Край влечет автомобилистов

КРАЙ ВЛЕЧЕТ АВТОМОБИЛИСТОВ

АКТУАЛЬНО!

СКАНДАЛ

КРАЙ ВЛЕЧЕТ АВТОМОБИЛИСТОВ

Еще одно средство заполучить денежки доверчивых россиян.

Елена ВАРШАВСКАЯ, Дмитрий ЖЕРНОВ

«Властилина», МММ, ГКО, которые чуть было не погребли под собой экономику всей страны, — учит ли кого-нибудь их история? Похоже, если и учит, то не тех: не вкладчиков, а очередных авантюристов.

Совсем недавно в поле зрения строителей «пирамид» попал новый благодатный материал — автомобилисты. «Бесхозные», пытающиеся в одиночку справиться с общими для всех них проблемами, они готовы к объединению. А следовательно, при желании и определенной сноровке можно «объединить» и их деньги. В чьем-то кармане.

И вот в 1996 году начало стремительно расти до боли знакомое «сооружение». Вернее, сперва его очертания тревоги не вызывали: «Автомобильный клуб России» призвал под свои знамена, обещая помощь «техничек» в дороге, скидки в магазинах, на бензоколонках и в автосервисах, страхование и аренду автомобилей, юридическую поддержку. Словом, все то, что имеют на Западе члены подобных клубов. Благое дело!

Присмотревшись, правда, сразу же обнаружили некоторое несоответствие: при официальном названии «Автомобильный клуб России» в штампе значилось: ОАО «Объединенный автомобильный клуб». Сэкономили деньги («российский» в названии стоит дороже), а пыль в глаза пустить хочется? Или не успели «состыковать» и «согласовать»? В любом случае, подобные «огрехи» — свидетельство некоторой небрежности — не прибавили организации солидности.

А через некоторое время негативными впечатлениями о клубе поделился наш читатель («Клуб „Рога и копыта“, ЗР, 1998, № 5). Как раз в это время в программе „Сам себе режиссер“ всенародно любимый Алексей Лысенков настойчиво рекламировал „Автомобильный...“ (как когда-то он же, помните: „Мы тут сидим, а денежки текут...“).

«Охваченными» клубом чуть было не оказались и сотрудники редакции. К одному из авторов явился потертого вида гражданин и стал расхваливать автоклуб, предлагая купить «золотую» или «платиновую» карточки, обещая кучу благ. Правда, внешность неудачливого распространителя очередного «гербалайфа» произвела обратный эффект.

Чуть позже попался другой сотрудник: ему позвонили и обрадовали, что он выиграл ценный приз. Таковым оказалась вынутая из запечатанного конверта карточка клуба («Что, интересно, там у нас? Ой! Выигрышный сертификат на членство в автоклубе!» — мастерски изобразила радостное изумление девушка-менеджер). Правда, за бесплатное членство надо было «совсем чуть-чуть» доплатить, купив дисконтную карту... В общем, все как в историях с известными тайм-шерами...

Сведения о широко рекламирующем себя «Автомобильном клубе» продолжали поступать со всех сторон. Вот свидетельства, так сказать, изнутри.

СТАРШЕКЛАССНИК. В газете «Из рук в руки» он прочитал о работе, за которую обещали платить 100 долларов в месяц (работа называлась «опрос общественного мнения») без заключения договора. У автомагазинов выяснять мнение посетителей об обслуживании. Но главная цель — не пожелания клиента, а его имя и телефон — их следовало выведать любыми способами. Даже учили «опускать глазки», когда задавался вопрос. Не выполнишь норму (620 телефонных номеров в месяц) — лишаешься половины зарплаты. Вообще система штрафов была жесткая: опоздал на работу — минус 10% зарплаты, увольняешься — вообще ничего не получаешь. Обещанных $100 так никогда и не выходило...

ТЕЛЕФОНИСТКА, жительница Украины. В Москве попала в настоящее рабство. Предложили, вроде бы, приличное место: работать на телефоне, собирая информацию. В реальности же это выглядело так: поселили в гостинице «Золотой колос» — без документов, разрешающих проживание в Москве, без трудового соглашения. Вместе с несколькими десятками таких же незадачливых искательниц счастья она обзванивала автомобилистов по списку — из тех самых анкет. Сообщала, что они стали обладателями некоего выигрыша, приглашала в офис клуба. Зависимость от руководства клуба — полная. А когда начальство стало «подъезжать» с недвусмысленными предложениями, пришлось уволиться, потеряв зарплату за последний месяц.

Картину довершила энергичная дама, несколько месяцев проработавшая в «Автомобильном» МЕНЕДЖЕРОМ.

Всего в клубе — центральном офисе и пяти филиалах — работает около тридцати менеджеров. Их задача — встречаться с потенциальными «клиентами» и «убалтывать» их вступить в организацию.

Раньше было иначе: телефонистки обзванивали всех подряд по базе данных МГТС и честно и прямо предлагали членство в клубе, объясняя, сколько это стоит и что дает. Люди приходили покупать дисконтную карту, а не получать «выигрыш». Хотя и из этих клиентов продлевали потом членство в клубе не больше четверти. Руководству клуба прежняя система показалась неэффективной. Поэтому теперь приходится играть в эти игры, которые далеко не каждому клиенту нравятся. Зато клубу один менеджер приносил в докризисные времена еженедельно 20–30 тысяч рублей. Зарплату получал, не заключая никаких договоров и не платя налогов, — 12 процентов от «добытых» денег. На что идут немалые суммы взносов, менеджеры не знают. Знают только, что в «Автомобильном» работает, обслуживая членов клуба, с десяток автомехаников и есть, вроде бы, эвакуатор, который не действует. Но потенциальным членам обещают золотые горы...

Ну, жалобы бывших работников клуба — это, скорее, компетенция налоговой полиции. Нас больше заинтересовал сам принцип работы организации: хитростью заманить побольше автомобилистов, вытрясти из них денежки и... ничего взамен! Позвонив в несколько мест, где якобы дают скидки членам клуба, мы услышали, что там об этом и знать не знают. Десяток механиков на 20 000 членов клуба — это тоже капля в море. При том, что бесплатно они выполняют весьма ограниченный набор работ и только в течение часа. Потом расценки — 30 долларов в час, как в дорогом автосервисе. Эвакуирует сломавшиеся автомобили членов клуба служба «Ангел». Естественно, заключая договор на обслуживание большой группы клиентов, она предоставляет большие скидки — их-то «автоклуб» и выдает за свои. Собственных юристов, надежных страховых компаний у «Автомобильного» тоже нет. Судя по всему, основная часть средств вкладывается в рекламу и в содержание штата «внештатных» (чтоб налоги не платить) сотрудников.

Споро строится «пирамида»! Только в отличие от традиционной финансовой, в ее верхушке — не предыдущие участники, получающие деньги последующих, а руководство клуба. Автомобилисты делают взносы в «общий котел», из которого черпают немногие, причем не обещанную наваристую гущу услуг, а жиденький бульончик. Тем временем сумма их взносов, судя по всему, более чем приличная, благополучно «крутится» в банке «Славия» — учредителе «Автомобильного клуба России». И ведь что интересно: устроителям клуба даже выгодно, чтобы попавшиеся на удочку автомобилисты быстренько выбывали из числа членов. Денежки-то свои они обратно не забирают. А то, что новых не принесут, не очень-то и нужно: простаков среди водителей хватает, можно подцепить сколько угодно для благополучного существования! Была бы реклама. На нее же организаторы дела, как видно, не скупятся.

Надо отдать должное, «Автоклуб» умело придумывает все новые способы обогащения. Например, грянул кризис, денег у народа не стало — люди продают свои машины. Что делает клуб? Берет объявления о продаже автомобилей (из газет, в Интернете), обзванивает продавцов и предлагает свои услуги. Они просты: за 490 рублей клуб обязуется найти покупателя. Если не удастся, то деньги через месяц вернут. Правда, соблазнительно? Особенно, когда рынок предложений значительно превышает спрос.

Мы решили сыграть в эту игру. Разместили в Интернете объявление: «Автомобиль » Chrysler LHS", 1995 года, хотим продать за 20 тысяч долларов". Клубный менеджер не заставил себя ждать. Позвонил и бодрым голосом предложил подобрать покупателя. Отдаем 490 рублей и ждем. Проходит месяц, второй... Звоним в офис "Автомобильного клуба": а не собираетесь ли вы, господа, отдать денежку? Нет, отвечают, этот вопрос может решить только высокий начальник, который (разумеется) будет только через пару недель, так что — звоните. Едем в офис. С порога, достаточно грубо, нам повторяют телефонный ответ. Демонстрируем бумажку под названием "Договор" с обязательствами клуба. Нам предлагают написать заявление, его передадут отсутствующему начальнику, а потом перезвонят. Причем, в отличие от приема денег (за ними к вам приезжают с любезной улыбкой), возврат — личное дело и хлопоты облапошенного клиента.

Ждем звонка до сих пор, хотя и так ясно, что отдавать их банк «Славия» не собирается. Как и тысячам других «вкладчиков». Между тем деньги «вертятся» в банке. Кстати, сотрудники клуба выбирают «для продажи» не подержанные «москвичи»! Расчет прост: небедные владельцы солидных иномарок после безуспешных попыток вернуть свои кровные решат попросту плюнуть и забыть.

Не хотелось бы быть печальными оракулами, но конец «предприятия» весьма близок. Или налоговые органы заинтересуются, или автомобилисты, наконец, задумаются, поняв, что к чему, или сами строители «пирамиды» решат — хватит. Тогда «Автомобильный клуб России» рассеется, как мираж, безо всякого следа, оставив после себя разве что неисправный эвакуатор. И ладно, можно было бы махнуть рукой: вреда-то никакого. Нет! Есть вред. После исчезновения клуба у людей, поверивших в его обещания, наступит разочарование. И гораздо сложнее будет создать настоящее, нормальное объединение российских автомобилистов, которое очень нужно и без которого очень плохо. Это-то во всех историях про «пирамиды» обиднее всего.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые