Чтобы двигатель не "молотил"

ЧТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ НЕ «МОЛОТИЛ»

КЛУБ

Автолюбителей

ЧТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ НЕ «МОЛОТИЛ»

Об индивидуальной настройке пусковой системы карбюратора рассказывает Антон УТКИН.

Многим знакома такая картина. Подходит рано утром водитель к своим «Жигулям», открывает дверь и садится за руль. Вначале слышится жужжание стартера, потом мотор «схватывает» и последующие пять минут оглашает окрестности надсадным ревом. Такая работа противопоказана холодному мотору, не говоря уж про покой жильцов в округе. Но уменьшить обороты, слегка утопив кнопку «подсоса», этому водителю нельзя — двигатель может заглохнуть из-за переобеднения смеси.

Беседуешь с хозяином и выясняется, что все системы автомобиля отрегулированы — либо в автосервисе, либо владелец сам все выставил точно в соответствии с руководством по эксплуатации. А поскольку явление это довольно распространенное, попробуем разобраться, в чем тут дело.

На карбюраторных двигателях частота вращения коленвала при полностью вытянутой кнопке «подсоса» зависит от того, насколько приоткрыта дроссельная заслонка первичной камеры. Это обеспечивает специальный механизм карбюратора. В «Озоне» (рис. 1) основной его элемент — толкающая тяга 5, изгибая которую регулируют зазор С между краем заслонки и стенкой камеры. В карбюраторах «Солекс» (рис. 2) регулировка удобнее. Там основной элемент — винт 5, по головке которого скользит край фигурного рычага воздушной заслонки. Отрегулированный на заводе зазор С в карбюраторах «Озон» составляет 0,7–0,9 мм (в зависимости от модели), а у всех «солексов» — 1,1 мм. При этом обороты прогретого двигателя при полностью вытянутом «подсосе» у всех автомобилей ВАЗ должны быть в пределах 2800–3100 об/мин.

Поскольку «характеры» двигателей даже одной модели и карбюраторов разные, одинаковая регулировка не всегда дает оптимальные результаты. Поэтому предпочтительней регулировка непосредственно на двигателе. Но и здесь не все так просто. Установив обороты прогретого двигателя около 3000 в минуту, мы вправе надеяться, что после пуска промерзшего мотора зимним утром они будут гораздо меньше, скажем, 1000–1500 об/мин, поскольку значительная часть мощности расходуется на прокачку загустевшего масла по каналам.

Но не будем забывать, что эти регулировочные данные определены еще в те времена, когда «жигулевская всесезонка» воспринималась, как венец творения нефтехимии. Ныне же, когда в двигатель и коробку передач «жигулей» нередко заливают «синтетику», обороты холостого хода при прогреве могут быть такими же высокими, как при скорости 100 км/ч!

Как правило, обороты двигателя при прогреве почти никто не регулирует и весь срок службы машины работают с первоначально установленным на заводе зазором С. Такое положение вполне устраивает завод: ведь многие водители предпочитают прогревать мотор как раз на повышенных оборотах — вытянул «подсос» до упора, включил стартер и больше ни о чем не думай. Главное, чтобы машина вообще поехала, а срок службы двигателя — дело десятое.

Но есть среди владельцев современных малолитражек и такие автолюбители, которых весьма тревожит грохот деталей, болтающихся в зазорах непрогретого мотора, и которые хотят, чтобы их «жигуленок» или «Москвич» лишь тихонько пофыркивал при прогреве. Этого можно достичь только индивидуальной регулировкой карбюратора «на слух». Чтобы снизить обороты двигателя с карбюратором «Озон», снимите воздушный фильтр и возвратную пружину рычага дроссельной заслонки. Затем, используя пассатижи, еще сильнее изогните толкающую тягу 5 прямо на карбюраторе, сделав ее короче. После установки деталей на место снова пустите двигатель. Выставить желаемые обороты с первого раза удается не всегда. Если зазор С получится несколько меньше оптимального, то в сильный мороз придется некоторое время после пуска придерживать педаль газа ногой, зато летом мотор будет прогреваться на оборотах чуть выше холостых. Регулировать зазор С целесообразно также при переходе на масло другого класса вязкости.

С карбюратором «Солекс» — гораздо проще. Не снимая никаких деталей, а иногда даже на работающем двигателе, заворачиваем ключом «на 7» регулировочный винт 5, уменьшая тем самым обороты до минимально устойчивых. Иными словами, здесь можно быстро «подстроить» мотор под любое масло и любое время года.

Рис. 1. Карбюратор «Озон»: 1 — трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 2 — воздушная заслонка;

3 — дроссельная заслонка первичной камеры; 4 — рычаг заслонки первичной камеры; 5 — тяга привода дроссельной заслонки; В — пусковой зазор воздушной заслонки; С — пусковой зазор дроссельной заслонки.

Рис. 2. Карбюратор «Солекс»: 1 — воздушная заслонка;

2 — рычаг управления воздушной заслонкой; 3 — тяга «подсоса»; 4 — стопор регулировочного винта;

5 — регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки; 6 — рычаг дроссельной заслонки первичной камеры; 7 — дроссельная заслонка первичной камеры.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые