Автокинотека: Дядя Ваня и гонщики

Еще с советских времен гаражных мастеров, починяющих соседские машины, зовут «дядя Ваня». А знаете, откуда такая традиция? Заложил ее едва ли не единственный советский фильм про ралли – «Гонщики».

Сейчас можно только догадываться, каких усилий создателям фильма стоило разрешение разбить несколько машин в кадре, да еще и во всеуслышание озвучить приглашение простых смертных (ну, по крайней мере, тех из них, у кого есть собственные машины) участвовать в гонках. Однако, даже у этого, не типичного по советским меркам фильма была своя «сверхзадача» - показать зрителям все возможности автомобилей и повысить спрос на них.

Многовато...

Запустив в 1971 году АвтоВАЗ, государство столкнулось с тем, что способность завода выпускать по 660 тысяч автомобилей в год не востребована со стороны потребителей. До этого заводы АЗЛК, ИЖ и ЗАЗ выпускали суммарно всего около 200 тысяч машин в год, и покупатели оказались просто не готовы к такому предложению. К тому же первые покупатели побаивались легких и слишком быстрых тольяттинских машин, которые, несмотря на скромные моторы объемом 1200 «кубиков», оказались существенно легче в управлении и динамичнее привычных «москвичей» и уж тем более «запорожцев».

Дядя Ваня - Евгений Леонов

Именно на волне кратковременного затоваривания АвтоВАЗа и родился фильм «Гонщики». Создатели картины, похоже, разрывались, между образом гонщика-романтика из иностранного кино и культивируемым в Союзе поколением водителей-механиков, способных в одиночку заменить коробку передач в полевых условиях менее чем за 20 минут. Именно на противостоянии опытного механика дяди Вани Кукушкина (героя Евгения Леонова) и молодого любвеобильного Николая Сергачева (Олега Янковского) и строится весь фильм. Кстати, роль сына «дяди Вани» Николки действительно сыграл сын Евгения Леонова - Андрей Леонов.

Как ни странно, но акцент в фильме - на продукции АЛЗК, оба главных героя в будние дни трудятся на заводе, а в свободное от работы время участвуют в российских и даже международных гонках. Вот на этом, пожалуй, и заканчивается реальность.

Не шокировать, а мотивировать

Дальше наметанный глаз обнаружит целый ворох недостоверностей и допущений, случайно или намеренно сделанных автором. Учитывая тот факт, что к подготовке фильма были привлечены сильнейшие гонщики того времени - Эдвард Георгиевич Сингуринди (автор многочисленных книг по автоспорту и подготовке автомобилей к гонкам) и Александр Васильевич Ипатенко (участник легендарного ралли Монте-Карло 1964 г. и марафона Лондон-Сидней 1968 г.), скорее можно говорить об умышленных допущениях от режиссера. Цель - соблюсти «главную идею» фильма и в тоже время не слишком шокировать неподготовленного зрителя.

Николай Сергачев - Олег Янковский

Например, ралли «Синий перевал», о котором в фильме идет речь, никогда не существовало в природе. Также как и остается непонятным статус гонок: во время старта ведущий говорил, что к ним допускаются все желающие на абсолютно стандартных машинах. Соревнования подразумевают езду с заданной средней скоростью, что намекает зрителю на любительское ралли третьей категории. Однако в последующем мы видим настоящее боевое ралли по перекрытым дорогам, а то и вовсе без них. Ехать быстро по таким направлениям на неподготовленной машине сродни самоубийству.

Это - фантастика!

Нестыковка вышла и с аварией героя Олега Янковского. Получается, что у его машины одновременно разгерметизировались гидроприводы сцепления и тормозов, что маловероятно даже в условиях гонки. К тому же начиная с 1969 года, «москвичей» оснастили двухконтурной тормозной системой, поэтому полный отказ тормозов стал маловероятен. Кроме того, у пилота сохранялась возможность воспользоваться «ручником». К слову, до мая 1973 года, т.е. во время съемки фильма, «москвичи» оснащались стояночным тормозом, рычаг которого располагался под передней панелью и только потом переехал на привычное место между передними сиденьями.

Дополняет нереальную картину одновременная с аварией поломка коробки передач. Да, у «москвичей» они всегда были слабым местом. Порой даже спортсмены предпочитали устанавливать трансмиссию от «жигулей», ресурс которой превышал ресурс мотора и других агрегатов машины. Но даже если при попытке включения одной из передач с неработающим сцеплением повредить синхронизаторы, другие передачи должны остаться рабочими.

Вартан Вартанович - Армен Джигарханян

Однако не будем вдаваться в мелочи, фильм «Гонщики» один из немногих отечественных фильмов, где о гонках рассказана хотя бы часть правды. Создателям фильма удалось выполнить «госзаказ» и показать превосходство рабочего класса над остальными, и при этом хоть немного приоткрыть завесу тайны, традиционно окутывавшей автомобильный спорт. Заодно - заразить любовью к гонкам мальчишек того времени.

И пусть сейчас гоночные кадры нам, привыкшим к компьютерным спецэффектам, кажутся не слишком впечатляющими, уверен, что настоящий спорт и крепкая мужская дружба, ценны во все времена.

Подпишитесь на «За рулем» в