Чтобы двигатель не "молотил"

ЧТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ НЕ «МОЛОТИЛ»

]

КЛУБ

Автолюбителей

ЧТОБЫ ДВИГАТЕЛЬ НЕ «МОЛОТИЛ»

Об индивидуальной настройке пусковой системы карбюратора рассказывает Антон УТКИН.

Многим знакома такая картина. Подходит рано утром водитель к своим «Жигулям», открывает дверь и садится за руль. Вначале слышится жужжание стартера, потом мотор «схватывает» и последующие пять минут оглашает окрестности надсадным ревом. Такая работа противопоказана холодному мотору, не говоря уж про покой жильцов в округе. Но уменьшить обороты, слегка утопив кнопку «подсоса», этому водителю нельзя — двигатель может заглохнуть из-за переобеднения смеси.

Беседуешь с хозяином и выясняется, что все системы автомобиля отрегулированы — либо в автосервисе, либо владелец сам все выставил точно в соответствии с руководством по эксплуатации. А поскольку явление это довольно распространенное, попробуем разобраться, в чем тут дело.

На карбюраторных двигателях частота вращения коленвала при полностью вытянутой кнопке «подсоса» зависит от того, насколько приоткрыта дроссельная заслонка первичной камеры. Это обеспечивает специальный механизм карбюратора. В «Озоне» (рис. 1) основной его элемент — толкающая тяга 5, изгибая которую регулируют зазор С между краем заслонки и стенкой камеры. В карбюраторах «Солекс» (рис. 2) регулировка удобнее. Там основной элемент — винт 5, по головке которого скользит край фигурного рычага воздушной заслонки. Отрегулированный на заводе зазор С в карбюраторах «Озон» составляет 0,7–0,9 мм (в зависимости от модели), а у всех «солексов» — 1,1 мм. При этом обороты прогретого двигателя при полностью вытянутом «подсосе» у всех автомобилей ВАЗ должны быть в пределах 2800–3100 об/мин.

Поскольку «характеры» двигателей даже одной модели и карбюраторов разные, одинаковая регулировка не всегда дает оптимальные результаты. Поэтому предпочтительней регулировка непосредственно на двигателе. Но и здесь не все так просто. Установив обороты прогретого двигателя около 3000 в минуту, мы вправе надеяться, что после пуска промерзшего мотора зимним утром они будут гораздо меньше, скажем, 1000–1500 об/мин, поскольку значительная часть мощности расходуется на прокачку загустевшего масла по каналам.

Но не будем забывать, что эти регулировочные данные определены еще в те времена, когда «жигулевская всесезонка» воспринималась, как венец творения нефтехимии. Ныне же, когда в двигатель и коробку передач «жигулей» нередко заливают «синтетику», обороты холостого хода при прогреве могут быть такими же высокими, как при скорости 100 км/ч!

Как правило, обороты двигателя при прогреве почти никто не регулирует и весь срок службы машины работают с первоначально установленным на заводе зазором С. Такое положение вполне устраивает завод: ведь многие водители предпочитают прогревать мотор как раз на повышенных оборотах — вытянул «подсос» до упора, включил стартер и больше ни о чем не думай. Главное, чтобы машина вообще поехала, а срок службы двигателя — дело десятое.

Но есть среди владельцев современных малолитражек и такие автолюбители, которых весьма тревожит грохот деталей, болтающихся в зазорах непрогретого мотора, и которые хотят, чтобы их «жигуленок» или «Москвич» лишь тихонько пофыркивал при прогреве. Этого можно достичь только индивидуальной регулировкой карбюратора «на слух». Чтобы снизить обороты двигателя с карбюратором «Озон», снимите воздушный фильтр и возвратную пружину рычага дроссельной заслонки. Затем, используя пассатижи, еще сильнее изогните толкающую тягу 5 прямо на карбюраторе, сделав ее короче. После установки деталей на место снова пустите двигатель. Выставить желаемые обороты с первого раза удается не всегда. Если зазор С получится несколько меньше оптимального, то в сильный мороз придется некоторое время после пуска придерживать педаль газа ногой, зато летом мотор будет прогреваться на оборотах чуть выше холостых. Регулировать зазор С целесообразно также при переходе на масло другого класса вязкости.

С карбюратором «Солекс» — гораздо проще. Не снимая никаких деталей, а иногда даже на работающем двигателе, заворачиваем ключом «на 7» регулировочный винт 5, уменьшая тем самым обороты до минимально устойчивых. Иными словами, здесь можно быстро «подстроить» мотор под любое масло и любое время года.

Рис. 1. Карбюратор «Озон»: 1 — трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 2 — воздушная заслонка;

3 — дроссельная заслонка первичной камеры; 4 — рычаг заслонки первичной камеры; 5 — тяга привода дроссельной заслонки; В — пусковой зазор воздушной заслонки; С — пусковой зазор дроссельной заслонки.

Рис. 2. Карбюратор «Солекс»: 1 — воздушная заслонка;

2 — рычаг управления воздушной заслонкой; 3 — тяга «подсоса»; 4 — стопор регулировочного винта;

5 — регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки; 6 — рычаг дроссельной заслонки первичной камеры; 7 — дроссельная заслонка первичной камеры.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии