Ралли-рейд «Дакар»: В третий раз

Преодолеть 9500 км марафонских дорог и полного бездорожья «Дакара» удалось нынче немногим участникам. Почему же так случилось на третий год проведения легендарной гонки в Южной Америке?
Команда «КамАЗ-Мастер» – гость «Гонки звезд «За рулем».

Сложно сказать, что изменилось в сравнении с прошлым годом. Те же горы и пустыни, камни и пески. Но пилоты 180 мотоциклов, 150 автомобилей и 70 с лишним грузовиков в один голос заявили: очень сложная трасса!

У камней вдруг проявилась повышенная склонность выводить из строя покрышки. К ним присоединились ветки деревьев и кустарника: из-за засухи они стали подобны стальной арматуре. Будущий победитель в зачете грузовиков побил собственный рекорд по числу пробитых колес.

Внезапно выходили из строя детали машин, проверенные прежними соревнованиями и никогда прежде не вызывавшие нареканий. Так, кстати, одну из «быстрых техничек» потерял и «КамАЗ-Мастер» – у ее двигателя разорвало поршень.

Из всех пилотов «Фольксвагена» Нассер аль-Аттия почти всегда находится в наилучшей форме, ведь он весь год выступает в классическом ралли.

Пилоты, даже очень опытные, нервничали и делали ошибки, которых не допускали раньше. Жерар де Рой (ИВЕКО), коего прочили в главные соперники камазовцам, выбыл на первом же этапе, на 72-м километре скоростного участка. После неудачного приземления с трамплина у голландца проснулась старая травма спины.

Перевернулся и уничтожил свой БМВ-Х3 аргентинец Орландо Терранова. В неприятную аварию попал Герлен Шишери, которому команда «БМВ Х-Рейд» доверила принципиальную новинку – «МИНИ-Кантримен». В итоге МИНИ уехал в Буэнос на грузовике, а француза обследовали медики на предмет сотрясения мозга. Вдобавок его штурман сломал руку.

Если обратиться к цифрам, то год назад на «Дакаре» сошла с дистанции треть стартовавших экипажей. А последняя гонка вывела из боя почти две трети участников! В таких случаях обычно говорят: «Дакар» показал свой характер. Но не надо все списывать на мистику гонки. Имеются и более объективные причины. Например, значительно уменьшилось число экипажей, приехавших из Европы. А местных, южноамериканских, наоборот, прибыло – но они менее искушены в езде и подготовке машин.

Перчатку пилотам «Фольксвагена» попытался кинуть Стефан Петерансель – безрезультатно. А ведь ему некогда предлагали место в этой команде…

Команды-фавориты вообще обошлись почти без потерь. «Фольксваген» разыграл привычный междусобойчик, в который пытался вмешаться только девятикратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель на БМВ. Но мелкие поломки и бесконечные проколы колес откинули его за черту призовой тройки.

Француз тем не менее поднялся на четвертое место. Поначалу в зачете автомобилей лидировал прошлогодний победитель гонки Карлос Сайнс. Однако катарец Нассер аль-Аттия довольно быстро вытеснил его с первой позиции да так ее и удержал вплоть до финиша. А Сайнса затем еще дальше отодвинул Жинель де Вильерс.

Представляете, какие силы действуют здесь на правое переднее колесо? Возможно, Карлосу Сайнсу не помешало бы ехать чуточку осторожнее.

Экипажам КамАЗа, как ни странно, тоже пришлось понервничать. Де Рой быстро самоустранился, и казалось, что никто более не способен биться с россиянами на равных. Так нет же, нашелся! Чех Алеш Лопрайс на «Татре» поразительно долго держался в первой тройке.

Она постоянно видоизменялась: то Фирдаус Кабиров лидировал, то Владимир Чагин, а Лопрайс все время был или между ними, или чуть позади, а пару этапов даже выиграл! Но двигатель «Татры» все-таки спел лебединую песню – перегрелся, у него упала мощность. Чех еле дотянул до финиша участка. Проиграв три часа, он решил больше не испытывать судьбу и отправился в Буэнос-Айрес на буксире.

В итоге – полный триумф КамАЗа: весь подиум, седьмая победа Чагина (он превзошел достижение Карела Лопрайса, у которого шесть побед) и десятая победа команды из Набережных Челнов.

Качали российского победителя с такой радостью и энтузиазмом, словно этот «Дакар» был для него первым.

Другим россиянам похвастаться нечем, да и вышло их на старт ничтожно мало. Леонид Новицкий (БМВ-Х3) повредил руку после удара колесом о камень и дальше ехать не смог, Александр Мироненко разбил подвеску своего пикапа «Ниссан». А ведь оба шли с неплохими шансами завершить гонку в первой десятке!

Дебютант «Дакара» мотогонщик Алексей Наумов на «Хонде» сражался в районе 50-х мест, затем получил 7-часовой штраф и добрался до финиша 75-м.

Словом, трудностей хватало. А кто-то ведь несколько лет назад говорил, будто Южная Америка не чета былой, настоящей африканской гонке. Но основное нарекание старожилов ралли-рейда к трассе, проложенной по Аргентине и Чили, – она все же больше похожа на классическое ралли, где почти нет песка. А «Дакар» без него кажется каким-то ненастоящим – даже если на пути к финишу ты преодолеваешь массу других препятствий.

К титулу чемпиона мира по ралли (2006 год, зачет серийных машин) аль-Аттия вполне закономерно добавил победу на «Дакаре».

Результаты ралли-рейда «Дакар» – в разделе «Паддок».

Подпишитесь на «За рулем» в