Mazda3: «матрешка» с характером

Дебют Mazda3 первого поколения состоялся в 2003 году. Автомобиль, построенный на общей с Ford Focus II платформе С1, превзошел большинство одноклассников в драйверских способностях.

У «трешки» острый руль и живой характер. Жестковатая подвеска заточена под спортивный стиль вождения. И эргономика водительского места на высоте. Спортивным имиджем и броской внешностью равно наделены 5-дверный хэтчбек и седан, хотя воинственности в облике последнего чуть меньше. Салон Mazda3 не назовешь просторным, вполне заурядна емкость багажного отсека (у хэтчбека 300, а у седана 420 л).

Mazda3: 370–580 тыс. руб.
Mazda3 хэтчбек 2006
Mazda3 Sport 2006

Особняком стоит «горячий» хэтч Mazda3 MPS, пошедший в серию в 2006 году. Под его капотом стоит пламенный турбомотор 2.3 (260 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Дифференциал повышенного трения помогает совладать с крутящим моментом 380 Н.м.

В 2006 году Mazda3 претерпела рестайлинг, затронувший решетку радиатора, бамперы, оптику, приборную панель. Повысилось качество отделочных материалов, улучшилась шумоизоляция.

Благодаря широкому диапазону регулировок удобно устроиться за рулем сможет водитель любого роста

На вторичном рынке большинство машин – с российской пропиской. Даже в начальном оснащении автомобиль неплохо защищен, располагая ABS, электронной системой распределения тормозных усилий, фронтальными и боковыми аэрбэгами, боковыми шторками безопасности. В остальном версия Base довольно аскетична. Зато среди козырей более продвинутой комплектации Touring кондиционер (или даже климат-контроль на машинах с мотором 2.0), 4 электростеклоподъемника, маршрутный компьютер, противотуманки, омыватели фар, CD-плеер с поддержкой MP3. Версия Sport щеголяет аэродинамическим обвесом, ксеноновыми фарами, литыми дисками R17, датчиком дождя.

Двигатели

В моторной гамме европейских Mazda3 - бензиновые «четверки» 1.4 (80 л.с., после рестайлинга – 84 л.с.), 1.6 (105 л.с.) и 2.0 (150 л.с.), а также три турбодизеля. «Трешки» из Америки привлекают в первую очередь мощными двигателями 2.0 и 2.3. Впрочем, «янки», как и работающие на солярке машины из Европы, у нас относительно редки, основу вторичного парка составляют бензиновые модификации 1.6 и 2.0, которые официально поставляли в Россию. О них и поговорим.

Бензиновые двигатели серии MZR оснащены долговечной цепью ГРМ с гидронатяжителем в приводе. Ремень привода навесного оборудования служит не менее 110 тыс. км. Мотор 1.6 – беспроблемный трудяга. Разве что, после визита на левые заправки могут скоропостижно накрыться свечи зажигания и датчик массового расхода воздуха. Еще придирчивее к качеству топлива 2-литровый двигатель.

На обоих бензиновых моторах изредка пошаливают датчики холостого хода и положения коленчатого вала. Стрекочущий звук могут издавать заслонки, изменяющие геометрию впускного коллектора. Если их дребезжание слушать невмоготу – меняйте «паук».

Маздоводам не надо экономить на хорошей «синтетике». Маслосъемные кольца чувствительны к качеству моторного масла и на плохой диете быстро закоксовываются в канавках поршня. В первую очередь это относится к двигателю 2.0. О хвори известит повышенный расход масла.

Для Mazda до 2008 года выпуска межсервисный интервал составляет 20 тыс. км пробега, после – 15 тыс. км. Каждый визит на ТО предполагает замену масла – либо Elf Mazda Dexelia Ultra, либо другого с характеристиками 0W40.

За уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке лучше смотреть повнимательнее: вода потихоньку выкипает. Как нас уверили специалисты Mazda, ничего криминального в этом нет. Но вовремя долить дистиллированной воды лишним не будет.

Трансмиссия

Пятиступенчатую МКП после рестайлинга дополнила 6-диапазонная «механика» (на машинах с мотором 2.0). Бензиновые версии 1.6 и 2.0 тоже могут комплектоваться гидромеханической АКП Actievematic. В механических 5-ступенчатых коробках порой выходят из строя синхронизаторы третьей и четвертой передач. Прежде чем ударить по рукам с продавцом, совершите пробный заезд и убедитесь, что передачи переключаются без заметного усилия.

Обслуживание автоматической коробки предполагает замену масла каждые 100 тыс. км пробега. Официалы заливают Mazda Dexelia Atf M-V. Технология полной замены потребует как минимум 12 л жидкости, так что процедура не из дешевых. АКП не без греха. Если переходы с 3-й на 4-ю скорость сопровождаются ударами, автомобилю прямая дорога в сервис, благо дилеры Mazda занимаются ремонтом автоматических коробок. Стоимость работы (без учета запасных частей) колеблется от 35 до 38 тыс. руб.

На машинах с мотором 1.6 слабым звеном оказался рабочий цилиндр сцепления, который может потечь к 30 тыс. км пробега. При нормальной эксплуатации сцепление прослужит долго, но шумахеры «приговаривают» его уже к 80 тыс. км. Меняется оно комплектом (корзина, диск, подшипник).

Ходовая часть

Автомобиль оснащен передней подвеской типа МакФерсон и задней независимой многорычажкой Multi-link. Передняя подвеска обычно служит без нареканий. Проблемы после 40 тыс. км пробега могут возникнуть разве что с амортизаторами, да и то - если прежний владелец как угорелый носился по кочкам. Не любят ударных нагрузок и подшипники передних ступиц.

При очередном заезде на сервис проверьте затяжку гаек стоек заднего стабилизатора. Разболтанные «косточки» быстро приходят в негодность. Стук в задней подвеске тоже может известить о необходимости замены нижних рычагов – порой уже к 60 тыс. км пробега. В принципе, второй хозяин «трешки» должен быть морально готов к ощутимым расходам, когда настанет пора перетрясти заднюю подвеску – «связок» и «железок» в ней много.

Рулевое - без особых проблем. Единственная неприятность – внезапно возникающий стук при резкой перекладке баранки. Дело в том, что при частой регулировке руля по вылету шлицы теряют смазку и начинают клацать друг о друга. Стук не криминальный и легко устранимый.

На машине устанавливаются передние и задние дисковые тормоза, причем передние - вентилируемые. Каждые 40 тыс. км нужно менять тормозную жидкость. Колодки выхаживают в среднем 40–50 тыс. км пробега, диски служат в два раза дольше.

Кузов

Mazda3 весьма чувствительна к зимним реагентам. Через два-три года очаги коррозии могут образоваться на задних арках. Чтобы не допустить этого, рекомендуем не гнушаться антикора и качественных подкрылков. Владельцам хэтчбеков следует почаще отмывать от зимней соли крышку багажника, которая иначе скоро «зацветет» в районе фонарей.

На мой взгляд...

Олег Гетманенко, редактор

Подпишитесь на «За рулем» в