Контроль, как в германии.

КОНТРОЛЬ, КАК В ГЕРМАНИИ.

]

БЕЗОПАСНОСТЬ

КОНТРОЛЬ, КАК В ГЕРМАНИИ.

В 12 регионах России в виде эксперимента начали проводить техосмотр на специально оборудованных станциях. Выдержат ли безжалостный контроль приборов наши автомобили, устаревшие физически и морально?

«Уважаемая редакция, в нашем городе ГАИ совсем озверела. Требует от нас, простых автолюбителей, проходить ежегодный техосмотр на сервисной станции. А там проверяют все, вплоть до работы замков ремней безопасности! И это с разрешения местной администрации, которая даже выпустила специальное постановление. За осмотр нужно заплатить 70 тысяч рублей. Откуда у владельца латаного-перелатанного десятилетнего „Москвича“ такие деньги? Они просто хотят нас уничтожить!»

Вот примерное содержание телефонного разговора с читателем из Омской области. Его мнение поддерживают и многочисленные авторы писем в редакцию.

Эмоции водителей понятны. Мы привыкли к поверхностному осмотру машины. Никто и не вспоминает о существовании ГОСТов, «Положения о проведении контроля технического состояния автотранспортных средств и прицепов в РФ», Правил проведения ТО и т. д. Самое ужасное, что мы практически забыли о безопасности.

Сегодня в стране около 29 миллионов автомобилей, из которых ежегодно 200 тысяч становятся участниками ДТП. Не буду называть шестизначные цифры погибших и раненых. Достаточно знать, что ежедневно в автомобильных авариях гибнет около ста человек. Впечатляет? Теперь не менее удручающая цифра: 15% ДТП происходит из-за технической неисправности автомобилей (а сколько еще аварий с формулировкой «не справился с управлением»). По самым скромным подсчетам, 70% автомобилей не соответствуют требованиям безопасности. При этом мы жалуемся, что нечем дышать (ежегодно на голову россиянина сваливается сто килограммов вредных выбросов), на «акустический дискомфорт» — то есть шум, на грязь и прочее.

Формально за исправностью машин следит ГАИ. На практике автоинспекция свела эту работу к сверке номеров, визуальному контролю световых приборов и люфта руля — покачиванием. Не стоит думать, что инспекторы не озабочены безопасностью. Но нет у них нужной техники, помещений, специальной подготовки.

Мы привыкли кивать на заграницу: там и машины получше, и порядка побольше. Если говорить о нормальном техническом состоянии автомобилей, там оно достигается благодаря не только многочисленным сервисным станциям, но и системе независимого инструментального контроля.

Три года назад по инициативе Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Минтранс, Госстандарта и ГАИ изучили опыт немецких организаций ТЮВ и «Декра». По их образу и подобию было решено проводить ТО и у нас. Идею поддержала правительственная комиссия по обеспечению безопасности движения. Вместе с немцами год назад было создано акционерное общество «Трансдекра». Специалисты НИИАТа, пройдя обучение в Германии, разработали отечественную систему инструментального контроля. Принцип ее прост: на базе сервисных станций организовать оснащенные современным оборудованием пункты ТО. Проводить осмотр станут эксперты, получившие сертификат специальной комиссии под руководством ГАИ. Станции, разумеется, подчиняться автоинспекции не будут.

Теперь — о сути преобразований. Владелец машины должен раз в год, в любое удобное ему время, приехать на близлежащую станцию и пройти контроль. Умное оборудование проверит работу всех систем и агрегатов автомобиля и выдаст справку. Если неисправно что-то серьезное — до новых встреч после ремонта. Явившись на повторный осмотр, владелец оплатит только контроль ранее обнаруженных неисправностей. Тарифы (расценки) устанавливает местная администрация. Например, инвалиды и почетные жители города не платят вовсе, а владельцы отечественных машин платят в два раза меньше, нежели хозяева новых иномарок. Если машина исправна — получи специальную наклейку на ветровое стекло. С ней в ГАИ, после сверки номеров и «прозвона на угон» без вопросов выдадут техталон. Система инструментального контроля уже несколько месяцев действует в 12 регионах России (Омск, Пермь, Челябинск, Ярославль, Астрахань и др.). Кстати, российским городам и весям систему инструментального контроля никто не навязывал. Согласились на нее в виде эксперимента сами.

В нынешнем году в Австрии состоится международное совещание по инструментальному контролю автотранспорта. Будет принят единый сертификат, который при пересечении границы станет своеобразной визой для машины. России поручено подготовить документальную часть совещания, а Германии — техническую. Может, это подсластит горькую пилюлю введения жесткого (даже жестокого) ТО? Пора, господа, пора. Во всем мире машину (новую или подержанную) не продадут и не застрахуют без разрешения станции инструментального контроля. Пора, конечно, но... Как быть с ГАИ: ведь закон только ей разрешает проводить ТО? Сколько в области можно открыть станций контроля — одну, две... Со всей области съезжаться? За чей счет?

Теперь представьте, что вас (владельца «Жигулей», «Волги» или «Москвича») ждет объективный, но весьма требовательный техосмотр. Это ж сколько запчастей нужно покупать! Это сколько ж денег нужно заплатить! Или без приличной зарплаты — про машину забудь? А ей десять лет, днище только что приварили... Да ладно старые машины. Многие новые осмотр вряд ли пройдут. Скажут, автомобили, выпускаемые отечественными заводами, проходят сертификацию и получают «одобрение типа» после суровых испытаний. Только ведь на сертификацию завод представляет отлично подготовленные машины, по сути, ручной сборки. В дальнейшем с конвейера может сойти что угодно.

Согласен, система независимого контроля нам нужна. Но думать и отвечать за нее своим кошельком должен не только владелец машины. В первую очередь, государство должно быть заинтересовано в том, чтобы его граждане имели возможность ездить безопасно. Аксиома: сперва создай условия, а потом требуй и наказывай.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии