Skoda Fabia RS, Citroen DS3: Электронное лихо

В этом раллийном сезоне им предстоит биться не на жизнь, а на смерть: речь о боевых «Ситроене-DS3» и «Шкоде-Фабия RS». А мы пока решили смоделировать ситуацию меньшей кровью – свели на ледяном треке серийные прототипы раллийных болидов...
Skoda Fabia RS, Citroen DS3

Не сомневаемся, что у автомобильных представительств есть свои сложности. Например, официальная ездовая презентация «Шкоды-Фабия RS» прошла в мае прошлого года (ЗР, 2010, № 7), а в российском пресс-парке машина появилась только после Рождества. Но каково тестировать 180-сильного «зверька», когда залитый реагентами город задыхается в пробках, а полигоны засыпаны снегом? Да и конкуренты взяли перерыв – большинство ждет теплой погоды, опасаясь за сохранность «карманных ракет». И все же мы рискнули: взяли в пару к «Фабии RS» амбициозный «Ситроен-DS3» и отправились на московский автодром «МегаФон Тушино Ринг».

ДУХ СОПЕРНИЧЕСТВА

Формально аббревиатура DS никак не связана с ездовыми качествами маленького «Ситроена». По замыслу французов, ее следует расшифровывать как different spirit, «иной дух» – он отличает меченые культовыми литерами модели от рядовых машин концерна. Так и есть: DS3 мало чем напоминает пятидверный С3, на чьей базе он создан.

«Ситроен-DS3» в скользких виражах демонстрирует образцовое переднеприводное поведение – хвала отключаемой электронике! ВРЕМЯ КРУГА: 1.28,7 ГРАДУС ЭМОЦИЙ: 7

При желании найдешь общие элементы в экстерьере или салоне, но для нас важнее другое: под капотом маленькой «богини» установлен 150-сильный турбомотор объемом 1,6 л. Такого не встретишь на обычных С3, зато его модификации мы обнаруживали и на «МИНИ-Купер S», и на заводном купе «Пежо-RCZ». Летом на «Нижегородском кольце» этот «француз» даже объехал более мощную «Ауди-ТТ»!

Тогда одной из причин проигрыша немецкой машины мы посчитали нежелание роботизированной коробки DSG эффективно тормозить двигателем. Кстати, почему так происходит? Ведь конструктивно это та же самая механика, но с дополнительными приводами... Вероятно, электроника, управляющая двигателем и трансмиссией, слишком печется о сохранности агрегата и экологии и поэтому противится резкому переходу на низшие ступени. С механикой деваться некуда: вогнал пилот рычагом вторую – и мотор волей-неволей закрутится под отсечку.

Возможности мотора и шасси «Фабии RS», раскрывающиеся на асфальте, зимой губит неотключаемая система стабилизации. ВРЕМЯ КРУГА: 1.31,4 ГРАДУС ЭМОЦИЙ: 5

А ведь единственная коробка, доступная «Фабии RS», – как раз семиступенчатая DSG. В городе то, что надо: отлично настроенный привод акселератора и согласованная работа мотора с трансмиссией позволяют легко ползти в заторе и мгновенно выстреливать при обгонах. Сколько ускорения захотел, столько и получил: с низких оборотов «вывозит» механический нагнетатель, а если тяги недостаточно для спурта, робот мгновенно сменит передачу – и вот уже турбина даст вздохнуть полной грудью всем 180 «лошадкам».

СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ЗАСТОЙ?

«Ситроену» до 2000 оборотов не хватает тяги, и проезд «лежачих полицейских» на второй передаче порой сопровождается нервным подергиванием – так вел себя и 156-сильный «Пежо-RCZ». А вот чего у купе «Пежо» не было, так это чрезмерной нервозности ситроеновских подвесок! Они своенравны и проявляют характер в зависимости от величины и формы препятствия, а также скорости его прохождения.

Французские кресла цепко фиксируют тело, но в дальней дороге досаждают отсутствием поясничного подпора и давят на лопатки.

Малый ход, большая амплитуда? DS3 неприятно вздрогнет передком и спрыгнет с бугра задней осью под аккомпанемент буферов отбоя. Мелочь тоже собирается исправно. Зато пологие волны, даже крупные и на высокой скорости, проходит на удивление безболезненно! Вот только на трассе теряет курсовую устойчивость, заставляя постоянно подруливать – особенно при порывах бокового ветра.

«Шкода» воспринимает подобные невзгоды флегматично. Чувствительность рулевого здесь поменьше, оттого стабильнее поведение. «Фабия» не так нервно реагирует на торможение, а отзывчивая педаль «Ситроена» нет-нет да и заставит клюнуть носом. Следящая за тягой на ведущих колесах электроника настроена великолепно на обеих машинах!

На информативный дисплей комбинации приборов «Фабии» можно вывести температуру масла в двигателе. Пока она не достигнет рабочей зоны, лучше воздержаться от «прострелов».

Эффектные старты не требуют от водителя каких-либо навыков: вне зависимости от качества покрытия достаточно утопить педаль акселератора, чтобы получить максимально возможное ускорение. О том, что сцепление с дорогой оставляет желать лучшего, напоминает лишь моргание пиктограммы на панели приборов. Если противобуксовочную отключить, то с педалью газа придется обращаться очень аккуратно, тонко дозируя тягу.

В полной мере отказаться от услуг электроники позволяет лишь DS3 – там отключается не только трекшн-контроль, но и система стабилизации: водитель остается с автомобилем один на один. И это здорово! На гоночной трассе «Ситроен» демонстрирует образцовое переднеприводное поведение: под сброс газа послушно ныряет в вираж, соскальзывая задней осью; с добавлением тяги распрямляет траекторию и позволяет вести машину в скольжении, играя и рулем, и акселератором. После первых кругов, пройденных в размашистых заносах, DS3 становится продолжением твоих мыслей: ты уже не борешься с машиной, а ищешь с ее помощью оптимальные траектории...

«Объемные» шкалы в колодцах DS3 вполне информативны и смущают лишь нечетной оцифровкой спидометра.

И внезапно на пути оказывается «Фабия RS»! Видно, как пилот пытается найти общий язык со «Шкодой», силком затаскивает ее в повороты – а та, едва скользнув передней осью, своенравно хрустит тормозами. Сначала передними, безуспешно имитируя блокировку дифференциала, а потом и всеми четырьмя механизмами – стоит появиться хоть намеку на боковое скольжение. Не езда, а мучение: чтобы не будить электронное лихо, трассу приходится ехать «шепотом».

Конечно, в тепличных летних условиях расклад мог оказаться совершенно иным. Да и на зимнем треке «Фабия RS» могла выступить лучше, если бы не медвежья услуга неотключаемой системы стабилизации. Заплатившие за шильдик RS должны иметь право от нее отказаться. А мы в очередной раз отмечаем неожиданное превосходство французской техники группы «Пежо-Ситроен» над продуктом концерна «Фольксваген». И опять в такой же ситуации, как до этого с «Пежо-RCZ» и «Ауди-ТТ», – когда меньшая мощность «француза» не стала свидетельством слабости.

Интересно, как будет развиваться это соперничество в настоящих ралли?

ПОБЕЖДАЕМ – ПРОДАЕМ!

Малолитражка «Шкода-Фабия», подготовленная по требованиям группы S2000, в минувшем сезоне победила в чемпионате IRC.

Дорожная версия «Фабии» получила приставку RS еще в первом поколении. Тогда под капот устанавливали турбодизельные 1,9-литровые моторы мощностью 130 л.с. Спецсерия «Монте-Карло», которую только что показали на одноименном раллийном этапе, к спорту отношения не имеет. Это лишь особая комплектация, доступная на версиях с обычными моторами мощностью 86 л.с.

ОДНОЙ КРОВИ

Новейший DS3, отвечающий требованиям сезона-2011, станет грозным оружием «Ситроена» в нынешнем сезоне. А часть решений успели обкатать на модификации DS3 R3, которая участвовала в серии IRC.

У гражданской версии DS3 также существует заряженный вариант: приставка Racing в названии выдает форсированный до 200 л.с. 1,6-литровый турбомотор и доработанную подвеску.

Автомобиль обещает стать мечтой коллекционера: сделают всего 1000 машин.

Подпишитесь на «За рулем» в