Первый – пошел!

Первый Трофей журнала «Мото» по кастомайзингу вручен победителю.

Результаты конкурса стали не только триумфом известной мастерской, но и рентгеновской пленкой, выявившей болезни роста русского кастомайзинга, еще недостаточно осмысленного, но уже беспощадного.

Одно из самых ярких мероприятий МОТО ПАРКа стало делом рук сотрудников журнала «Мото» и наших партнеров – компании Enjoy Moto и организаторов Московского Tuning&Custom Show. 2 апреля состоялось вручение первого Трофея «Мото» по кастомайзингу. Из полутора десятка соискателей, приславших свои заявки, на победу претендовали минимум три мотоцикла. И в отношении каждого шли жесткие споры членов международного жюри во главе с Нейлом Брэйбором из AMD – компании, проводящей чемпионат мира по кастомайзингу.

Как и заведено в кастомшоу (а Трофей разыгрывался в рамках 5-го Московского Tuning&Custom Show), работы судили по принятым в кастомайзинге критериям: оригинальность замысла, тщательность исполнения, продуманность конструкции, проработка деталей и т.д. А принципиальное отличие Трофея заключалось в трех моментах: бюджет постройки не более 5000 евро, полная работоспособность номинанта и его приспособленность для эксплуатации на дорогах. Последнее подразумевало, скажем, обязательное наличие переднего тормоза, а в случае «сухой» задней подвески – подрессоренность седла.

И если с соответствием конструкции аппаратов положениям конкурса оказалось все в порядке (да и со сметой, как ни странно, тоже), обидные проблемы с «боеготовностью» мотоцикла оставили вне зачета, пожалуй, самого интересного из претендентов – компрессорный боббер работы Фитиля.

Тем не менее список на главный и единственный приз – поездку на двоих в США на финал мирового кастомшоу (это не считая кубка журнала «Мото» – стилизованного автогена авторской работы) – все равно оставался впечатляющим. Но – количественно; в качественном отношении было видно, что руки у наших кастомайзеров растут откуда надо: технологиями металлообработки, гальваники и покраски они овладели в совершенстве, да и собирать умеют профессионально. А вот с инженерно-технической и дизайнерской культурой, а главное – нестандартным мышлением, в общей массе не столь хорошо.

Возьмем два основных момента: общий замысел и выбор силового агрегата. По сей день нередки монструозные аппараты, приводимые в движение чахленьким «оппозито-руссо» или немногим более могучим движком от «Запора». Хотя логично делать наоборот; тот же «оппозит» наивыгоднейшим образом сочетается с ажурным шасси, а на трехметровых «крокодилах» уместны столь же левиафанских габаритов движки. Но нет – по-прежнему наши мастера смотрят в сторону ирбитско-киевских железок или харлеевских агрегатов. Хотя в мире немало как минимум столь же эффектных и при этом вполне себе доступных моторов японского и европейского происхождения, в том числе немотоциклетных.

Но самая большая проблема – это было заметно на российских кастомшоу и ранее, розыгрыш Трофея только высветил ее ярче обычного – недостаток свежих идей. Исключения есть, но их не хватает для того, чтобы стать тенденцией. Согласен, и на Западе процентное соотношение действительно интересных мотоциклов, серой массы и откровенного шрота примерно то же. Но, товарищи, вам выигрывать кубки и трофеи (на худой конец выкатывать нечто, чтоб действительно себя показать, поглядывая «на людей» снисходительно) – или потратить месяцы труда, чтобы служить массовкой для первых? Про третьих, сознательно рубящих «кал-хоз», не буду: это натура уходящая.

Перепрыгнем ли мы этот окоп в следующий раз? Я – уверен. А скептики переубедятся в апреле–2012, когда будем разыгрывать теперь уже традиционный Трофей «Мото». Времени у участников на обдумывание планов, поиск «доноров» и постройку шедевров намного больше, чем было сейчас. Уточненный регламент Трофея на следующий год мы намерены опубликовать в одном из ближайших номеров журнала, пока же можем пообещать минимальные изменения – и намного более жесткое судейство на предмет соответствия базовым критериям.

До встречи на подиуме!

Победитель – «Анчутка» работы «Демонов спокойствия» из г. Чайковский Пермской обл. Маловыразительный доминирующий объем и заурядный «донор» силового агрегата с лихвой компенсированы доскональной продуманностью общей идеи (в основе которой – «полноразмерная» реинкарнация популярного у явистов 80-х маскота в виде чугунного чертика) и тщательностью изготовления (бросаются в глаза обточенные ребра цилиндров и обилие медных и медненых деталей). А главное – оригинальностью многих решений как в шасси, так и «обвесе». Окончательно добило взаиморасположение органов управления. Так, газ на левой вращающейся ручке, передний тормоз на правой, управление КП – торчащим близ рулевой колонки рычагом, и лишь суицид-клач и задний тормоз на привычных местах, но приводятся от качающихся подножек-платформ. Кстати, общий бюджет проекта – 60 тыс. рублей.
В основе мотоцикла Виктора Хороброго из Латвии – сочетание рамы GSX-R 600 1992 года, форсированного (в частности, «раскачанного» до 1340 см3 и снабженного плоскодроссельными карбами) мотора от GSX-R 1100 1988 года, а также подвесок (включая маятник) от GSX-R 750 1993 года. Работа кропотливая, инженерно грамотная и дизайнерски безупречная. Вот только свежих идей практически нет, а главное – стритфайтер опоздал родиться лет этак на пять. Хотя мне лично очень жаль, уж больно гармоничный мотоцикл!
«Кантемировец» московского Bike-Garage Engineering. Залихватские решения во вновь актуальном милитари-стайле не только небрежно исполнены, но и скомбинированы без намека на композицию. Плюс совершенно неуместные здесь колеса из некрашеного алюминия.
Тюнингованная Honda GB500 московской мастерской Techmoto облегчена на 17 кг по сравнению с «донором» и оснащена изрядным количеством «вкусностей» (в частности, олдскульной брэмбовской тормозной машинкой). Увы, немалое количество небрежностей оставило мотоцикл за чертой «шорт-листа».
Изумительно исполненный чоппер с мотором Sportster работы Гринго не получил Трофей… именно потому, что чоппер и с «дюймовым» V-твином. Море ручной работы (рама «с нуля», вилка из завязанной морским узлом «харлеевской»…), высокое качество отделки и заслуживающее всяческого респекта внимание к деталям перечеркнуты заурядной общей идеей.
Самая амбициозная заявка на Трофей. Боббер из «Валуя», с айсиновским «Рутсом» (воткнутым «по-олдскульному», перед карбом!), на алюминиевых ободах на основе V-Rod’овских, алюминиевым же «обвесом» – и аутентичной валуевской фарой! Потрясающе, но… Фитилю не хватило буквально суток, чтоб подключить электрику и завести аппарат, а работоспособность – обязательное условие участия в Трофее. Саня, едри-твою-колокольню, ну почему?!?!?
Бежево-зеленый «оппозит» работы пермяка Владимира Исакова очаровывал гармоничностью облика и тщательностью работы, но в качестве претендента на Трофей даже не рассматривался. Причина проста: аппарат, по сути, русифицированная калька Cadbike 33, сработанного голландской DBBP-Design три года назад. Нехорошо!
Еще один участник из г. Чайковского (заметьте, вторая столица русского кастомайзинга!). Мотоцикл строился шесть лет, объем ручной работы по каждому узлу (включая мотор от ЗАЗ-968, перелопаченный почти полностью) и по каждой мелочи впечатляет. Вот только общий результат оставляет желать…
Чопперы с моторами от К-750 до сих пор строятся. И даже, как видим, иногда на столь высоком уровне. Этот мотоцикл из Ухты завоевал на Московском кастомшоу приз в номинации «Хранитель традиций», но на Трофей «Мото» претендовать не мог ввиду именно традиционности.
Стимпанк – достойная почва для самых эпатажных проектов. Эта работа из Москвы впечатляла, но Трофей ей не светил. Общая композиция слямзена с известных рендеров Михаила Смолянова, лишь адаптирована под «оппозит» вместо V-твина. Плагиат-с…

Розыгрыш Трофея «Мото» проходил в рамках российского этапа чемпионата мира по кастомайзингу. То ли смеяться, то ли плакать, но там проблема выбора лучшего стояла в схожей плоскости: у многих превосходное качество работы и неплохое чувство стиля, но унылый мэйнстрим по части общей идеи! В результате приз Best of Show (и тоже поездку на двоих в Стуржис – но вместе с мотоциклом и в качестве участников, а не гостей) получил Фитиль за… незаконченный мотоцикл. Просто потому что это был единственный аппарат, построенный вокруг Идеи, к тому же весьма актуальной (дизельпанк набирает популярность с сокрушающей силой, а товарищ Фетисов придумал ну совсем альтер-фантастический мотоцикл). А потрясающий филигранностью отделки, гармоничностью композиции, плавностью обводов и ювелирной гравировкой по фрезерованной вилке и другим деталям мотоцикл Торыча заслужил всего лишь 3-е место.

Символ Трофея «Мото» – стилизованный автоген – вручил главный редактор журнала «Мото» Анатолий Сухов.

Анатолий Сухов, главный редактор «Мото»: Мысль о том, что за деньги можно все, витает над Россией уже не год и не два. К счастью, это не так. К счастью – потому что «денежная философия» зачастую сужает сознание до толщины купюры, развивая комбинаторное мышление в ущерб творческому. К сожалению, обратная аксиома неверна – среди художников куда больше нищих, чем среди нищих – художников.

Трофей «Мото» задумывался именно как конкурс Идей, не лакированных большими бюджетами. Отчасти его формулировку подсказали сами читатели, которые присылают в нашу рубрику «Самопал» все более оригинальные и порой очень даже «вкусные» проекты с весьма скромными затратами. В прошлом году, когда мы только объявили о начале конкурса, одни говорили, что достойных претендентов не наберется и полдюжины и выбирать будет не из чего, другие оппонировали с оптимизмом и иронией: дескать, ждите – приедут сотни ИЖей и «Уралов», собранных из швейных машинок и пылесосов. И только накануне (как всегда, половина участников свои кастомы красят в последнюю ночь, а фару привинчивают уже по дороге) стало ясно, что дебют удался – и по количеству, и по качеству. Надеюсь, в следующем году Трофей «Мото» соберет на подиуме главного российского кастомшоу еще больше талантов. И пусть победит Идея!

Приз Трофея «Мото» – поездка на двоих в Стуржис с посещением мероприятий знаменитого кастомшоу – предоставлен партнером журнала «Мото», компанией Enjoy Moto. Сертификат победителю вручила генеральный директор компании Олеся Кошель.

Подпишитесь на «За рулем» в