Филармония на колесах

ФИЛАРМОНИЯ НА КОЛЕСАХ

]

МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН

ИЛАРМОНИЯ НА КОЛЕСАХ

Предложение коллег попробовать в действии автомобильный звуковой процессор АСП-05, сделанный новосибирским концерном «Энтоникс», поначалу энтузиазма не вызвало. Смущала высокая стоимость устройства (170 долларов США), да и жизненный опыт подсказывал, что, вероятнее всего, снова предстоит иметь дело с бесполезной безделушкой. Но близкое знакомство с процессором не разочаровало, а, наоборот, вызвало желание его приобрести.

Рассуждать о неважной акустике любого автомобиля и методах ее улучшения путем закупки самых прогрессивных и «продвинутых» электронных компонентов можно бесконечно долго. Однако в большинстве случаев эти беседы интересны лишь меломанам, к тому же состоятельным. Большинство устраивает компромисс — получить приличное звучание в салоне машины, не растранжирив ради сей благой цели весь семейный бюджет. Музыкальный процессор как раз для них. О том, что он способен сделать, расскажем на конкретном примере.

Допустим, в автомобиле VAZ 2108 уже смонтирован минимальный набор аудиоаппаратуры. В нашем случае — подделка под магнитолу «Пионер» неизвестного происхождения и врезанные в обивку дверей широкополосные динамики «Аудиовокс» диаметром 10 сантиметров. В народе подобные сочетания называют «хрипунками». Причем наш вариант далеко не самый худший — магнитола сносно ловит УКВ-радиостанции, стереофония без обмана, громкость почти достаточная, частотные характеристики комплекта откровенного разочарования не вызывают. Но хочется существенно улучшить звучание. Полностью поменять всю аппаратуру — дорого, да и старую продать почти невозможно — остаточная стоимость «хрипунка» смехотворно мала.

Выбираем иной путь — за миллион с небольшим (цена недорогой, действительно фирменной магнитолы без акустических систем) приобретаем новосибирский звуковой процессор и пару хороших динамиков («Сони», «Пионер», «Филипс» и т. д.). Устанавливаем их в штатные места в районе задней полки, соединяем со звуковым процессором, а тот, в свою очередь, стыкуем с «хрипунком». Одно из достоинств АСП-05 в том, что он совместим практически с любой магнитолой — как стерео, так и моно. Можно присоединиться прямо к выводам для передних динамиков, можно снять сигнал через линейный выход предварительных усилителей кабелем с RCA-разъемами — конструкторы предусмотрели пять вариантов монтажа на все случаи жизни.

Как видим, никаких революционных действий мы вроде не совершили, однако, хоть раз включив полученный комплекс, уже не захочется слушать музыку в исполнении обычной стереосистемы. Дело в том, что процессор специальным образом обрабатывает сигнал магнитолы, превращая обычную стерео- или монофонограмму в объемную. Фантастическое удовольствие! Создается ощущение, будто тесный салон автомобиля расширили до невероятных размеров. Со стандартным оборудованием подобный эффект в ограниченном пространстве внутри машины недостижим. Вполне возможно, что аналогичного звучания не добиться даже на стационарной домашней стереоустановке. Мы же для примера всего лишь оживили недорогой «хрипунок». Уверяю, подобная операция с аппаратом классом повыше даст выдающийся результат.

Итак, суть звукового процессора — цифровое преобразование исходного сигнала магнитолы и его воспроизведение встроенным двухканальным усилителем мощностью 2х25 Вт. Теперь расскажем о сервисных функциях.

По желанию владельца можно задавать режимы обработки сигнала, а следовательно, имитировать звучание в разных помещениях. Предусмотрено 12 градаций: по три варианта «комната» и «зал», по одному «кафе», «туннель», «концертный зал», «церковь», «стадион», «каньон». Описать эффекты словами достаточно трудно, отмечу лишь, что иллюзия, создаваемая процессором, очень близка к реальности. Например, после слова «песня», произнесенного диктором радиостанции, при включенном режиме «каньон» в салоне автомобиля еще долго витает гулкое горное эхо — «...эсня, эсня, эсня...». Кроме того, есть несколько дополнительных регулировок, позволяющих менять степень акустической обработки и уровень громкости необработанного звукового сигнала в тыловых динамиках. Человеческое ухо воспринимает их как возможность расширить стереобазу и увеличить действие спецэффектов. То есть в случае с каньоном мы вольны как бы варьировать его размер, а также громкость и продолжительность эха. Прослушать обычную стереофонограмму тоже не проблема — электронный синтез легко прерывается, при этом процессор служит простым усилителем мощности. Можно вообще отключить звук задних колонок, оставив только исходное сочетание — магнитолу и передние динамики.

Всеми перечисленными функциями АСП-05 управляют с помощью дистанционного пульта на ИК-лучах, словно домашним телевизором. Основной блок устройства при монтаже прячут в незаметном месте, а снаружи — скажем, на панели приборов — оставляют лишь небольшой фотоприемник команд, поступающих с пульта. Дистанционный способ очень удобен и, что немаловажно, безопасен. В случае необходимости бразды правления музыкой водитель передает пассажиру (в том числе сидящему сзади), а сам внимательно следит за дорожной обстановкой.

Оригинально выполнена индикация режимов звукового процессора. Смена состояний сопровождается голосовым сообщением — его формирует синтезатор речи, скрытый в недрах АСП-05. В базовой комплектации прибор «разговаривает» на английском, но на заказ можно запрограммировать и другие языки.

Нет смысла подробно рассказывать о всех возможностях новосибирского изделия. Поверьте на слово — достоинств у него много, а технический уровень высок. Помимо АСП-05, поступают в продажу и модификации. Одна из них — АСП-07с особенно актуальна для наших автомобилистов, поскольку снабжена встроенной противоугонной системой.

Что касается высокой цены, то это как посмотреть. До прослушивания многие считали ее несколько задранной, а после — вполне нормальной или даже низкой. Таково магическое действие музыкального процессора, покорившего сердца экспертов. Присоединюсь к мнению коллег с одной оговоркой. АСП-05 действительно стоит своих денег, если, помимо богатых функциональных возможностей, обладает еще и достаточной надежностью. Но ее проверка требует длительных испытаний, которые мы непременно проведем, а о результатах расскажем читателям.

А пока хотелось бы пожелать новой отечественной разработке счастливой судьбы. Процессор АСП-05 создан для тех, кого интересует качество звука, кто действительно любит слушать музыку, а не только любоваться видом престижной аудиоаппаратуры на панели своего автомобиля.

Вадим КРЮЧКОВ

Техническая характеристика

автомобильного звукового процессора

«Энтоникс АСП-05»

Максимальная выходная мощность — 2х25 Вт; диапазон частот — 20–20000 Гц; отношение сигнал/шум — не хуже 82 дБ; интегральное время задержки — 20–1250 мс; напряжение питания — 13,8 В; ток потребления — 4 А; габарит — 180х35х130 мм; масса основного блока — 0,7 кг.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии