!

— Сложность дозировки.

ГРУППА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОРРЕКТОРОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии