Дальний восток на японских колесах

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК НА ЯПОНСКИХ КОЛЕСАХ

]

РЫНОК

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК НА ЯПОНСКИХ КОЛЕСАХ

Отечественная легковушка в этих краях давно стала экзотикой. В Хабаровске, Южно-Сахалинске и особенно Владивостоке даже на самых оживленных магистралях встретить «Жигули» или «Москвич» можно лишь по астральному стечению обстоятельств. Все ездят на иномарках (в основном японских) по своим специфическим правилам движения — с правым рулем по правой стороне дороги. ГАИ и та не исключение.

Причина этого кроется вовсе не в горячей любви дальневосточников к Стране восходящего солнца и ее индустрии. Просто наших автомобильных заводов поблизости нет, а машины из Москвы или с берегов Волги — роскошь непозволительная. А вот подержанная, но вполне приличная машина из Японии по карману — она почти вдвое дешевле.

У того, кто собрался купить автомобиль во Владивостоке, есть три варианта действий. Первый — самый экономный, но утомительный: самостоятельно найти продавца. Лучше всего — среди рыбаков. Они довольно часто меняют свои машины, так как имеют законную возможность практически беспошлинно привозить легковушку из плавания. Если повезет, возьмете просто задарма: от двухсот до пятисот долларов.

Тем, у кого водятся деньги, проще. Достаточно зайти в любой из многочисленных автомагазинов или салонов, где за десять-пятнадцать тысяч без проволочек берете вполне свежую «японку» или «кореянку». Корейская машина, как ни странно, обойдется дороже из-за более удобного, левого расположения руля.

Ну а самым массовым и общепринятым вариантом остается посещение городского автомобильного рынка. На нем и вокруг него ежедневно ожидают покупателей около тысячи машин. Цены здесь, правда, в последнее время начали подрастать, что связано с повышением таможенных пошлин, но вероятность подыскать что-нибудь подходящее по-прежнему велика.

Входим на одну из комиссионных стоянок рынка. Рядом немедленно оказывается «торговый агент», готовый подробно рассказать, кажется, о любом из автомобилей.

— Вот, рекомендую: городской микроавтобус «Ниссан». Год выпуска — восемьдесят восьмой, пробег — сорок тысяч. Отдаем за 5600 долларов...

— Дороговато...

— Тогда микроавтобус «Тойота» — четыре двести, джип «Тойота» — четыре тысячи, " Тойота Корона" — три с половиной...

Все машины, как выяснилось, из старых запасов. Со времени повышения ввозных пошлин и акцизов новые автомобили на реализацию почти не брали (но цены под шумок накрутить не забыли!).

Разницу в ценах машин, растаможенных до и после повышения пошлин, мы увидели на примере двух практически одинаковых автобусов «Ниссан-Караван», стоящих на основной площадке рынка. Оба — девяностого года выпуска, оба — с «престижным» левым рулем. Но один продают за семь тысяч, хозяин другого запрашивает одиннадцать. Объясняет — «растаможка в семь с половиной штук влетела».

Главное, на взгляд посетителей, достоинство рынка в том, что здесь маловероятен серьезный обман. Соответствующие службы перед продажей проверяют «биографию» машины: правильно ли растаможена, не числится ли в розыске. Несколько юридических контор занимаются оформлением всех необходимых документов на сделку.

Те, кого не слишком пугает перспектива оказаться жертвой мошенников, отовариваются на «диких» стоянках за пределами официального рынка. Здесь в основном орудуют перекупщики. Диапазон цен на «средней паршивости» легковушку — от полутора до четырех тысяч. Есть возможность поторговаться. Скажем, один настырный покупатель из Уссурийска у всех на глазах умудрился сбить цену на хорошо с виду сохранившуюся «Мазду» с четырех до двух тысяч долларов.

Перекупщики — народ осторожный и замкнутый. И все же один из них, Владимир, девятнадцатилетний студент-юрист из Артема (пригород Владивостока), любезно согласился поведать о некоторых тонкостях своего бизнеса.

Обычно в ассортименте этого молодого предпринимателя 10–15 машин. На рынок он пригоняет пару-тройку. Остальные разбросаны по стоянкам. По мере продажи автомобилей прикупает новые. В среднем за месяц реализует пять машин, что после уплаты всех «налогов» местной «крыше» приносит семь-восемь тысяч долларов. Но случаются порой и непредвиденные траты.

Наибольшие опасности подстерегают бизнесмена при покупке машин для его, так сказать, торгового фонда. В Находке, например, пару месяцев назад Владимир лишился пяти тысяч долларов и рад еще, что живым оттуда выбрался... Такой уж нынче контингент в этой сфере бизнеса. Если еще сравнительно недавно большинство машин были с «безупречной репутацией», то сейчас (по словам перекупщика) большая часть — угнанные.

Так это или нет — судить не беремся. Одно очевидно: в портах Владивостока и Находки ежедневно выгружают автомобили, прибывающие с заморских заводов и свалок, а цены на иномарки, положа руку на сердце, пока остаются приемлемыми. Так что автомобилизация Дальнего Востока в обозримом будущем будет идти «по японскому» пути.

Михаил ЗУБОВ

Фото Валерия Утца

Говорят, за эту «Тойоту» (справа) просили всего пять тысяч долларов, а за экзотическую «Мазду-RX7» (в центре) — и того меньше...

Есть от чего разбежаться глазам: легковушки и вседорожники, почти совсем новые и прошедшие «боевой путь». Только «национальность» у всех одна — уроженцы Японии.

Мощный портовый кран переносит машину с корабля на берег — и начинается ее новая жизнь в России.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии