Зимний спрос

ЗИМНИЙ СПРОС

]

ЖУРНАЛИСТ ЗА ПРИЛАВКОМ

ЗИМНИЙ СПРОС

ОДИН ДЕНЬ В МАГАЗИНЕ «ЗА РУЛЕМ»

Магазины запчастей и аксессуаров сейчас завалены товаром любого качества и уровня цен. Какие из них пользуются спросом, разбираются ли покупатели в этом многообразии, предлагаемом торговлей? Побывать на рабочем месте продавца автозапчастей решил наш корреспондент Антон УТКИН, а в качестве полигона

для исследований был выбран, разумеется,

Торговый дом «За рулем» (далее ТДЗР).

10 часов утра — вместе с первыми посетителями поднимаюсь по лестнице вхожу в магазин на Долгоруковской, 36. Бывал здесь и раньше, но сегодня — цель посерьезнее. Сконцентрировав внимание, стараюсь замечать каждую мелочь, осмысливая увиденное с позиции рядового покупателя. Первое, что бросается в глаза — магазин «дорогой». Мраморный пол, сверкающие витрины, продавцы в костюмчиках, а не в синих халатах... «Если сюда так много вложено — значит, низких цен не жди», — думает покупатель и, возможно, ошибается. Впрочем, для репутации элитного магазина есть все условия. Место — исключительно удобное. Центр города, начало северной радиальной трассы. Поворачиваешь с Садового и метров через триста паркуешься прямо у дверей. От метро «Новослободская» — две минуты ходьбы. Соседи вокруг — солидные банки. Да, здесь в мятом халате торговать просто неприлично.

Объяснив руководству магазина свою цель, становлюсь за прилавок. Посыпались первые вопросы. Как и ожидалось, спрос, в основном, сезонный. Столкнувшись с трудностями зимнего пуска двигателя, многие спрашивают маловязкое зимнее масло. Лучшее, что есть в магазине — «синтетика» ВР 5W40. 200 тысяч рублей за 4 литра. В Москве можно найти и подешевле.

Минеральное ВР раскупают охотнее — в основном те, кто уже ездит на нем: ведь почти все понимают, что смешивать в моторе масла разных фирм нежелательно. Поэтому владельцы, у которых в картер залито «Elf», «Shell», «Motul» и пр., уходят без покупки — здесь таких марок нет. Интересуюсь, почему в магазине представлены, в основном минеральные масла, ВР «Mobil» и «Unocal-76»? Как мне объяснили, снабжение ТДЗР базируется на оптовых закупках за рубежом — это выгодно и гарантирует от подделок. А закупать оптовые партии масел у всех фирм — не хватит никаких складских площадей. Вполне понятно. И все же, подумалось, не помешало бы купить на каком-нибудь московском оптовом складе по две-три коробки дорогих «элитных» синтетических масел типа Mobil 5W50, Castrol 10W60, Mobil 0W40. Найдутся покупатели. А о любителях сэкономить уже позаботились — в продаже есть рязанская «всесезонка» по 25 тыс. за 4 литра.

«Тосол» в магазине довольно дешевый — 40 тыс. за 5 литров и поэтому активно раскупается. Не забыты и те капризные граждане, которые из принципа не покупают ничего российского — для них дорогой антифриз «Unocal-76».

Обычно спрос на «Тосол» появляется с первыми заморозками — детали сжимаются и герметичные прежде стыки и разъемы дают течь. Первое время владелец просто подливает «Тосол» в расширительный бачок, но когда первая канистра заканчивается, задумывается о ремонте. Для начала нужно посильнее обжать хомуты на шлангах, а еще лучше — поставить червячные. Таких, к сожалению, в нашем магазине не было. Но зато припасен поистине «хит сезона» — герметик для систем охлаждения фирмы «Wynn'S», способный ликвидировать течь не только из-под затвердевших неэластичных шлангов и прокладок, но и через трещины радиатора и т. д. В отличие от печально известных порошковых герметиков (сухих и в виде жидких взвесей), которые забивают тонкие каналы радиаторов (чаще всего, отопителя) и блокируют работу термостата, препарат «Wynn'S» не содержит твердых включений. По виду он напоминает сливки с синеватым отливом и расфасован в жестяные банки, наподобие пивных. Одна банка стоит 27 500 рублей.

На тех машинах, где радиатор не имеет горловины с пробкой, не следует просто выливать герметик в расширительный бачок. Надо слить половину «Тосола», затем опорожнить банку «Wynn'S» в расширительный бачок и, не мешкая, залить «Тосол». Теперь пускаем двигатель и гоняем его минут пять на малых оборотах. Проникая в неплотности, препарат надежно герметизирует систему, где и впредь будет ликвидировать любую течь жидкости сразу после ее появления. Осталось только добавить, что этот герметик, как и прочие препараты «Wynn'S», входит в обязательный ассортимент ТДЗР и почти никогда не пропадает с прилавка.

Еще один, чисто сезонный товар — незамерзающие жидкости для стеклоомывателей. Нельзя сказать, что эти препараты пользуются большим спросом: ведь их непобедимый конкурент, вода, имеет одно достоинство, перевешивающее для многих все ее недостатки, — она бесплатна.

Как показывает практика, незамерзающие жидкости менее популярны именно там, где, казалось бы, потребность в них наиболее велика — в крупных городах, где применяют химические средства против обледенения дорог. Причина в том, что при большом расходе жидкости стеклоомывателем ее применение накладно. «Экстремальный» пример — Москва. Соляные лужи при минус 15°, интенсивное многорядное движение с постоянными обгонами, обилие машин, у которых нет фартуков задних колес, — словом, омыватель приходится включать так часто, что дневной расход жидкости (при пробеге около 200 км) достигает 3–4 литров. А если учесть, что таких дней за московскую зиму набирается не менее сорока, то израсходовать 160 литров жидкости в сезон вполне реально. А теперь подсчитаем. Самая дешевая — канадская жидкость «Turbo Power» стоит 50 тыс. за 4 л. Даже если ее разбавить водой вдвое (концентрат замерзает при —40°С), то всего за зиму понадобится купить 20 банок на общую сумму миллион рублей... Теперь понятно, почему нередко из окна, скажем, новенького «Вольво», остановившегося у светофора, высовывается рука с бутылкой, поливающая воду на ветровое стекло. Но это, скорее всего, водитель «персоналки». У тех, кто за рулем собственного «Мерседеса» или джипа, стеклоомыватели работают всегда.

А вот на трассе без спецжидкости не обойтись. Но расход ее здесь уже невелик, а потребность в ней возникает лишь в диапазоне температур —5... +2°С, и то, если накануне шел дождь или снег. Расход незамерзающей жидкости ощутимо зависит от конструкции автомобиля, в частности, от того, как воздушные потоки обтекают стекла. Классический пример — заднее стекло М-2141, которому не нужен очиститель. Гораздо реже, чем на прочих машинах приходится очищать ветровое стекло «Газели», особенно на трассе, — скошенный капот формирует мощный поток, отклоняющий капли грязной воды вверх. Расположение и конструкция элементов стеклоомывателя также могут способствовать экономии жидкости. Например, на классических «москвичах», где бачок омывателя расположен над выпускным коллектором, до —5°С можно ездить на воде — лед в бачке быстро тает, а теплая вода не успевает замерзнуть в форсунках. На большинстве отечественных автомобилей форсунки омывателя расположены над коробкой воздухопритока и их работа при отрицательных температурах требует соответствующей концентрации жидкости. Исключения — «Ока», GAZ 31029/">GAZ 31029 и "Таврия", у которых форсунки стоят прямо над двигателем. Здесь уже можно сильно разбавить жидкость водой. Хуже всего дело обстоит на "Москвиче-2141". Здесь и бачок омывателя, и форсунки, и трубопроводы постоянно обдуваются холодным воздухом, поэтому ездить с водой невозможно уже при 0°С.

Применяя импортные низкозамерзающие жидкости, помните, что основа некоторых — метиловый спирт — сильный яд, вызывающий слепоту (а летальная доза — всего 30 г). Обыкновенная водка по сравнению с «Turbo Power» (в пересчете концентрации) обходится вдвое дороже, но все же успешно конкурирует с фирменными жидкостями, поскольку нетоксична и продается повсеместно.

И в заключение — о щетках и скребках. К сожалению, этот нужный сезонный товар не входит в обязательный ассортимент магазина и по старой советской традиции исчезает из продажи именно тогда, когда на него наибольший спрос. (Что-то похожее мы наблюдали лет десять назад, когда лимонад исчезал с прилавков именно в жару, а соль — тогда, когда надо было солить капусту.) В наше время подобная нерасторопность торговле не к лицу. Что касается конструкции щеток и скребков, то удобнее те, что на длинных ручках — например, телескопическая щетка за 74 тысячи. Ею можно мыть крышу и ветровое стекло, не прислоняясь к машине и не пачкая одежду. Она поможет легко и быстро смести снег с кузова. Но и небольшой прочный скребок без ручки тоже надо иметь в машине. Если вечером шел мокрый снег, а за ночь подморозило, то к утру все стекла будут покрыты толстой коркой льда. Тут уже не до удобств, и длинная рукоятка не нужна — приходится с силой нажимать на скребок, «вгрызаясь» в лед.

Ну вот и все. Первый рабочий день за прилавком окончен. Остальные будут по графику, о чем мы расскажем позже.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии