RAC РАЛЛИ-96: ЦИФРЫ и ЭМОЦИИ

RAC РАЛЛИ-96: ЦИФРЫ и ЭМОЦИИ

]

СПОРТ

RAC РАЛЛИ-96: ЦИФРЫ и ЭМОЦИИ

RAC-ралли (читается Ар-Эй-Си) — заключительный, четырнадцатый этап Чемпионата мира по ралли 1996 года. Состязание проводится с 1932 года под эгидой Королевского автомобильного клуба (Royal Automobile Club) Великобритании, откуда и получило название. Протяженность нынешнего, 52-го по счету, составила 1800 километров по дорогам Северной Англии, Шотландии и Уэльса, из которых 410 пришлось на 27 скоростных спецучастков.

Выбираясь с ипподрома, где происходило шоу-представление команд, наш «Форд-Транзит» забуксовал на мокрой траве. Вдруг к нему подошли два человека и, упершись в борта, стали толкать. «Господи, это же Ари Ватанен, знаменитый чемпион мира», — узнал я ближнего. Вот так просто, без тени зазнайства, вытаскивать под дождем чужую машину — невероятно...

В следующий раз я увидел аса сутки спустя — на старте гонки. Северная Англия, Честер, семь часов утра. Первой на трассу уходит " Тойота Селика" четырехкратного чемпиона мира Юхи Канккунена, затем " Форд Эскорт" Ярмо Китолехто, "Тойота" Яна Дункана, "Форд" Ари Ватанена... И так — четыре часа подряд.

Для участия в ралли были заявлены 199 экипажей, причем первые три десятка — профессионалы, члены фирменных команд, проехавшие большую часть этапов года. Остальные — любители, самостоятельно подготовившие автомобили в меру увлеченности спортом и толщины своего кошелька и выступающие обычно в «домашних» гонках. Так, нынче англичан было абсолютное большинство — 153 экипажа.

Автомобили в чемпионате мира поделены на восемь классов по рабочему объему двигателя: до 1300, от 1301 до 1600, от 1601 до 2000 и свыше 2000 кубических сантиметров. Применение турбонаддува автоматически переводит машину в следующий, более мощный класс. Первые четыре класса — это группа N (стандартные автомобили), вторые — группа А (специально подготовленные).

В группе N недавно появилась и неплохо выступает новая марка — малазийский «Протон». Команда «Тойота», одна из лучших в группе А, дисквалифицирована на весь сезон 1996 года и не получает очков в чемпионате. Кроме того, в группе А выделен «двухлитровый» класс машин с приводом только на одну ось, в который входят и так называемые «кит-кары». Он становится все более популярным: здесь «сражаются» «СЕАТ-Ивиса», " Шкода Фелиция", " Рено Меган", " Фольксваген Гольф", " Форд Эскорт" и другие популярные модели.

Впереди у гонщиков девять спецучастков и 745 километров трассы. Буквально через час, после первого допа узнаем: Ари Ватанен повредил переднюю подвеску. Чуть позже начинает барахлить двигатель у Юхи Канккунена, ломается машина Ярмо Китолехто, сходит Ян Дункан.

Армин Шварц на «Тойоте-Селика», захвативший лидерство на первом спецучастке, удерживал его в течение всего дня. За ним — японец Масао Камиока на " Субару Импреза". А вот на третье место неожиданно вырвался ветеран автоспорта, пятидесятилетний Стиг Бломквист на гораздо менее мощной (160 л.с. против 290 л.с. у "Тойоты") и к тому же неполноприводной "Шкоде-Фелиция". Он же оказался и лидером в "двухлитровом" классе.

Второй день гонки, стартовавший в Лидсе, неожиданностей не принес. Восемь допов и 473 километра мокрого асфальта вперемежку с грязью и снегом лидеры шли в неизменном порядке. Отлично ехал чех Павел Шибера на «Шкоде» — он стал четвертым в «абсолюте». Третий день также был скуп на неожиданности: победителем в абсолютном зачете стал Армин Шварц, за ним — Камиока и Бломквист. Заметим, что на итоговую таблицу чемпионата мира по ралли 1996 года это не повлияло — первую строчку в ней досрочно, еще в сентябре занял не участвовавший в RAC-ралли финн Томи Мякинен на " Мицубиси Лансер".

Думаю, каждый, кто хоть немного «болен» автоспортом, мечтал оказаться на месте одного из «профи», испытать те же ощущения. Побыть водителем мне, конечно, не удалось, но впечатление от езды на суперкаре все-таки получил. За пару дней до гонки мне, благодаря любезности руководства команды «Тойота-Кастроль», удалось прокатиться с Армином Шварцем на его «боевой» «Селике» — полноприводной, с турбонаддувом — по тренировочной трассе.

Расписавшись в том, что добровольно иду на это и в случае чего не буду иметь никаких претензий к команде, надеваю шлем и втискиваюсь в ковш анатомического сиденья штурмана. Механик заботливо пристегивает и добросовестно затягивает ремни. По-моему, даже слишком добросовестно. Затем подсоединяет провода к шлему, и в ушах раздается спокойный, мягкий голос сидящего слева Шварца: «Хай!» — «Привет!». Мобилизовав запас английской лексики, отвечаю на приветствие и поздравляю его с уже завоеванным титулом чемпиона Европы (RAC-ралли в европейский чемпионат не входит). В такой непринужденной, светской беседе мы выруливаем из боксов команды и, проехав через спортивный бивак, оказываемся у ворот трассы.

Выждав десяток-другой секунд, судья-стартер дает отмашку. Рявкнув двигателем, «Тойота» буквально прыгает вперед — впечатление, будто в хвост нам въехал зазевавшийся грузовик. Дорога сразу уходит влево. Пилот коротко качнул рулем вправо — как бы «замах», затем влево — машина «нацеливается» носом внутрь поворота и, разбрасывая грязь и гравий всеми четырьмя колесами, боком несется по дуге. На выходе опять качок руля вправо — и тут же пинок, и еще один — это переключаются передачи. Рев двигателя, дикая тряска и удары со всех сторон — подвеске нет пощады на раллийном допе. Спасибо механику за «слишком» туго затянутые ремни, а то болтался бы я тут, как...

Перед нами крутой, на девяносто градусов, правый поворот. Скорость — хорошо за «сотню», но разгон продолжается. Побелевшими пальцами цепляюсь за что попало и прикидываю, сколько кувырков мы сейчас сделаем. За какой-то десяток метров до поворота Армин «бьет» по тормозам — я повисаю на ремнях. Пара толчков по рычагу коробки — включена первая передача, тут же «замах» руля, скольжение боком, выход — опять разгон, толчки — вторая, третья. И следующий поворот...

По окончании тренировок задаю Шварцу вопрос: «Армин, что для тебя гонки?» — «Вся жизнь». «Но не всю же жизнь быть гонщиком?» — «Еще, пожалуй, лет семь-восемь поезжу, потом придут другие. Но из автоспорта не уйду, здесь работы хватит». Подарив Армину Шварцу журнал «За рулем», я искренне пожелал ему победы в предстоящем ралли. Видно, Бог меня услышал...

Юрий НЕЧЕТОВ

Фото автора

и команды «Тойота-Кастроль»

Редакция благодарит российское представительство компании «Кастроль» за помощь в подготовке материала.

На трассе скоростного допа — " Тойота Селика—GT".

До старта два дня. Между тренировочными заездами — настройка автомобилей.

Армин Шварц — чемпион Европы 1996 года и победитель RAC-ралли.

Один из основных претендентов на победу — четырехкратный чемпион мира Юха Канккунен сошел в первый же день.

Лучшие результаты RAC-ралли в абсолютном зачете и в «двухлитровом» классе

№ № Пилот/штурман — марка Группа/ Время Отставание

абс. 2 л класс

1 — Армин Шварц/Динис Джирдет — «Тойота» А/8 4 ч 46 мин 50 с —

2 — Масао Камиока/Кевин Гомлей — «Субару» А/8 4 ч 54 мин 42 с 7 мин 52 с

3 1 Стиг Бломквист/Бенни Миланд — «Шкода» А/6 5 ч 02 мин 02 с 15 мин 12 с

4 2 Марк Хитинс/Филип Майлз — «Ниссан» А/7 5 ч 09 мин 11 с 22 мин 21 с

5 3 Грегори Де Мивис/Джин Марк Фортин — «Рено» А/7 5 ч 11 мин 20 с 24 мин 30 с

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии