Арендуем грузовик

АРЕНДУЕМ ГРУЗОВИК

]

ЗАРАБОТОК

АРЕНДУЕМ ГРУЗОВИК

Торговля и транспорт — они неразрывно связаны друг с другом. Рекомендации начинающим бизнесменам по транспортному обеспечению торговли дает Антон УТКИН, познакомившийся с этим, что называется, изнутри.

Допустим, вы начали свое дело, арендовав торговую точку. Поначалу транспорт для вас — дело десятое. Но вот вы немножко раскрутились, и дело пошло веселей. Возросшие объемы продаж потребовали более интенсивного снабжения. Каким путем пойти? Купить и содержать грузовик не каждый решится, особенно когда дело только наладилось. Остается одно — арендовать машину с водителем. Расценки на транспортные услуги сильно зависят от региона — там, где уровень жизни выше и товар раскупается хорошо, они высоки (например, в Москве — от 50 до 100 тыс. руб. в час) — и наоборот, где объемы продаж невелики, а работа дефицитная, машина обходится гораздо дешевле.

Какую машину арендовать? Марку, модель, тип кузова вы можете выбрать сами, купив газету объявлений. Первой ступенькой после легковых автомобилей будет «каблучок» — Izh 2715. Тот, кто до этого грузил упаковки товара в личную «четверку» или «сорок первый», сразу почувствует основное преимущество грузовика, пусть и сделанного на легковой базе, — возможность принимать, подавать и укладывать груз, стоя в машине. Арендовать «каблучок» целесообразно при небольших объемах перевозок (до 400 кг груза за один рейс) и когда маневренность при подаче на погрузку или разгрузку имеет решающее значение. В иных случаях разумнее заказать машину покрупнее — почасовой тариф почти такой же.

Микроавтобус РАФ (0,9 т) удобен тем, что юридически не относится к грузовикам и может свободно ездить там, где их движение запрещено. Правда, в некоторых областях ГАИ в порядке местной инициативы запрещает перевозить на «рафиках» грузы и даже устанавливает предельно допустимый габарит перевозимых вещей.

«Уазик» (0,8 т) — пока самый массовый у нас малотоннажный грузовик, хорошо переносит перегрузку, но, если не брать в расчет проходимость, во многом уступает одноклассникам («Газели», иномаркам), поэтому интенсивно ими вытесняется.

В «Газели» (1,5 т) по сравнению с 

УАЗом тихо, мягко, тепло и удобно. Кроме того, по ряду конструктивных причин (компоновка кабины, ширина колеи, колеса, тормоза) ездить на ней гораздо безопасней. Звание «коммерческого грузовика

№ 1 в России" и соответствующая ему популярность "Газели" среди предпринимателей способствуют удержанию самых высоких расценок на ее аренду в данном классе грузовиков. Если на машину установлен запирающийся кузов-фургон, аренда обойдется еще дороже, что не всегда оправданно. (И закрытый на замок кузов тоже нельзя оставлять без присмотра, если в нем дорогой товар.)

Иномарка, например, распространенный у нас «Форд-Транзит» или " Фольксваген Транспортер", вам наверняка понравится, тем более что стоимость ее аренды может оказаться даже ниже, чем "Газели". (Цену определяет спрос — мало кто будет заказывать "Форд", а что такое "Газель", знают все.)

Более крупную технику (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ) начинающие коммерсанты нередко обходят своим вниманием, полагая, что с их объемами перевозок ее использовать невыгодно. И напрасно — ведь аренда, скажем, ЗИЛ-4314 обойдется не дороже, чем «Газели», а ГАЗ-3307 — даже дешевле. Важное преимущество больших грузовиков — стандартная погрузочная высота. И вот почему. Большинство фирм оптовой торговли арендуют склады, терминалы, построенные задолго до появления развозных грузовиков типа «Газели» с ее погрузочной высотой 1000 мм. Высота погрузочных эстакад на таких объектах — обычно в пределах 1350–1450 мм, то есть рассчитана на крупно- и среднетоннажные грузовики. Поэтому, если вы берете товар именно с такого склада, имеет смысл заказать ГАЗ (4 т) или ЗИЛ (6 т), даже если вам надо вывезти всего тонну-полторы груза. Дело в том, что в оптовой торговле товарной единицей служит так называемая палета — штабель коробок, стянутый пластиковой лентой и стоящий на стандартном европоддоне. Палету легко и быстро перемещают по территории склада с помощью авто- и электрокаров (или просто гидротележек), которые заезжают прямо в машину по листу металла, уложенному на стык кузова и эстакады. Загрузить две палеты по 700–1000 кг в большой грузовик — дело двух минут. Чтобы этот же товар погрузить в «Газель», приходится ставить палеты на край эстакады, разрезать ленту и вручную укладывать коробки в кузов. «Каблучок» или «рафик» здесь загружать еще труднее — приходится каждую коробку ставить на край эстакады, а затем снимать вниз и носить в машину.

Еще один нюанс. Если ваше предприятие имеет несколько торговых точек или вы занимаетесь торговлей с доставкой, решающим параметром при выборе машины для вас может оказаться площадь ее кузова. Товар нескольких наименований, зачастую в совершенно одинаковых коробках, должен быть так распределен по всей поверхности кузова, чтобы, разгружаясь в каждой точке, можно было, идя по кузову, быстро набирать нужный ассортимент. Поэтому приходится заказывать «Газель» вместо «каблука», нагружая в нее килограммов триста, или ГАЗ-3307 вместо «Газели», когда надо везти тонну.

Перечисленные рекомендации по выбору машины придется несколько скорректировать, если условия перевозки усложняются (распутица в межсезонье, сильный мороз или, наоборот, жара). Например, застрявший грузовик бесполезно пытаться вытолкнуть вручную — заменить мощный тягач может разве что взвод солдат. Высокое расположение центра тяжести фургона нередко способствует внезапной разгрузке одного из ведущих колес (например, при попадании другого колеса в яму на скользкой дороге) и его пробуксовке. Жесткие «грузовые» шины с давлением 4–7 атмосфер и крупными гладкими шашками протектора беспомощны на обледенелой дороге, особенно с поперечным уклоном, — машина просто сползает в кювет там, где легковушки проходят без всяких затруднений. Наконец, вы вряд ли решитесь оставить на ночь в чистом поле застрявший грузовик, в котором товару на десятки миллионов рублей, даже если бензин на исходе, а мороз крепчает...

Вот почему, заказывая машину, сразу предупредите водителя о предстоящих трудных участках дорог. В противном случае возможны конфликтные ситуации, когда, например, водитель «Газели» наотрез откажется съезжать с асфальта, даже если до места разгрузки осталась сотня-другая метров. И будет прав, поскольку эта машина абсолютно не способна двигаться по мягкому грунту и застревает буквально на ровном месте, где свободно проходят «Жигули».

Избежать приключений можно, заказав полноприводный грузовик. Такие машины обычно не используют для коммерческих перевозок, разве что в областях, где дороги, как правило, без покрытия. Прожорливые и сложные в ремонте, они — редкость на предприятиях, где считают свои деньги. Другое дело — частные извозчики на списанных армейских машинах. Коммерсанты не особенно балуют их заказами (ведь ездит такая техника медленно, а в кабине шумно и тряско), поэтому аренда, например, наиболее массового из полноприводных грузовиков — ГАЗ-66 обойдется дешевле, чем «Газели», несмотря на то, что расход топлива у него вдвое больше. Водителю все равно выгодно — сама машина была куплена так дешево, что окупила себя уже за первые два месяца работы. Если грузоподъемности ГАЗ-66 (2 т) вам маловато, то можно выбрать машину покрупнее: ЗИЛ-131 (3,75 т); «Урал-4320» (5 т); КамАЗ-43101 (6 т); КрАЗ-260 (9,5 т) (приведена грузоподъемность при движении по грунту).

Обратите внимание — в перечне отсутствуют модификации «Газели» с колесной формулой 4х4, распространенная у нас чешская «Татра» (6х6) и вездесущие УАЗы. Несмотря на полный привод, эти машины ненамного превосходят по проходимости свои заднеприводные аналоги, отличаясь от них только уверенной ездой по обледенелым, заснеженным дорогам, плотному песку и слегка размытой поверхности грунтовых дорог.

Выбирая модель грузовика, надо учитывать, что не любой из них выдерживает жесткие погодные условия. Например, если на завтра обещают жару свыше 30°, то заказывать «Газель» — не лучшее решение. Поскольку ее система охлаждения не рассчитана на такие режимы работы, водитель обычно вынужден включать «печку» на полную мощность, подвергая себя и пассажиров опасности теплового удара. Не говоря уже о том, что поездка может несколько раз прерываться вынужденными остановками. Лучше заказать «уазик» или ГАЗ-3307, чьи системы охлаждения — с хорошим запасом.

Зимой — другие проблемы. Пока мороз несильный, «Газель» лучше УАЗа — в ней теплей. Но если прогноз на завтра минус 25° и ниже, то заказывать «Газель», если она стоит на улице, не стоит: водитель просто не сможет быстро пустить мотор. Для УАЗа такой срыв менее вероятен. Пролив через рубашку блока горячую воду и предварительно провернув коленвал несколько раз пусковой рукояткой, можно «завестись» и при —30°С. (На «Газели» применение воды и пусковой рукоятки исключено, а стартер, в отличие от уазовского, низкооборотный.)

И в заключение о главном — о человеке, то есть водителе машины, которую вы арендуете. Есть три группы водителей коммерческих грузовиков. Первая — водители автопредприятий, предлагающих транспортные услуги. Это низшая каста — парии шоферского мира и, как ни парадоксально, наиболее квалифицированные представители своей профессии. Из тех денег, которые вы перечислите за аренду машины (или внесете в кассу автобазы), до водителя дойдет лишь мизерная часть, и то месяца через три. Поэтому, чтобы сохранить уважение к самому себе, постарайтесь часть суммы уплатить водителю. Например, вам надо везти товар в Рязань (200 км). Оплачиваем заказ до Коломны, не опасаясь, что при подаче машины будет конфликт с водителем. Наоборот, вы увидите, как просветлеет его лицо после ваших слов: «Шеф, вместо Коломны идем до Рязани. „Пол-лимона“ доплачиваю „налом“. И вам тоже будет приятно, что ваши деньги дошли точно по назначению.

Вторая группа — «халтурщики», использующие служебный грузовик не только для нужд родного предприятия, но и работая «на себя». Как правило, они обслуживают только тех клиентов, у которых необходимость в транспорте возникает спонтанно, вынуждая выбегать на дорогу и голосовать. «Халтурщики», в свою очередь, бывают «ворующие» и «вольные». Ездить с первыми, которые без ведома начальства отрываются по своим делам, хуже всего. Они вечно спешат, дергаются, объезжают за три квартала посты ГАИ и т. д. «Халтурщик вольный» — это тот, чей мудрый начальник, понимая, что не может платить водителю нормальные деньги, «разнуздывает» его, отпуская «на подножный корм». У «вольного», как правило, и в путевке написано: «Машина находится в распоряжении водителя», и времени гораздо больше.

И третья, высшая группа — частные извозчики на собственных грузовиках. У большинства из них — лицензии, ухоженные машины. Такой водитель полностью распоряжается своим временем, и предприниматель, довольный обслуживанием, обычно стремится заполучить его на постоянную работу на взаимовыгодных условиях: водитель делает солидную скидку со своего почасового тарифа, а наниматель обеспечивает стабильную работу четыре-шесть дней в неделю. А вот предлагая ему месячный оклад, вы рискуете его отпугнуть — вряд ли человек, уже глотнувший свободы, захочет «пахать» целый месяц, гадая, заплатят или нет. Поэтому выбор у вас невелик: либо оплата по факту каждый вечер, либо ваш удел — каждый день новый, угрюмый «водила» с автобазы, с тенью укоризны и классовой неприязни в глазах. В общем, не бойтесь сегодня переплатить человеку за работу, возможно, уже завтра он вернет вам ваши деньги как покупатель.

Желаю удачи!

VAZ 2104.

Izh 2715.

«Газель».

УАЗ-2206.

ГАЗ-66.

ГАЗ-3307.

ЗИЛ-131 

КамАЗ-43101.

«Урал-4320».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии