Стретч для проселков

СТРЕТЧ ДЛЯ ПРОСЕЛКОВ

]

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРОСЕЛКОВ

На Ульяновском автозаводе организовано производство автомобилей малых серий (ПАМС). Первой освоенной здесь моделью стал UAZ 3153 с удлиненной базой.

Термин «стретч» появился в языке российского автомобилиста совсем недавно. Так называют кузова легковых автомобилей, удлиненные вставками в средней части. Еще вчера вряд ли могло прийти в голову, что этот прием, излюбленный при переделке «линкольнов» и «кадиллаков», будет применен к скромняге «уазику», выпускаемому почти четверть века.

Да, сегодня в Ульяновске полным ходом идет подготовка производства комфортабельного UAZ 3160 (см. ЗР, 1993,

№ 8). Нынешний, 1997 год определен пусковым. Но и до полного освоения новинки завод должен жить. Более того, хорошо известны проблемы, шлейфом тянущиеся за сменой модели. Короче говоря, в Ульяновске определяют «утилитарному» старичку «469-й пробы» еще лет шесть конвейерной жизни. А чтобы покупатель не отвернулся от него, ульяновцы пошли по пути, проложенному некогда их итальянским партнером Марторелли.

Множество фирм занято ныне улучшением стандартного «уазика». Такой тюнинг может прокормить лишь небольшой коллектив, для завода он бесперспективен. В то же время заводу необходима площадка, где можно развернуть производство малых серий. Оно позволило бы отработать некую улучшенную конструкцию, а в случае коммерческого успеха подготовить ее внедрение на конвейер. Эта идея легла в основу уазовского

ПАМСа — производства автомобилей малых серий. Сегодня ПАМС действует. Его гибкое сварочное оборудование дало возможность, в частности, удлинять автомобили. Окрасочная линия позволяет расширить цветовую гамму и использовать более качественные (правда, и более дорогие) эмали. Достаточно широк и обещаемый спектр опций.

Первенцем ПАМСа стал UAZ 3153, впервые показанный в автосалонах 1996 года. Реакция зрителей была благожелательной, что в общем-то объяснимо. Характерен такой отзыв: «Начни вы делать его одновременно со стандартным — длинный, безусловно, пользовался бы большим спросом». Для нас практика одновременного вывода на рынок целого семейства пока остается мечтой...

Конечно, журнал мог рассказать о «длинном» несколько раньше — выставочный образец, сделанный в экспериментальном цехе, нам показали еще прошлой весной. Мы намеренно дожидались товарных экземпляров. Машину, которую вы видите на снимках, действительно можно купить. Сегодня — на заводе. В ближайшем будущем — у дилеров, по вашему конкретному заказу. Правда, исполнения придется подождать, но такова мировая практика.

Главные отличия «пятьдесят третьего» от известной всем машины связаны с удлинением базы. У стандартного UAZ 31512 между осями — 2380 мм. Раму разрезают и надставляют на 380 мм. Естественно, стыки укреплены усилителями. Расчеты подтверждены испытаниями — жесткости и прочности рама не потеряла. Раз уж мы оказались снизу, поищем и другие изменения. Между задним мостом и кузовом обычно ставится семилистовая рессора. Дабы избавиться от знаменитой «дубовости», несколько лет назад разработали малолистовую рессору, у которой три листа. Поскольку «длинный» тяжелее обычного УАЗа, рессоры у него усиленные: в них по четыре листа. С задним мостом связан регулятор тормозных сил, реагирующий на загрузку автомобиля. Удлинили карданный вал.

Еще более очевидны изменения передней подвески. Рессора уступила место пружине, а с ней появились продольные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости. Автомобиль с такой подвеской идет заметно мягче. Вкупе с длинной базой, снизившей склонность к галопированию, более мягкими радиальными покрышками с новым универсальным рисунком протектора это делает UAZ 3153 пригодным для достаточно быстрой езды по шоссе. Ведь большинство потребителей ждет от своих автомобилей универсальных качеств. Редакционный UAZ 31514 с бездорожьем знаком близко, но все же девять десятых пробега в 60 тысяч километров — по асфальту междугородных трасс. Многим владельцам УАЗов хотелось бы, чтобы машина бежала порезвее. Это учтено заводом: на перспективу разработаны главные передачи с измененным рядом передаточных чисел.

Теперь заглянем под капот. Все автомобили UAZ 3153 комплектуются двигателем рабочим объемом 2,9 л (подробно о нем рассказано в № 12 за 1996 год). Сразу бросается в глаза иное размещение помпы. Вентилятор включается через вязкостную муфту в зависимости от температуры двигателя. Лопасти остались прежними — металлическими, приклепанными к ступице — а значит, шумными. Но если встречного потока воздуха достаточно для охлаждения, то вентилятор не работает — одним источником звука становится меньше.

Российские джипы никогда не были «тихими». Борьбе с шумом в модели 3153 уделено немало внимания. Подкапотное пространство плотно «укутано» шумоизоляцией — она закреплена на внутренней поверхности капота и на щитке передка.

Не менее толстый слой защищает изнутри и сам салон (точнее, его пассажиров). Поверх изоляции уложен ковер. В нашем 31514 ковер тоже есть, и его роль в снижении шума очевидна. Но он доставлял и массу проблем, о которых мы уже писали. В частности, когда понадобилось его снять, чтобы добраться до коробки передач, пришлось демонтировать передние сиденья и кронштейн педалей. Новые ковры раскроены по-другому и вынимаются без демонтажа салона. Передний, например, состоит из трех отдельных частей. Писали мы и об отвалившихся ковриках с боковин. Теперь они крепятся не клеем, а пластмассовыми пистонами.

Не станем уверять, что все улучшения сделаны после наших публикаций о 31514 — не настолько долго ее эксплуатируем. Но то, что они учтены, свидетельствует об их насущности. Подлокотники на всех дверях позволяют избежать контакта с холодным металлом. Поручни над дверными проемами отнюдь не лишние, особенно при езде по проселкам. Бугурусланская фирма, поставляющая в Ульяновск кресла, активно совершенствует свою продукцию. Передние кресла регулируются совсем «по-жигулевски». Боковины всех спинок развиты, сами спинки стали выше, подголовники уже не упираются в спину где-то под лопатками. Уплотнения по всему периметру дверных проемов должны сделать машину теплее, суше и тише. Несколько иначе скомпонованы выключатели на панели приборов (см. фото в заголовке), кое-какие переместились на рулевую колонку.

Бросается в глаза исчезновение электромотора стеклоочистителей с потолка над зеркалом заднего вида. Теперь он, как положено, спрятан под панелью приборов. Сами «дворники» приводятся снизу, что увеличило площадь очистки. Поводки их лучше прижимаются, а сами щетки наконец-то стали нормальными. Сколько мы мучились с «родными», рассказывать не будем.

В свое время сетовали мы на «недорешенность» некоторых задач. Например, на нашем UAZ 31514 установлены запирающиеся дверные замки, но капот и задняя дверь открывались так легко, будто борьба с преступностью в стране уже закончилась поимкой последнего воришки. Теперь все стало иначе. Капот, наконец, открывается из салона (ручка расположена в привычном для всех автомобилей месте). Руль снабжен блокировкой. На задней двери — замок. Да и сами личинки замков стали поосновательнее. Обзавелись замками и крышки лючков бензобаков. К сожалению, беззащитной осталась запаска снаружи, а переносить ее в салон для джипа нерезонно. Остается страховать теми многочисленными способами, что уже придуманы умельцами.

Бегло осмотрев салон, констатируем, что он весьма уютен вопреки распространенному мнению об исключительной «утилитарности».

А что изменилось снаружи? Пластмассовая фальшпанель поверх решетки радиатора особенно изящной не показалась. К счастью, она устанавливается только по желанию покупателя. Зато галогенные фары мы оценили. Как и возможность установки фароочистителей. Пластмассовые пороги и накладки на колесные арки тоже «не для всех». Говорят, они меняют облик автомобиля — может быть. Но и добавляют источников коррозии. На нашей машине, например, заклепки, которыми крепится вся эта пластмасса, алюминиевые и создают с железом крыла гальваническую пару, что ускоряет процесс. Здесь-то хоть пластмассовые крепления.

Передний бампер стал значительно меньше и облицован пластмассой. В его нижней части разместились противотуманные фары. Исчезли буксирные крюки — хотя для джипа, на наш взгляд, это потеря. Если уж «уазик» застрял, то посреди грязи нащупать буксировочную петлю, приваренную к раме снизу...

Появился бампер и сзади. Он улучшил внешний вид автомобиля, принял в себя фонарь заднего хода и противотуманный габаритный огонь. Переместился сюда и номерной знак. Все бы ничего, но зато исчез... фаркоп. В недалеком будущем обещают соответствующее новым стандартам буксировочное устройство с шаром, а пока — такая же, как впереди, проушина. Ну никак это все не для джипа!

Поскольку с левой части задка перенесли номерной знак, то запаска справа переместилась в центр. Наверное, это оправдано с точки зрения симметрии или гармонии. Но нагрузка на ось траверсы, к которой крепится запаска, возросла.

Теперь перейдем к самому главному. Все перечисленные выше улучшения возникли постольку-поскольку. Главным же было удлинение автомобиля. Раз двери остались прежними, то заднее трехместное сиденье после долгих раздумий оставили на прежнем (относительно передних сидений) месте. Для этого пришлось делать под него специальный кронштейн. А вот сзади места заметно прибавилось. Одноместные откидные сиденьица стали двухместными. Вряд ли кто-то станет пользоваться ими регулярно: езда на этих лавочках удовольствия не доставляет. Зато грузовое пространство выросло намного. Для наглядности мы проделали следующее. Полностью сняв заднее и правое переднее сиденья и откинув задний борт, загрузили в UAZ 3153 пятиметровые (!) доски. Легли они нормально, не свисая. Так что если вам приходится иногда возить длинномеры, то кубометра полтора досок длиной до пяти метров разместите без труда.

Автомобиль, понятное дело, не столько объект для рассматривания, сколько машина для перемещения тел в пространстве. Поперемещали себя и мы. Проехали немного, но вынесли два совершенно четких ощущения. Во-первых, на ходу машина ведет себя совершенно иначе, что стало приятной неожиданностью. Во-вторых, в «уазике» теперь можно разговаривать, не повышая голоса, и слушать радио в дороге. Впечатления весьма поверхностны — мы надеемся углубить их во время редакционных испытаний.

Первая сотня новых машин уже готова к продаже. В показанной здесь комплектации UAZ 3153 стоил на заводе 62,5 млн. руб. (в ноябре 1996 года).

Многие из названных улучшений вполне заслуживают перенесения в массовое производство. Что же касается преимуществ от увеличенной длины — только сбыт покажет, стоит ли такому изделию перебираться из ПАМСа на главный конвейер.

Возвращаясь к истокам появления «длинного» — станет ли ПАМС панацеей от уазовских бед? Вряд ли. Но такое производство демонстрирует живучесть завода, нежелание опускать руки. Оценить это в полной мере сможет покупатель. А ему, надеемся, новая машина понравится.

Алексей СОЛОПОВ

Фото Владимира Князева

Новая защитная решетка гораздо жестче: теперь она крепится не к бамперу, а к самой раме. Пластмассовую фальшпанель облицовки устанавливают по заказу.

Люк — штука довольно удобная, но недешевая, а потому в стандартное оборудование он не вошел.

«Длинный» УАЗ комплектуют двигателем увеличенного объема и мощности.

Передней подвеске на пружинах далеко по комфортабельности до независимой, но от рессорной — шаг вперед.

Удлинение машины изменило ее заднюю часть. Колесная арка непривычно «отошла» от дверного проема, да и боковые стекла удлинились.

Лючок горловины бензобака снабдили замком.

Техническая характеристика автомобиля UAZ 3153 (в скобках — отличающиеся

данные модификации 31514 с нормальной базой и жесткой крышей)

Общие данные: число мест — 5–9 (5–7); снаряженная масса — 1800 (1590) кг; полная масса — 2600 (2340) кг; максимальная скорость — 120 (115) км/ч; объем топливного бака — 2х39 л. Двигатель: бензиновый, УМЗ-4218.10 (УМЗ-4178); диаметр цилиндра и ход поршня — 100х92 (92х92) мм; степень сжатия — 8,2 (7,0); мощность — 76 (66) кВт/103 (90) л. с. при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент — 213 (171,6) Н.м при 2200–2500 об/мин. Трансмиссия: привод — на все колеса (на передние колеса — отключаемый); коробка передач — механическая четырехступенчатая; передаточные числа: I — 4,124; II — 2,641; III — 1,58; IV — 1,00; з. х. — 5,224; раздаточная коробка — двухступенчатая: I — 1,00; II — 1,94; главная передача — одноступенчатая, i=4,625 для переднего и заднего моста. Подвеска: передняя — зависимая, рычажно-пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — зависимая, на продольных 4- (3-)листовых рессорах. Тормоза: барабанные у всех колес, привод — с усилителем и регулятором давления для механизмов задних колес. Размер шин: 225/85R15C.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии