Обойтись без семена ивановича

ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЕМЕНА ИВАНОВИЧА

]

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗР 

Ставим на учет иномарку

ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЕМЕНА ИВАНОВИЧА

Ошибается тот, кто думает, будто пригнав из-за границы автомобиль и растаможив его, избавился от всех проблем. Сделано лишь полдела, впереди — постановка на учет и регистрация машины в ГАИ. А это не так просто...

Для того, чтобы узнать «кухню» изнутри, я решился на эксперимент: взяв «напрокат» у друга только что пригнанный из Германии и растаможенный «Мерседес-300», отправился с доверенностью ставить его на учет. Поясним, что регистрировать иномарки, купленные за границей, до недавних пор обязывали в РЭО — регистрационно-экзаменационных отделах, которые есть почти в каждом городе (о нововведениях сообщим в конце рассказа). Там же обычно находится ОТОР — отдел технического осмотра и регистрации, где госавтоинспектор и криминалист проверяют техническое состояние автомобиля.

Итак, я у цели. Впереди — вереница машин. Пристраиваюсь в хвост: похоже, стоять в очереди придется не один день.

«Помощь не требуется? — стучит кто-то по стеклу. — А то вон братва неподалеку стоит, пособят». Сговорились: за 500 долларов «братки» пообещали поставить машину на учет к обеду, «без лишних там проверок и тщательного осмотра». Как истинные джентльмены, пояснили: расчет — только после получения номерных знаков и техпаспорта, но поставили жесткое условие — держать рот на замке и выполнять все, что скажут. Тут же один из них нацарапал на клочке бумаги записку: «Семен Иванович послал» и отправил меня к окошку, где сдают документы на регистрацию. Старлей пароль понял, на документы почти не взглянул и написал новую записку, на этот раз в ОТОР: «Саша, прими!».

Саша принял быстро и без очереди. Для вида покопался под капотом, крикнул напарнику: «Распишись!». Теперь предстояло оплатить две квитанции в Сбербанке — налог на владение транспортным средством и сбор за регистрацию — всего около 300 тысяч рублей. Сумма в расчет с «братвой» не входила, потому пришлось раскошелиться. А через пять минут мою фамилию уже выкрикнула сотрудница РЭО и предложила забрать номера, техталон и техпаспорт...

Спустя два месяца я вновь наведался в тот же МРЭО-6. На этот раз к руководству.

«Да что вы, какие очереди? Их давным-давно нет. О каких вымогателях речь? Ну, были тут однажды двое, так мы их задержали и сдали в милицию, — горячо убеждал меня начальник МРЭО-6 полковник Валерий Малиниченко. — Подозрительные ребята на площадке техосмотра толкутся? Так это торговцы сосисками из ближайшего киоска». Впрочем, минутой позже начальник признался, что очереди все же бывают — в отдел техосмотра, и объяснил: это связано с тем, что машину осматривают два специалиста — госавтоинспектор и криминалист из Главного управления внутренних дел, время работы которого строго регламентировано. Почему бы не взять в штат РЭО собственного специалиста? С такой просьбой Малиниченко, по его словам, не раз обращался в главк, но получал отказ.

Кому верить — начальнику или собственному опыту? Для ответа пришлось вновь потолкаться в очереди, на сей раз без машины. Вот что показали наблюдения, делюсь с читателями.

Желающих поставить иномарку на учет заметно поубавилось. В очереди перед РЭО — не больше 25–30 автомобилей. Тому есть причины: во-первых, везти машину из-за границы стало дорогим удовольствием — возросли таможенные пошлины, а, во-вторых, часть машин перекочевала к районным отделам ГАИ, которым теперь тоже разрешено регистрировать автомобили. Наверное, и «братва» разъехалась по районам, оставшись здесь без клиентов. К тому же, как выяснилось, часть машин из очереди прибыла к РЭО не в первый раз, а на повторный техосмотр, пройти который не так-то легко.

Водителю, приехавшему ставить на учет машину, надо иметь при себе паспорт или военный билет (годится и заграничный паспорт, но лишь в паре со справкой о прописке из паспортного стола), удостоверение таможни, счет-справку о купле автомобиля, временный техталон, деньги для уплаты налога на владение транспортным средством и сбора за регистрацию. Ну и, конечно, нужно доставить к РЭО сам автомобиль.

Необходимую информацию можно получить тут же — в холле висят все образцы документов — или по телефону, дежурный обязан подробно ответить на все вопросы владельца. Кстати, проверил и это: позвонил и мне довольно любезно ответили. Когда документы собраны и проверены дежурным РЭО, он выдает бланк заявления с обычными анкетными вопросами (фамилия, имя, отчество, место и дата рождения, прописка). Еще в нем надо указать сведения об автомобиле — марку, модель, год выпуска, номер двигателя и его мощность, номера кузова, шасси, цвет. Все, что будет написано в заявлении, тщательно проверяется в компьютерной базе данных, так что хитрить или «ошибаться» не стоит. Если все в порядке, можно идти в ближайшее отделение Сбербанка уплачивать налог, который зависит от мощности двигателя машины, и сбор за регистрацию — около 100 тысяч рублей.

Далее следует неприятнейшая для многих процедура — техосмотр. В первую очередь инспектора и криминалиста интересуют двигатель и кузов — не перебиты ли номера, не принадлежали ли агрегаты ранее другому автомобилю? Затем, как обычно, проверяют техническое состояние машины.

Полбеды, если нет огнетушителя или аптечки — их можно одолжить у тех, чья очередь на техосмотр еще не подошла. Хуже, если прибор обнаружит повышенное содержание окиси углерода или не в порядке тормоза. Впрочем, здесь к иномарке те же требования, что и к отечественным машинам, только цены на устранение «погрешностей» разные. Если все в порядке, инспектор подписывает акт техосмотра — диагностическую карту. На ее основании присваиваются номера и выдается ПТС — паспорт транспортно средства.

Техосмотр — процедура рутинная. Куда серьезнее другая опасность, которая подстерегает тех владельцев иномарок, кто растаможил машины в фирмах-посредниках. Там частенько жульничают, подсовывая клиентам липовые документы, а «госпошлину» кладут в собственный карман. Мошенничество, как правило, вскрывается в РЭО, когда вместе с личными документами владельца проверяют таможенное удостоверение. Если у хозяина на руках документ из таможни, а там о нем ни сном, ни духом — налицо обман. Мало того, что машину не зарегистрируют — ее могут конфисковать до выяснения обстоятельств, и владелец рискует ее лишиться.

Вряд ли позавидуешь тем, кто в надежде сэкономить на таможенных сборах купил машину в ближнем зарубежье, например в Белоруссии. Регистрация такого автомобиля может затянуться на месяцы, потому что сотрудники РЭО о каждой машине делают запрос в зарубежное государство и ждут ответа, порой по полгода. Причина задержки, по словам начальника МРЭО-6, прозаична — Белорусская ГАИ испытывает острый недостаток кадров и запросы там лежат, что называется, до морковкина заговенья.

Итак, личный опыт показал, что зарегистрировать иномарку сегодня гораздо легче, чем, к примеру, полгода назад. Правда, при этом лучше, если вы купили ее в дальнем зарубежье, а не в ближнем; растаможили сами, а не усилиями «фирмы»; не забыли удалить тонированную пленку с окон и положить в салон аптечку. Да, самое главное: не надо ехать в РЭО, эти отделы повсеместно упраздняются. Обратитесь в районный отдел ГАИ, где требования к владельцам такие же. А уж будут там очереди или нет, поживем — увидим. И расскажем.

Магомед ДЖАНДИГОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии