А машины? "трансдекра" против ваза: пока — ничья...

А МАШИНЫ? «ТРАНСДЕКРА» ПРОТИВ ВАЗА: ПОКА — НИЧЬЯ...

]

БЕЗОПАСНОСТЬ

А МАШИНЫ?

«ТРАНСДЕКРА» ПРОТИВ ВАЗА:

ПОКА — НИЧЬЯ...

Случай испытать на себе работу «Декры», проверить свои предположения и опасения представился скоро. Редакция приобрела четыре вазовских автомобиля: две «пятерки» и две «четверки». Решили загнать их на линию сервисной станции, посмотреть, что скажут беспристрастные приборы — выдержат ли строгий экзамен наши машины? Пройдут ли «техосмотр» только-только сошедшие с конвейера, пробежавшие меньше сотни километров «жигули»... Честно говоря, полной уверенности в этом не было.

И вот — НИИ автомобильного транспорта. Человек случайный никогда не догадается, что именно в этом типично институтском здании, въезд со двора, находится та самая, наделавшая шуму «Трансдекра». Ни рекламных щитов, ни указателей, ни даже заметной вывески. Лишь скромная табличка «Диагностика автомобилей». Пока это — фирма, которая за 150000 рублей обследует машину любого желающего. Пока вопрос об обязательном техосмотре на линии инструментального контроля не решен. Пока...

Внутри станция «Трансдекры» производит гораздо лучшее впечатление, чем снаружи, — просторное помещение с компьютеризованными стендами контроля развала-схождения, тормозов, амортизаторов, световых приборов, состава выхлопных газов. Подъемник с подвижными площадками под передние колеса — для определения углов их поворота, а также состояния подвески.

Всего на линии три поста контроля. Рядом специально для владельцев — таблицы с ГОСТами. Чтобы, так сказать, «не отходя от кассы», проверить, насколько полученные показатели соответствуют установленным стандартам.

Пост № 1 оставил нас спокойными. Здесь визуальный осмотр внешнего вида автомобилей, а они у нас, естественно, с иголочки — новенькие, еще не утратившие заводской запах. Поэтому, как за действиями артиста-виртуоза, мы следили за молниеносной работой специалиста «Трансдекры». За считанные минуты он сумел проверить: осветительные приборы, зеркала, уровень СО, СН, стекла (обзорность, светопропускание), стеклоочистители и обогрев стекол, замки дверей, пробку горловины бензобака, звуковой сигнал, регулировку сиденья, знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечку, противооткатные упоры и еще что-то, за чем мы не успели уследить.

Из первого испытания наши машины вышли с честью: все — в порядке, все — на месте. Гораздо больше беспокоили нас следующие посты контроля — хотя, кажется, что беспокоиться за абсолютно новые автомобили?

Пост № 2. На стенд контроля схождения пошла первая из наших «пятерок». Компьютер беспристрастно выдал результат: схождение очень велико. Вот это начало... Значит, эксплуатация автомобиля «открывается» с ускоренного износа шин и нелучшего поведения на дороге. У других автомобилей показатель схождения был в норме, зато нашлись иные «болячки». У двух VAZ 2105 и одной VAZ 2104 оказался перетянут задний мост (ждите повышенного износа и расхода топлива!), вдобавок был выявлен некоторый люфт шарниров рулевой трапеции, еще не «смертельный», но... Это обнаружилось на посту № 3, где эксперт «Трансдекры» поднимал «Жигули» на подъемнике, залезал под них и вручную обследовал шаровые опоры, дифференциал, подшипники ступиц колес. (Во время проверки на передние колеса действовала переменная боковая сила, создаваемая подвижной опорой.) Только одна из четырех машин — VAZ 2104 — прошла проверку без замечаний.

Может, это «трансдекровцы» так необъективны к нашим автомобилям? Ведь здесь контроль проводят вручную — значит, могут допустить неточность или быть слишком пристрастными. Хотелось бы утешиться этим. Но ведь диагностика проводится не для того, чтобы потом за деньги устранить дефекты — на «Трансдекре» ремонтом не занимаются. Так что приписывать лишние неполадки или ошибаться нет никакого резона.

Тем более, кроме этих, могущих вызвать сомнения заключений, были и другие, бесспорные. Скажем, тормоза проверяла автоматика. Машина на стенде «разгонялась» до 40 км/ч, компьютер командовал «Нажмите на тормоз!» — эксперт давил педаль, что называется, в пол. Электроника же дотошно сообщала, какое требуется усилие приложить для полной остановки, велика ли разность тормозных сил на правом и левом колесах (если она большая, при торможении машину на дороге уводит в сторону). Равномерно ли распределены усилия по поверхности диска, какова величина замедления.

Так вот, и здесь все наши автомобили по многим показателям едва укладывались в ГОСТ. А что касается замедления и схождения, даже вышли за рамки установленных стандартов.

Оставалась последняя надежда, что это просто слишком придирчивая проверка с чересчур строгими критериями. Тогда мы решили подвергнуть испытаниям редакционный " Фольксваген Пассат". Нет-нет, не надо торопиться с ироничными комментариями: "Пассат" у нас заслуженный — почтенного семилетнего возраста, с пробегом 200 тысяч километров. Поэтому "Трансдекре" мы не подыгрывали, скорее, хотели реабилитировать ВАЗы, сравнивая их с очень подержанной иномаркой.

Старенький, но еще бодрый «Фольксваген» двигался по «декровской» линии и все больше убеждал нас в своей добротности. Схождение, максимальная разность тормозных сил, замедление — все в норме. Единственное замечание: немного великовата разность тормозных сил при пользовании «ручником». Вот вам и «старичок»...

Итог визита на «Трансдекру» оказался малоутешительным для нас и для всех владельцев «Жигулей». Даже совсем новые, они не удовлетворяют не только довольно жестким требованиям «Декры», но даже родному российскому ГОСТу. Так что же будет, если такому контролю подвергнуть все наши автомобили? Или, формулируя иначе, что же за автомобили выпускает отечественная промышленность?

Ведь «Декра» не капризничает, а предъявляет вполне оправданные требования, прежде всего, к безопасности машин — по большому счету, заботится о нашей с вами жизни. Увы, в нынешних условиях эта забота может обернуться тем, что большинство наших сограждан лишатся автомобилей!

Стоп. Успокоимся и разберемся. Диагноз, поставленный «Трансдекрой», нам «не понравился». Но стоит ли так преувеличивать грядущие проблемы — вплоть до утраты любимой машины?

Диагностика — диагностикой, а техосмотр — сам по себе, — сообщили нам специалисты «Трансдекры». Да, «Свидетельство о соответствии технического состояния требованиям безопасности» фирма нашим трем машинам не дала. Но при этом воображаемый техосмотр они прошли! В этом еще один парадокс нашей жизни. Автомобиль может вопиюще не соответствовать ГОСТу (а следовательно, требованиям безопасности), но факт сей для ГАИ ничего не значит. Главное, чтобы машина удовлетворяла требованиям ТО, в поле зрения которых далеко не все показатели.

Для визита в ГАИ гораздо важнее не забыть аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки, чем отрегулировать развал-схождение или действительно хорошо тормозить. А потому можно не волноваться (если ваша безопасность вас не беспокоит): и наши «подопытные» ВАЗы, и гораздо более старые, в нелучшем состоянии, машины, несмотря ни на какие линии инструментального контроля, заветную карточку ТО получить смогут. До тех пор, пока не пересмотрены будут сами принципы техосмотра. А до этого еще жить да жить.

Так что в нечаянно спровоцированном нами противостоянии «Трансдекра» — ВАЗ" победили автомобили родного Волжского автозавода.

А вот победили или проиграли владельцы «Жигулей» — вопрос...

Елена ВАРШАВСКАЯ,

Дмитрий ЖЕРНОВ

Амортизаторы под контролем.

Пожилой «Фольксваген» демонстрирует «молодые» тормоза.

«Ручной» контроль специалиста по быстроте мало уступает компьютерному.

Вот он, «страшный Евротест».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии