Ваз-21213

ВАЗ-21213

]

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

VAZ 2121

Со времени предыдущего отчета (ЗР, 1996, № 8) на спидометре редакционной «Нивы» за лето и осень прибавилось около 10 тысяч километров, так что общий пробег превысил 40 тысяч.

В этот период пришлось заменить ведомый диск сцепления. Сначала предельный износ его накладок (свободный ход педали уменьшился до нуля и «наружной» регулировке уже не поддавался) проявлялся пробуксовкой при разгоне на высших передачах. Когда это стало возникать на третьей, пришлось разбирать сцепление для замены диска, как описано в руководствах по ремонту, то есть с демонтажем раздаточной коробки. Кстати, многие владельцы «нив» делать это не решаются, поручая работу автосервису. Они боятся, что не смогут поставить «раздатку» так, как она стояла раньше, а значит, может нарушиться соосность валов и возникнет вибрация. Но, как мы убедились, все встает на свое место, если работать внимательно и аккуратно, главное — не потерять регулировочные прокладки.

На нашей машине замена ведомого диска (другие детали сцепления — выжимной подшипник, нажимной диск и кожух — «корзина» были в норме) никаких отрицательных последствий не вызвала.

Кстати, о дисках. Нас часто спрашивают, какой из них лучше для «Нивы», имея в виду фирму-изготовитель — благо, ныне их на рынке представлено немало. Поскольку никто сравнительных испытаний не проводил, приходится полагаться на авторитет фирмы и отзывы тех, кто уже ставил тот же диск на свой автомобиль. Мы взяли изделие итальянской фирмы ОТА из Торгового дома «За рулем». Оно имеет российский сертификат, аккуратно выполнено и поставляется в несколько развитых стран. Такой диск уже опробован на редакционном «Бизоне». Надеемся, и нас не подведет.

Самое яркое и запоминающееся событие произошло летом в дальней поездке. На шоссе при скорости 85–90 км/ч возникала вибрация, которая особенно чувствовалась в передней части машины. Впечатление такое, будто попадаешь на булыжник. При дальнейшем увеличении скорости частота вибрации увеличивалась, но переносить ее было легче.

Чтобы выяснить причину, пробовал на ходу определить влияние разных факторов. Как только машину начинало трясти, включаю нейтральную передачу и еду накатом. Вибрация продолжается, пока скорость не упадет до 80 км/ч. Значит, двигатель и внутренности коробки передач не виноваты. Какие узлы еще могут влиять? Те, что в этих условиях работают: колеса и связанная с ними часть трансмиссии — карданная передача, ШРУСы.

Останавливаюсь, осматриваю колеса — внешних повреждений не нахожу. Если бы потерялся грузик, дисбаланс сразу почувствовал бы на руле — он при этом «оживает» и дергается вправо-влево.

Шины «на глаз» не спущены, но, поскольку снижение давления даже на 0,5 кг/см2 на этих жестких шинах (ВлИ-5) малозаметно, беру манометр. Во всех — 1,9–2. На всякий случай подкачиваю все до 2,1. В движении ничего не изменилось. Вспоминаю, что делали на машине в последнее время. Заменяли сцепление, потом было все хорошо, никакой вибрации. Но может быть, отвернулись какие-нибудь болты или гайки, которые при этом трогали?

А что в трансмиссии, как чувствуют себя карданные шарниры? В движении несколько раз даю газ и тут же бросаю — каждый раз в ответ слышу и ощущаю несильные щелчки, рывки, особенно со стороны задней крестовины — понятно, она самая «работящая», поворачивается больше других и «кончается» раньше.

Надо искать эстакаду, яму или подходящий кювет, чтобы снизу все посмотреть и подергать.

Долго ничего не попадается; наконец, в небольшом городке возле автобусной станции — эстакада. Под ней — грязь, лужи масла и воды. Выбора нет, заезжаю. Подкладывая под ноги камни, картон и т. п., согнувшись, двигаюсь от приводов передних колес к задним.

Пробую ключами крепежные болты и гайки — ни один не ослаб, все привернуты как положено. Вращая валы в разные стороны от крестовин, нахожу небольшой люфт в последней. Что-то не похоже на причину вибрации, способную вызвать такой резонанс машины. Делать нечего, придется ехать до Москвы, если вибрация ничего не разрушит. Слава Богу, доехал.

Когда машину в нашей лаборатории подняли, задняя крестовина уже просто болталась в вилках, вызывая дисбаланс вала. Сняв ее, увидели сильно изношенные шипы и две треснувшие чашки подшипника (см. фото). Пришлось только удивляться такой жизнестойкости узла.

В магазине на прилавке увидел два «нивовских» шарнира (отличающихся от «жигулевских» размерами и наличием масленки). Одна крестовина была побольше, и я купил ее, тем более продавец подтвердил, что такую с масленкой покупают для 21213. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что она велика!

Пришлось брать свою изношенную и по ней искать замену. Немало похожих перебрали, наконец, вроде бы нашли нужную, но... опять ошиблись, хотя измеряли детали штангенциркулем. Дело в том, что шарнир продается в разобранном виде — крестовина и подшипники (иглы и чашки с резиновыми уплотнениями) отдельно. Оказалось, донышки чашек толще наших (их в магазине не мерили), а значит, общая длина шарнира велика. (Для справки. Длина нашего шарнира — расстояние между торцами противоположных шипов — 65 мм, в сборе с подшипниками — 70 мм, диаметр чашек чуть больше 28 мм. Мы обратились на ВАЗ с просьбой разъяснить ситуацию на рынке с карданными шарнирами и валами. Этот материал будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.)

Из других неполадок можно назвать вывернувшуюся вместе с гайкой шпильку крепления корпуса воздушного фильтра, которая попала в диффузор и лишь чудом не прошла в цилиндр. Пока завернул ее вместе с тонкой медной проволочкой. Позже найду винт М5 подходящей длины, вставлю его снизу фланца и зафиксирую сверху гайкой, как уже раньше сделал на другой стороне карбюратора.

Каждый раз, когда сталкиваешься с этой неисправностью, знакомой, наверное, большинству владельцев автомобилей с карбюратором ДААЗ, не находишь оправдания заводу, выпускающему уже 25 лет без изменений столь ненадежное крепление корпуса воздушного фильтра.

Просчет в том, что навернутые на шпильки гайки своим пластмассовым кольцом так крепко контрятся, что очень часто отворачиваются вместе со шпилькой, когда снимают корпус фильтра. И поскольку шпилька стальная, а фланец карбюратора из мягкого алюминиевого сплава, естественно, после нескольких таких операций резьба во фланце постепенно срезается и шпилька самопроизвольно выворачивается. Видимо, есть смысл при первом же случае выворачивания фиксировать ее подходящим клеем.

Борис СИНЕЛЬНИКОВ

Карданный шарнир, несмотря на разрушение, «довез» машину до дома.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о LADA 4x4 (3)

LADA 2014 / срок владения 1 — 3 года

Достоинства:

невысокая цена, топливная экономичность, компактность — в своем классе. Неплохая проходимость. Металлические бампры

Недостатки:

Шум трансмиссии, ненадежный гидронатяжитель цепи ГРМ. Да и в общем-то двигатель нужен уже более современный. Слабый картер редуктора переднего моста (хотелось бы чтоб он был стальной, и сам редуктор был полностью взаимозаменяемым с задним). Нет межколесных блокировок.

Комментарий:

Это у меня уже вторая Нива. Первая появилась в 2011 году. Автомобиль удобный, компактный, имеет неплохие возможности за пределами дорог, экономичен для своего класса. Однако у машины маленький запас прочности. В городском потоке она работает на пределе возможностей. На бездорожье — так же. Досажд...

Написать отзыв

Комментарии