Ралли Монте-Карло: Век спустя

В 1911 году провели самое первое Ралли Монте-Карло. Ровно через сто лет на юбилейной гонке побывал наш корреспондент.

Ралли

Ралли

Сегодня легендарное ралли по территории Франции и княжества Монако — одно из самых известных состязаний на планете. Энциклопедии утверждают, что даже сам термин «ралли» прижился в мире автоспорта благодаря этой гонке.

Так называемый звездный сбор, борьба «Роллс-Ройса», «Мерседеса», «Пежо», «Берлие» и нашего «Руссо-Балта», попадание петербуржца Андрея Платоновича Нагеля в десятку абсолютного зачета — всё это страницы истории Ралли Монте-Карло.

После Второй мировой войны там блистали «Порше» и «Лянча», ФИАТ и «Рено», «Ситроен» и «Форд». В числе многократных победителей ралли только самые великие пилоты: Сандро Мунари, Бьорн Вальдегард, Вальтер Рёрль, Массимо Бьязион, Томми Мяккинен, Карлос Сайнс, Себастьен Лоэб.

Лучшим пилотом «Шкоды» стал серебряный призер ралли Фредди Лойкс.

Лучшим пилотом «Шкоды» стал серебряный призер ралли Фредди Лойкс.Лучшим пилотом «Шкоды» стал серебряный призер ралли Фредди Лойкс.
Лучшим пилотом «Шкоды» стал серебряный призер ралли Фредди Лойкс.

Увы, с 2009 года престижная некогда гонка потеряла статус этапа чемпионата мира. Нет смысла подробно разбирать причины, достаточно обратиться к статистике. В годы с 2003-го по 2008-й в Монте-Карло стартовало не более полусотни автомобилей. Своеобразный антирекорд: 34 машины в 2005-м. И это в гонке, когда-то собиравшей более 400 экипажей!

Вернуть былую славу, возродить дух прежнего Монте-Карло теперь пытаются в рамках коммерческой серии IRC, стартовым этапом которой стала легендарная гонка. Столетний юбилей соревнования отметили 120 стартовавших экипажей, что по нынешним меркам совсем неплохо.

Хватало и звездных имен: Франсуа Делекур, Даниэль Элена, Петер и Хенниг Солберги, Тони Гардемайстер, Стефан Сарразин. А вот борьба марок свелась, по сути, к дуэли двух производителей. «Шкода-Фабия» и «Пежо-207» зачетной группы S2000 сейчас самые быстрые автомобили IRC. Таких набралось почти три десятка.

Покрышки — слики, малый дорожный просвет. Раллийные автомобили в Монте-Карло больше похожи на кольцевые.

Покрышки — слики, малый дорожный просвет. Раллийные автомобили в Монте-Карло больше похожи на кольцевые.Покрышки — слики, малый дорожный просвет. Раллийные автомобили в Монте-Карло больше похожи на кольцевые.
Покрышки — слики, малый дорожный просвет. Раллийные автомобили в Монте-Карло больше похожи на кольцевые.

Машины других зачетных групп на их фоне смотрелись подостывшим гарниром. Ралли Монте-Карло — это царство асфальтовых скоростных участков. Мощные моторы «шкод» и «пежо» позволяют здесь ехать действительно быстро. Остальные автомобили на этом фоне просто тихоходы.

Чтобы понять дух гонки в Монте-Карло, надо обязательно попасть на ночной скоростной участок высоко в горах. Здесь узкие дорожки с обилием поворотов и короткими прямыми. Но главное — каждый экипаж пытается стать победителем в игре под названием «шинная рулетка». Судите сами. В долине плюс 10–12 ºC, на перевале под —20! По дороге может встретиться сухой и мокрый асфальт, снег, лед. Протяженность участков с различным типом покрытия спрогнозировать трудно. Какие шины ставить?

Выбор расширяет даже столь курьезный тип резины, как шипованный слик, необходимый, по сути, лишь для этой гонки.

Сейчас в шинной рулетке повезло французскому пилоту Брайану Буффье на «Пежо-207». Он и стал победителем ралли в абсолютном зачете. Второе место благодаря стараниям Фредди Лойкса досталось «Шкоде».

Франсуа Делекур не разучился ездить быстро. Итог — пятое место в абсолютном зачете.

Франсуа Делекур не разучился ездить быстро. Итог — пятое место в абсолютном зачете.Франсуа Делекур не разучился ездить быстро. Итог — пятое место в абсолютном зачете.
Франсуа Делекур не разучился ездить быстро. Итог — пятое место в абсолютном зачете.

Причины, по которым в современном ралли доминируют маленькие автомобили, созданные на базе недорогих серийных, очевидны. Но те, кто думает, что время суперкаров и престижных марок на гоночных трассах прошло, заблуждаются. «Порше-911», «мерседес-бенцы» и даже «Плимут-Барракуда» можно увидеть на историческом Ралли Монте-Карло, которое проводится через неделю после этапа IRC.

Поразительно, что число участников, выступающих на болидах прошлого, стремительно растет: в нынешнем году заявилось 350 экипажей! Если тенденция сохранится, полноценным наследником легендарного Монте-Карло вполне могут стать не состязания современных машин, а историческая гонка.

Не угадал — поставил слик на ночной этап. На покрышках этого типа в горах немудрено «собрать» обочину.

Не угадал — поставил слик на ночной этап. На покрышках этого типа в горах немудрено «собрать» обочину.Не угадал — поставил слик на ночной этап. На покрышках этого типа в горах немудрено «собрать» обочину.
Не угадал — поставил слик на ночной этап. На покрышках этого типа в горах немудрено «собрать» обочину.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии