Купить в рассрочку: пустые хлопоты?

КУПИТЬ В РАССРОЧКУ: ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ?

]

РЫНОК

КУПИТЬ В РАССРОЧКУ: ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ?

С декабря 1995 года в Москве и Московской области предлагаются услуги по приобретению, страхованию и регистрации отечественных автомобилей всех марок на условиях рассрочки платежа. Занимается этим закрытое акционерное общество «Промавтолизинг». Мы решили познакомиться поближе с фирмой и ее деятельностью, ведь покупка машины в рассрочку — голубая мечта многих.

На последнем этаже бывшего особняка Центрального совета педагогического общества РСФСР, что неподалеку от знаменитого отеля «Балчуг», — глухая дверь без вывески или таблички. Офис «Промавтолизинга». Попасть внутрь можно лишь после переговоров по интерфону, и если вы вдруг окажетесь персоной «нон грата» для фирмы, то так и останетесь на лестничной площадке. Представившись как желающий купить автомобиль в рассрочку, я был допущен в офис.

Здесь меня — потенциального клиента — попросили предъявить паспорт, водительские права и заполнить два экземпляра подробнейшей анкеты, приложив две фотографии. Опросный лист — дотошнее тех, что приходилось когда-то заполнять при выезде за границу: помимо паспортных данных — сведения о работе, причинах перехода или увольнения, ежемесячном доходе (менее 3 миллионов, 3 млн., более 3; 5; 7 млн. и т.д.). Состав семьи, общесемейные доходы. Интересовались и водительской состоятельностью: когда получили «права», изымалось ли водительское удостоверение, когда и почему; попадали ли в аварии, по чьей вине и с какими последствиями; имеете ли машину, какую, сколько; кто еще в семье имеет «права» и т.д. Анкету я заполнил, после чего узнал, что должен еще перевести на счет «Промавтолизинга» 250 тыс. рублей «за совершение таинства» и в течение 10 дней ожидать результатов проверки. Начало знакомства с фирмой (еще ничего не сделали, а деньги уже плати!) заставило призадуматься и подробнее расспросить, что да как будет дальше.

Допустим, объяснили мне, все сообщенные вами сведения подтвердились и как клиент вы подходите компании. Тогда предстоят действия более конкретные и затраты более весомые.

Первый взнос — 50% стоимости автомобиля плюс 9% — обязательное страхование по полному пакету рисков (угон, ущерб, несчастный случай, гражданская ответственность). Сначала вы можете съездить с сотрудником компании на стоянку автосалона на Варшавском шоссе и выбрать машину, на которую тут же выпишут справку-счет. «Промавтолизинг» пока не имеет собственной стоянки и использует площадки и машины некоторых московских автосалонов. После выбора машины пятидневное ее пребывание на стоянке оплачивает компания, потом — клиент, но общий срок хранения ограничен 10 днями.

За это время необходимо заключить: 1. Договор купли-продажи (приобретения). 2. Договор о залоге и как приложение к нему — 3. Соглашение о неустойке. 4. Свидетельство о нотариально заверенной регистрации Договора о залоге. 5. Договор страхования. Все расходы по регистрации документов, услуги нотариуса оплачивает клиент, компания лишь помогает ускорить оформление. Если для клиента основным становится Договор приобретения, то главная гарантия спокойствия «Промавтолизинга» — договор о залоге. Предметом залога служит имущество клиента, то есть приобретаемая машина. Фактически до выплаты покупателем последнего взноса автомобиль имеет двух владельцев: клиента, на чье имя оформлены все документы на машину, и «Промавтолизинг», которому клиент эту машину заложил по договору о залоге. Такое двойственное состояние собственности заканчивается, как только вся сумма, причитающаяся с клиента, поступит на счет компании. Договор о залоге аннулируется, и клиенту вручают вторые ключи от машины, ее техпаспорт — он становится полновластным и единственным владельцем. Компания страхуется от недобросовестности клиента еще и Соглашением о неустойке: за каждый день просрочки очередного платежа с клиента взимают пени — 0,5% стоимости авто. Если же он не платит, то через 10 дней Договор о приобретении расторгается. Задержка в день-два обычно «утрясается» по телефону без каких-либо санкций...

Как-то сразу мой приобретательский пыл поугас. Я прикинул, во сколько обходится приобретение автомобиля в рассрочку на условиях «Промавтолизинга»: на 25% дороже обычного при годовой и на 12% — при шестимесячной рассрочке! Именно такова стоимость кредита, предоставляемого компанией клиенту.

Для выбранного мною VAZ 21043 первый взнос составил бы 4070 долларов (50% стоимости плюс 9% страховка) — эквивалент этой суммы в рублях +1% нужно внести на счет компании через любое отделение Сбербанка. «Промавтолизинг» оплачивает автосалону полную стоимость автомобиля и после получения первого взноса клиента выдает ему справку-счет автосалона. Со дня, следующего за указанной в счете датой, начинается отсчет 30 дней, по истечении которых следует внести первый из 12 ежемесячных взносов — 432 доллара в моем случае. Нетрудно подсчитать, что годовая рассрочка обойдется в 9254 доллара: 4070+(432х12)=9254. К тому же все расходы по регистрации документов, их проверке, нотариальному заверению ложатся на меня.

Стоимость «четверки» в московских автомагазинах колеблется в пределах 6700 — 7000 долларов. Получая в течение 7–10 дней автомобиль за «полцены» со страховкой, мне пришлось бы переплатить в конечном итоге две тысячи долларов!

Честно говоря, таких денег стало жалко. Да и рассрочка не настолько продолжительна, чтобы сумма «сверху» показалась более приемлемой. Скажем, если бы я мог выплачивать стоимость моей «четверки» три года — по 275 долларов в месяц, это было бы не так ощутимо. А если бы пять лет — по 154 доллара... Впрочем, не буду увлекаться сослагательным наклонением. То ли фирме невыгодно то, что выгодно клиенту, то ли дело это новое и мы не привыкли, но пока не хочется кричать «ура» по поводу появления и у нас цивилизованной формы продажи автомобилей. Показательно, что за год работы «Промавтолизинг» обслужил всего несколько десятков клиентов. Хотя радует то, что первые шаги уже сделаны. Может, в дальнейшем интересы потребителей и фирм сблизятся?

В общем, пока покупать в рассрочку вазовскую «четверку» мне не захотелось. Вот, подумалось, если бы грузовик так приобрести — он бы за год, может, и окупил расходы с лихвой. Но, увы, грузовыми автомобилями «Промавтолизинг» не торгует...

Юрий БУГАЕВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии