Не боги занос побеждают

НЕ БОГИ ЗАНОС ПОБЕЖДАЮТ

]

ЖЕНСКИЙ КЛУБ

Урок девятый

НЕ БОГИ ЗАНОС ПОБЕЖДАЮТ

Новый год начался — уроки в «Женском клубе» продолжаются. Тем, кто присоединился к нам в наступившем 1997-м, объясняем: в этой рубрике автогонщик со стажем Михаил ГОРБАЧЕВ растолковывает нашей сестре премудрости управления автомобилем. Наша цель — научиться водить машину не хуже представителей сильного пола и наглядно доказать им: все шутки, издевки и анекдоты на тему «женщина за рулем» несостоятельны. Поэтому, милые дамы, за парту!

У водителей, так и не научившихся правильно управлять автомобилем (среди которых, чего греха таить, много женщин), бытует мнение, что последствия заноса фатальны. Действительно, если автомобиль «занесет» — беды зачастую не миновать, особенно неопытному автомобилисту, склонному впадать в панику. Но аварии избежать можно и нужно. Как? Только одним способом: овладеть техникой контролируемого заноса. Другого не дано. Кто-то скажет: «Ну-у-у! Контролируемый занос для женщины... Это невозможно». Не верьте! Если вы по-настоящему захотите, этот прием можно освоить.

Для начала разберемся, что такое занос. Это начальная стадия вращения автомобиля вокруг вертикальной оси. Управлять этим движением и, если надо, быстро остановить его на деле не сверхсложно. Автогонщики часто используют контролируемый занос на скользкой дороге, что позволяет вести автомобиль с огромной скоростью и не терять контроль над управлением.

Недостаточно опытный водитель располагает только одним приемом против возникновения заноса — значительным снижением скорости. Вы, конечно, не автогонщики, но и неопытными оставаться как-то обидно. Поэтому, милые дамы, не поленитесь — выберите время и выезжайте на площадку подходящих размеров, покрытую утрамбованным снегом. Разумеется, на ней не должно быть ни пешеходов, ни транспорта. Сразу оговорюсь, что приемы вождения переднеприводных машин и «классиков» с задним приводом сильно различаются. Поэтому, прежде чем приступать к тренировке, внимательно прочитайте урок и убедитесь, что поняли все правильно. Сегодня — об автомобилях с задним приводом.

Двигаясь по окружности диаметром около 12 метров, постепенно прибавим газ. Возрастающая скорость увеличит центробежную силу — и когда та превысит сцепление колес с дорогой, ваш автомобиль покинет желаемую траекторию движения. Таким образом, мы с вами «смоделировали» возникновение заноса и не вписались в воображаемый поворот. Теперь повторим все сначала, но с той лишь разницей, что вызовем занос умышленно, чтобы встретить его во всеоружии. Для этого надо резко прибавить газ. Заднюю ось начнет заносить. Немедленно среагируйте резким поворотом руля в сторону заноса. Я не оговорился, именно резким движением. Это идет вразрез с рекомендациями учебников по вождению автомобиля, где черным по белому сказано: «на скользком покрытии никаких резких движений». Резких действий — рулем, газом, тормозом — действительно надо избегать, пока вы едете по скользкому покрытию, чтобы не спровоцировать занос. Но если он уже начался, надо повернуть руль энергично, четко и быстро.

Запомните: чем резче вы повернете передние колеса, тем быстрее автомобиль «выдаст» обратную реакцию, а вам в критической ситуации дорога каждая секунда. При этом не бойтесь повернуть руль на больший угол, чем надо, потому что здесь важно не фиксировать руль в этом положении и ждать ответной реакции автомобиля, а опять резко повернуть его обратно, в положение, когда колеса стоят прямо. Определить это положение вам поможет полоска из цветной изоленты, наклеенная посредине рулевого колеса. Тут вы почувствуете ответную реакцию автомобиля — он начнет выравниваться. Не давайте ему полностью сделать это — снова резко поверните руль в сторону заноса и, если потребуется, прибавьте газ. Поворачивайте руль теперь на меньший угол, вы уже почувствуете его! Продолжая резко и энергично работать рулем, делая короткие, но точные вращения влево-вправо, старайтесь вести автомобиль дальше по окружности, сохраняя заднюю ось в заносе, подыгрывая себе педалью газа. Насколько нужно поворачивать руль и когда возвращать его, в какой момент прибавлять или убавлять газ, вы очень скоро почувствуете сами. Для этого вы и выехали на импровизированную «тренировку». Если вам удастся сделать несколько кругов с заносом задней оси в одну сторону, то попробуйте то же самое в обратном направлении.

Конечно, для женских, более нежных рук это большая нагрузка. Особенно на машинах без гидроусилителя руля. Тем более, что тренироваться на площадке вам придется не один раз и, кроме того, повторять свои «уроки» на разных покрытиях. Но, поверьте, игра стоит свеч. Ведь освоив это и другие упражнения, вы смело можете ездить зимой: овладев техникой контролируемого заноса задней оси, больше не опасаться льда и снега. Правда, для этого нужно узнать и отработать еще немало приемов. Например, как быть, если в повороте все четыре колеса «сорвет» и автомобиль начнет смещаться на встречную полосу. Или... Впрочем, об этом и многом другом — в наших следующих уроках.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии