Южная Африка: черная карта

C востока на запад, от побережья Индийского океана до Атлантического, через саванну и горы Южно-Африканской республики проехал на автомобиле Игорь Моржаретто.
В Кейптаунском порту… Всё как в песне.

Львы, носороги и другие звери

Наш гид и водитель Билл спрыгнул со своего сиденья на землю и опустился на колени у кучки не слишком аппетитного вида. Взял из нее кусочек, растер между пальцами, понюхал и глубокомысленно вывел: «Дерьмо совсем свежее – значит, жирафы где-то рядом». Мы содрогнулись, а Билл как ни в чем не бывало вытер руку о видавшие виды штаны и полез на водительское место. Нажал на кнопку стартера, дизель бодро затарахтел, и наш «лайнер», переделанный из старого армейского грузовика, бодро двинулся по проселочной дороге.

Перекрикивая двигатель, Билл радостно рассказывал, что, вообще-то, дерьмо диких животных в ряде случаев – очень полезная вещь; например, если намазаться экскрементами слона, это отпугнет любого хищника… К счастью, лекцию прервало появление жирафов. Казалось, они вообще не реагируют на присутствие людей на тарахтящей повозке – знай себе щиплют свежие листочки.

Восторгу нашему не было конца, мы только успевали щелкать фотоаппаратами. Но тут с другой стороны показались зебры, затем – бизоны; вдруг дорогу, весело хрюкая, перебежала семья диких кабанов-бородавочников…

Вот так едешь себе по дороге, а рядом мирно прогуливаются буйволы, страусы, носороги, львы, жирафы и прочие африканские жители.

Полное ощущение, что находишься в какой-то сказке! К реальности нас вернул носорог. Видимо, ухаживал за подругой, а тут какие-то шумные существа… Он вдруг резко повернулся в нашу сторону и неожиданно быстро побежал, угрожающе наклонив голову. Наш водитель попытался пришпорить свой неповоротливый «лайнер», но носорог оказался быстрее и с разгону поддал машину в бок. Тяжелый автомобиль ощутимо качнуло, а народ дружно взвизгнул – и женщины, и мужчины. А фотограф, который сидел с краю у левого борта, где мелькнул страшный рог, казалось, завис в воздухе в метре от сиденья… Удар пришелся в раму автомобиля и никакого вреда ему не причинил, а носорог, выполнив свой долг защитника подруги и природы, отправился мирно щипать травку.

А мы поехали смотреть на львов. Те, похоже, не так давно пообедали и туристами не интересовались – лежали себе мирно в траве и даже встать при нашем появлении не пожелали. Впрочем, спуститься с высоких сидений на землю и подойти к хищникам поближе тоже никто не захотел. Тем более, что это запрещено правилами посещения национальных парков ЮАР (всего их в стране более двухсот). Животные тут к регулярным посещениям туристов, конечно, привыкшие, но все же…

Держитесь левее

Когда мне предложили принять участие в десятидневном автомобильном путешествии через всю Южно-Африканскую Республику, я немедленно согласился. А кто откажется от такого? Ехать надо было за правым рулем – естественно, по левой стороне дороги. В качестве транспортных средств были выбраны самые разные автомобили китайской компании Great Wall (внедорожники Hover, пикапы Wingle, хэтчбеки Coolbear и Florid). Дело в том, что китайская компания очень хорошо представлена на местном рынке – в 2009 году в ЮАР было продано свыше 25 000 автомобилей марки Great Wall.

И вот, ранним ноябрьским утром (в южном полушарии это примерно соответствует нашему концу мая) под яркими лучами солнца мы отправились вдоль побережья – из Дурбана в Кейптаун.

По плану надо было проехать 1700 км, но в реальной жизни получилось куда больше – 2700 км. Кстати, приспособился к движению по непривычной стороне дороги и коробке передач (рычаг надо переключать левой рукой!) довольно быстро; дольше всего пришлось привыкать к тому, что за поворотники отвечает правый рулевой переключатель, а за работу дворников – левый.

И еще к тому, что преимущество имеет машина, находящаяся слева (а не справа!). А так только поначалу пытаешься заехать левыми колесами на обочину, когда справа на приличной скорости проносится здоровенный грузовик. Но страх довольно быстро проходит, и через час уже спокойно разъезжаешься правым бортом, а на кругу едешь по часовой стрелке.

Дороги в Южной Африке отличные! Как правило, трех-четырехполосные, с хорошим покрытием, разметкой, понятными дорожными знаками…

ПДД в этой стране, в общем, такие же, как и везде. Но встречаются и оригинальные дорожные знаки.

Движение по основным трассам оживленное, но водители дисциплинированные, и за десять дней мы видели лишь два ДТП.

Скорость на дорогах ограничена: в населенных пунктах – не более 60 км/ч, на загородных шоссе – до 100 км/ч, на автомагистралях – не более 120 км/ч. Это объяснимо: на дороги часто выходят животные и люди. Полиция активно использует камеры и радары.

Штрафы за превышение скорости высокие: от 100 до 500 рандов, причем платить надо на месте. Езда со скоростью выше 160 км/ч наказывается не только штрафом, но и заключением в камеру на сутки!

Разрешенное содержание алкоголя в крови – до 0,5 промилле. Превышение карается очень жестко: штраф от 1500 рандов и (или) административный арест (естественно, с лишением прав).

Полицейские в ЮАР очень дружелюбны в общении с иностранцами. Еще бы, туризм дает значительную часть доходов страны.

Мы об этих строгостях знали заранее, поэтому правила не нарушали. Дорожных полицейских встречали регулярно, но проблем не было. Кстати, любого иностранца, который садится в ЮАР за руль автомобиля, тщательно инструктируют – и по поводу особенностей левостороннего движения, и, самое главное, как проезжать через районы и города, где живут представители коренного населения. Увы, уровень преступности в Южной Африке очень высок, поэтому европейцам категорически не рекомендуют, например, заезжать в черные пригороды Йоханнесбурга. В любом случае, во время движения по незнакомым районам лучше заблокировать все двери и поднять стекла.

Местные, как правило, возят с собой баллончик для быстрого ремонта шин. Дело в том, что здесь распространена такая «шутка»: преступники специально разбрасывают на дороге острые предметы и ждут, когда водитель остановится, чтобы поставить запаску вместо пробитого колеса. Ну а дальше может быть всякое…

Так часто перемещаются по дорогам местные обитатели. ПДД этого не запрещают. А что делать, когда нет денег!

А еще – в ЮАР, естественно, не разрешается проезжать на красный сигнал светофора, но если белый водитель едет через опасный район и проскочит пустой перекресток, не дожидаясь зеленого, объяснение, что он, мол, опасался ограбления, принимается полицией как уважительная причина.

Впрочем, мало ли таких опасных районов в России или любой другой стране мира? И в Африке главное – не нарушать существующие правила, и тогда путешествие запомнится навсегда. Потому что природа здесь потрясающе красивая, города интересные, исторических и культурных памятников хоть отбавляй. А где еще на дорогу может не спеша выйти слон?..

Большое спасибо компании ИРИТО, дистрибьютору автомобилей Great Wall в России, за организацию поездки.

Подпишитесь на «За рулем» в