Руль, штурвал и... "бычий хвост"

РУЛЬ, ШТУРВАЛ И... «БЫЧИЙ ХВОСТ»

]

КЛУБ

Автолюбителей

РУЛЬ, ШТУРВАЛ И... «БЫЧИЙ ХВОСТ»

Казалось бы, вполне привычное устройство в автомобиле — руль — тоже имеет свою историю, и достаточно интересную. Рассказывает Сергей КАНУННИКОВ.

Начнем с того, что существовал автомобиль вовсе без руля! Водитель управлял им с помощью длинного изогнутого рычага. В начале века за этим рычагом закрепилось меткое прозвище — «бычий хвост». Такое управление применялось, в частности, на «Даймлере» 1899 года, «Олдсмобиле» 1901-го, выпускавшемся по лицензии российским «Дуксом», и других моделях.

На многих первых автомобилях руль был некруглым. Обод с большим вырезом, как у современного самолетного штурвала, имел еще и вертикальный рычаг для удобства руления. Почти все штурвалы тогда располагались горизонтально. Они были небольшого диаметра с толстым ободом — почти как сейчас.

Постепенно и угол наклона рулевой колонки приблизился к современному. Толстые рули делали из дерева, с тремя-четырьмя спицами. В наше время обод из дерева — знак особого престижа. А вот количество спиц уменьшалось и в 1955 году дошло до одной: односпицевый руль на «Ситроене-DS19» стал, во-первых, одной из составляющих сенсационности автомобиля, а во-вторых, фирменной чертой последующих «ситроенов».

Кнопка звукового сигнала в середине руля появилась в 30-х годах. Но уже тогда управление звуковым сигналом на некоторых автомобилях было вынесено на отдельное кольцо. Такая конструкция сохранялась довольно долго. Она знакома по «Победе» третьего поколения, «Волге» ГАЗ-21, VAZ 2101, ИЖ-412.

В 50-х годах из США пришла мода на очень тонкие ободы рулей с сильно утопленной, как тогда считалось, безопасной ступицей. Тонкие рули, считавшиеся изящными, еще как-то были оправданны на американских машинах с гидроусилителями. Европейские же тонкие рули, в частности на тех же VAZ 2101 и ИЖе, вспоминаются без симпатии.

В 30-40-х годах на некоторых автомобилях, например на «Татре-87», появились рули со спицами, набранными из довольно тонких пружинящих проволок. Предполагалось, что при аварии такая конструкция будет смягчать удар водителя о руль. Однако возникла другая опасность — ступица оставалась на месте, а проволоки при сильном ударе иногда рвались, причиняя другие травмы.

Идея некруглого руля не устает будоражить воображение стилистов. На «Империал-Кастом-Саутгемптон» 1960 года руль был приплюснут в верхней части. Сейчас подобные рули в стиле формулы 1 предлагают некоторые специализированные фирмы. Однако на формульных болидах рулевое управление сверхчувствительное — перехватывать баранку не надо, не то что в обычных машинах. Кстати, на рули «формул» выведено кнопочное управление различными системами, в том числе переключением передач.

Быстросъемные рули применяют на гоночных машинах с 30-х годов — без этого в кокпит проникнуть невозможно. А на серийном «Мерседесе-300SL» первого выпуска руль был хотя и несъемным, но откидывающимся. Иначе сесть в тесный спортивный автомобиль с очень высокими порогами просто не удавалось.

Рис. 1. Система управления «Де Дион-Бутон», сочетающая собственно руль, рычаг сцепления, рукоятки моторного тормоза, опережения зажигания и... акселератора.

Рис. 2. Рулевое колесо «Панар-Левассор» с рукоятками газа и опережения зажигания.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии