Новобранец в строю

НОВОБРАНЕЦ В СТРОЮ

ИСПЫТАНИЯ

НАШЕ ЗНАКОМСТВО

НОВОБРАНЕЦ В СТРОЮ

Волжский автозавод предлагает третью модификацию «десятки» — стосильный VAZ 21103 (цена в Тольятти — около 100 тыс. руб.).

Сергей МИШИН. Фото автора

К сожалению, первые проданные «десятки» вызывали немало справедливых нареканий владельцев. Что не удивительно — собирали их по обходной технологии, как говорится, «на коленке». Подводили и смежники: одни не в силах сделать комплектующие, другие — вовремя поставить, третьи — обеспечить должные характеристики изделий. От этого, понятно, страдало качество автомобилей.

Ныне «десятку» собирают только на конвейере, и целый ряд дефектов ушел «сам собой». Нам досталась именно такая машина — VAZ 21103, подготовленная по всем правилам, без скидок и оговорок. Значит, и судить о ней надо со всей строгостью, решили мы. Обследование начали с придирчивого осмотра кузова.

Эмаль лежит ровным слоем, практически без ряби. Нет ни сколов, ни царапин, ни частичек пыли или вовсе плешивых, не покрытых лаком пятен. Зазоры между панелями ровные по всей длине и, главное, небольшие. Конечно, не три миллиметра, как у «Мерседеса» — но уже не в палец. Двери, капот, крышка багажника — все в норме. Пригляделись и к стыковке панелей в плоскостях — ни одна не вылезает за другую. Ничего не топорщится, даже бамперы и пластиковые накладки — поначалу больное место у «десяток» — и те все стоят ровненько. Четко щелкают замки дверей — еще один признак ладно скроенного кузова. А это залог здоровья всего автомобиля на долгие годы.

Внутри тоже все прибрано — пластмасса без заусенцев, нестыковок, перехлестов. Передняя панель не скрипит, четко ходит рулевая колонка, легко скользят сиденья и не заедают ремни безопасности. Как это будет работать дальше — покажет время.

Чтобы в полной мере оценить кузов и сборку, ощупали машину снизу. Пластизоль на днище и арках колес — без трещин. Толщина слоя одинаковая по всей поверхности, держится мастика отменно — ковыряли отверткой и ножом, нигде не поддалась. Значит, можно и проползти на брюхе, не опасаясь за днище. Полагаем, что с таким покрытием отпадет необходимость в дополнительной обработке антикоррозионным составом снизу. Впрочем, арки колес не грех защитить пластмассовыми подкрылками. Они уже есть на рынке, по 400 рублей за комплект.

Существует в России добрая традиция — протяжка нового автомобиля. Иными словами, проверка надежности всех резьбовых соединений и досборка машины в целом. Вот и мы прошлись снизу по гайкам и болтам: все затянуты, как положено.

Теперь заглянем под капот. Страховочный крючок его расположен куда удобнее, чем в «Самаре» с длинным крылом. Он сразу окажется под пальцами, стоит взяться за кромку капота. Держать последний руками и подпирать прутком, как на «восьмерке», не придется: газонаполненные упоры (похожие на те, что поднимают крышку багажника в «Самаре») сами поднимут и удержат его открытым.

Главный козырь «103-й» — в моторном отсеке. Это — почти стосильный 16-клапанный двигатель. Тоже, кстати, с конвейера. Его компоновке в машине и дизайну конструкторы уделили немало времени и сил. Ловко размещенный агрегат закрыт изящной черной пластиковой крышкой, которая защищает страдающие от грязи, пыли, воды и снега трос управления дросселем, свечи, высоковольтные провода, модуль зажигания в блоке с катушкой.

По-иному подвешен агрегат в отсеке. Чтобы снизить вибрацию, передаваемую на кузов, заднюю жесткую опору (коробки передач) поменяли на мягкую переднюю. Раз мотор получил большую свободу в перемещении, пришлось поставить еще одну дополнительную опору-растяжку, удерживающую агрегат от больших колебаний и, таким образом, от самовыключения передач. С 1500 кубиков рабочего объема удалось снять 94 л. с. Заметим, отменный результат — на уровне современных двигателей зарубежных автомобилей. В основном благодаря хорошо организованному рабочему процессу, чему способствовали два распредвала, четыре клапана на цилиндр, гидротолкатели клапанов, гидронатяжитель и новая система распределенного впрыска топлива.

К слову, впрыск здесь фазированный. Что это значит — поясним. Прежде в «самарах» с мотором VAZ 2111 (автомобиль VAZ 21083–20) форсунки во впускном коллекторе подавали топливо к тарелкам клапанов (не в цилиндры) попарно: сначала первого и четвертого цилиндров, затем — второго и третьего. Сделать впрыск «персональным» в каждый цилиндр тогда еще не могли — не было программного обеспечения, требовались дополнительные датчики. В новом моторе каждая форсунка впрыскивает бензин независимо от других в определенный момент и столько, сколько необходимо именно этому цилиндру.

Мощный мотор, само собой, прибавил скорости «десятке». Максимальная перевалила за 180 км/ч, а ускоряется машина с нуля до «сотни» за 12,5 секунды! Естественно, динамичной машине нужны хорошие тормоза. И они есть, весьма эффективные: с большими вентилируемыми дисками — спереди; сзади — надежные барабанные. Даже без замеров эксперты отметили эффективное замедление машины. Особенно заметна разница в тормозах между «десяткой» и «сто третьей» на скорости выше 100 км/ч. Новые тормозные механизмы потребовали увеличить диаметр колес: теперь они 14-дюймовые. Впрочем, большие колеса пошли на пользу «десятке» — катится машина легче, управляется лучше, да и смотрится эффектнее, чем на 13-дюймовых.

Все это мы успели оценить в полной мере уже после небольшого 500-километрового пробега. Замеры на дороге подтвердили, сколь высоки заявленные динамические характеристики: удалось достичь 187 км/ч, а до «сотни» разогнаться за 12,4 секунды. Не сомневаемся, такие режимы для машины хоть и редко, но будут востребованы — и не разочаруют будущих владельцев VAZ 21103. Кому гонки не по душе, те и в спокойном ритме найдут автомобиль приятным. Тронуться можно, даже «бросив» сцепление и не давая газа. Не то что на «Самаре», где, чтобы уверенно начать движение, приходилось порой мучить сцепление. Двигатель уверенно подхватывает уже с двух тысяч оборотов, а с трех с половиной — словно выстреливает. Оценили хорошую приспосабливаемость мотора — запас тяги в широком диапазоне оборотов позволяет реже переключать передачи. Для уравновешенных людей и новичков весьма полезное качество.

Благодаря мощному мотору и низкопрофильным 14-дюймовым шинам «сто третья» четче, чем обычная «десятка», реагирует на руль, меньше кренится, в занос уходит при большей скорости. Правда, происходит это резче, но не опасно, прогнозируемо.

Порадовал умеренный расход топлива. В городе он не превысил 8,3 л/100 км, а за городом в хорошем темпе (скорость 120 км/ч) с частыми обгонами уложились в 7,1 л. Право, мы ожидали больших цифр. Фазированный впрыск, словно аптекарь: выдает точную дозу — и ни грамма больше!

Как поведет себя машина в дальнейшем, мы обязательно расскажем на страницах журнала. «103-я» уже проходит обкатку в редакции «За рулем».

Шестнадцатиклапанный двигатель VAZ 2112 — мощный и весьма тяговитый (максимальный крутящий момент — 130 Н.м при 3600 об/мин).

Электрические стеклоподъемники и прочие «штучки» ставят уже на заводе по заказу продавцов.

Отменные динамика и управляемость — отличительные черты «103-й».

Вентилируемые диски хорошо охлаждаются — и тормоза эффективно «осаживают» скоростную машину.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии