Скользкое дело

СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

СКОЛЬЗКОЕ ДЕЛО

Испытываем нешипованные зимние шины посадочного диаметра 14'.

Анатолий КАРПЕНКОВ, Сергей ОСОКИН. Фото Игоря Твердунова

Шины без шипов мы выбрали намеренно. Имея неоспоримое преимущество на скользких, обледенелых дорогах, ошипованные покрышки проигрывают обычным на асфальте, шумят и отнюдь не улучшают проходимости в рыхлом снегу (подробнее ЗР, 1997, № 11; 1998, № 9, 10). Не случайно водители, чьи маршруты пролегают по улицам городов (а здесь асфальт либо чист, либо покрыт слоем рыхлой темной каши), не желают зря тратиться на шипы. И многие заводы выпускают зимние шины, конструктивно вообще не предназначенные для шипования. Вдобавок, нам было интересно изучить свойства именно самих шин, определяемые рисунком протектора, составом, конструкцией, размерами...

ЧТО ИСПЫТЫВАЛИ

Из всего разнообразия 14-дюймовых шин мы для начала специально выбрали представителей разных ценовых групп. Таковыми стали: «Мишлен-Ивало» ($150), «Фредестайн-Винтрек» ($80), «Матадор МР56» ($50), «Таганка М-214» ($20) и летняя «Таганка-Партнер М-242» ($18). Указаны ориентировочные цены в Москве на конец ноября.

Легко заметить, что, например, «Мишлен» почти в 8 раз (!) дороже «Таганки». Однако испытуемые покрышки принципиально отличаются не только ценой. «Мишлен» и зимняя «Таганка М-214» предназначены для шипования, а «Фредестайн» и «Матадор» — нет. К тому же первая тройка перечисленных шин — с направленным рисунком протектора. Что касается летней М-242, то она попала на тест в качестве своеобразной точки отсчета. Кроме того, многие наши автовладельцы и не помышляют о сезонной смене резины — слишком дорого.

Кроме оценки сцепных свойств, не менее любопытно, каково реальное превосходство дорогих шин над доступными по цене рядовому водителю. Как говорится, стоит ли овчинка выделки? Важно знать, кто и в каких именно дорожных условиях опередит конкурентов. И наконец, как поведут себя шины, предназначенные для ошиповки, в сравнении с теми, кому шипы «не положены». Любопытно и то, сколь ощутимым будет проигрыш летней шины. Те, кому недосуг следить за нашими изысканиями, могут сразу перейти к главе «Горная дорога».

НЕМНОГО ОБ УСЛОВИЯХ

Честно говоря, хлопотное это дело. Подготовка начинается задолго до первого снега. Но настоящую головную боль приносят холода. Ведь при изменении температуры меняются и покрытие дороги, и свойства шин. Однажды мы успели проделать львиную долю работы, когда под вечер вдруг замела поземка и потеплело. Пришлось дожидаться ясной морозной погоды и начинать все сначала.

Ко всему прочему, по мере того, как «дорожка» раскатывается, меняется коэффициент сцепления. Вот почему комплекты шин в ходе заездов приходится тасовать, словно карты в колоде. Причем из пяти зачетных попыток, дабы исключить случайные ошибки водителя, наилучший и наихудший результаты отбрасывались, а из трех оставшихся выводился средний. В общем, «скользкое» это дело — зимние испытания. Именно поэтому полученные цифры нельзя считать некой абсолютной и точной характеристикой, они только помогают выявить основные тенденции, наиболее яркие свойства той или иной шины в сравнении с другими.

На должности испытательного автомобиля трудился «Москвич» с французским двигателем «Рено-F3R (115 л. с.), оснащенный измерительным комплексом „Датрон“. Температура воздуха в ходе тестов: —16... —19°С, ясно; загрузка автомобиля — частичная.

СИСТЕМА ЗАЧЕТА

Выбрав столь разные по конструкции и цене шины, мы решили не выводить для каждой из них некий универсальный показатель, исчисляемый в баллах. Снабдив комментариями результаты тестов на разных типах покрытия, мы предоставили окончательный вывод сделать читателю, в зависимости от предполагаемых маршрутов движения и толщины кошелька. Для победителя в каждом упражнении указан его средний результат в метрах или секундах. Рядом с остальными дано отставание от лидера. Итоговые места, занятые шинами на покрытиях, где измерялись и разгон, и торможение, выведены на основе результатов и экспертной оценки.

ЛЕД

Тормозной путь со скорости 40 км/ч. 1. «Фредестайн»: 76,43 м; 2. «Мишлен»: 0,77 (увеличение); 3. «Матадор»: 4,07; 4. «Таганка»: 5,07; 5. М-242: 7,50. Время разгона до 30 км/ч. 1. «Мишлен»: 14,13 с; 2. «Фредестайн»: 0,08 (отставание); 3. «Матадор»: 0,43; 4. «Таганка»: 1,65; 5. М-242: 3,65. Слалом на льду. 1. «Мишлен»: 24,44 с; 2. «Матадор»: 0,46 (отставание); 3. «Фредестайн»: 0,73; 4. «Таганка»: 1,00; 5. М-242: 1,02.

Итоговое место: 1–2 — «Фредестайн», «Мишлен»; 3 — «Матадор»; 4 — «Таганка»;

5 — М-242.

Поведение на льду, где происходит масса аварий, — очень важное свойство шины. Здесь отличный результат «Фредестайна» (не самой дорогой шины) не удивил. Обладая мягким составом протекторной смеси, куда входит специальная добавка на основе соединений кремния, она остается эластичной при низких температурах и словно стелется по льду. Пожалуй, ее результат мог быть лучшим и на разгоне, если бы не меньший по сравнению с «Мишленом» радиус качения. Наш «Москвич» не отличался плавностью отклика на педаль газа и в большей степени провоцировал срыв «Фредестайна» в пробуксовку. Мощный вакуумный усилитель тормозов «Лукас» сослужил не лучшую службу при замедлениях, способствуя блокировке. Вполне вероятно, на автомобиле с АБС лидерство голландской шины выглядело бы более впечатляющим. Вдобавок, будучи самой легкой (на 1,4 кг легче «Мишлена) и наименее инертной, она быстрее „раскручивается“ после кратковременной блокировки колес. В большей степени изумил успех „Мишлена“, предназначенного для шипов. Похоже, слова в рекламном проспекте фирмы о „царапающем“ эффекте протектора с мелкими самозатачивающимися ламелями, оказались не пустым звуком. „Матадор“ опередил нашу „Таганку“. А М-242, что естественно для летней шины, на торможении уступила лидеру целых 7,5 м, которых в реальной жизни вполне хватит, чтобы „собрать в кучу“ пару машин, остановившихся впереди на светофоре. И это, заметьте, со скорости всего-навсего 40 км/ч! Еще одно важное наблюдение: на шинах „Матадор“ и „Таганка“ при малейшей разнице в тормозных силах правых и левых колес автомобиль склонен к отклонению от прямолинейной траектории, тогда как лидеры обеспечивают отменную курсовую устойчивость.

Слалом на льду длиной 120 метров (шаг — 12 м) мы выполняли с фиксированной скорости входа — 20 км/ч, дабы исключить влияние ошибок водителя при старте с места. Далее, если позволяло сцепление с дорогой, водитель прибавлял ход. В какой-то мере скоростной слалом давал возможность оценить сцепные качества шин и в боковом направлении. Заодно мы косвенно перепроверили итоги разгона на льду и убедились: сенсации не случилось. Поменялись местами только «Матадор» и «Фредестайн», показав близкие результаты. Плотность результатов еще раз подтверждает, что лед — крайне опасное покрытие, и даже самая лучшая нешипованная шина не позволяет активно на нем маневрировать.

ПЛОТНЫЙ СНЕГ

Тормозной путь со скорости 80 км/ч. 1. «Мишлен»: 83,37 м; 2. «Фредестайн»: 0,43 (увеличение); 3. «Матадор»: 6,03; 4. «Таганка»: 10,56; 5. М-242: 12,03. Время разгона до 50 км/ч. 1. «Мишлен»: 9,09 с; 2. «Таганка»: 0,67 (отставание); 3. «Матадор»: 0,72; 4. «Фредестайн»: 1,99; 5. М-242: 2,42.

Итоговое место: 1 — «Мишлен»;

2 — «Фредестайн»; 3 — «Матадор»; 4 — «Таганка»; 5 — М-242.

При разгоне на плотном снегу толщиной до 4 см, лежащем на асфальтобетонном покрытии, лидировали три шины со «злым» расчлененным протектором. Более «гладкий» «Фредестайн» и летняя шина заметно отстали. Зато на торможении (пожалуй, более важной характеристике) приятно удивила голландская шина, составившая конкуренцию самому «Мишлену». От покрышки с направленным и асимметричным рисунком вовсе не обязательно ждать схожих результатов на разгоне и торможении, но такой рывок в лидеры заставил присмотреться внимательнее к «Фредестайну». Благодаря форме рисунка колеса при частичной блокировке нагребают перед собой валики снега, которые, возможно, и помогают быстрее остановиться. А вот «Таганка», шедшая на разгоне почти вровень с «Матадором», заметно уступила ему при торможении.

РАСКАТАННЫЙ СНЕГ

Тормозной путь со скорости

80 км/ч. 1. «Мишлен»: 92,47 м; 2. «Фредестайн»: 1,33 (увеличение); 3. «Таганка»: 13,56; 4. «Матадор»: 17,53; 5. М-242: 31,93. Время разгона до 50 км/ч.

1. «Мишлен»: 9,39 с; 2. «Таганка»: 0,39 (отставание);

3. «Матадор»: 0,45; 4. «Фредестайн»: 1,18; 5. М-242: 2,50.

Итоговое место:

1 — «Мишлен»; 2 — «Фредестайн»; 3 — «Таганка»;

4 — «Матадор»; 5 — М-242.

На раскатанном, но не до гололеда снегу все-таки есть за что «зацепиться» протектору, и на разгоне снова лидировали «злые» шины. При торможении опять-таки порадовал «Фредестайн», соперничавший с «Мишленом», тогда как остальные отстали изрядно. Причем «Таганка» заметно опередила «Матадор». А вот длина тормозного пути на летней шине просто-таки удручает.

БРУСЧАТКА («бельгийская мостовая»)

Тормозной путь со скорости

80 км/ч. 1. «Фредестайн»: 83,9 м;

2. «Мишлен»: 16,03 (увеличение); 3. «Матадор»: 17,5; 4. М-242: 22,93; 5. «Таганка»: 23,03. Время разгона до 50 км/ч.

1. «Таганка»: 9,19 с; 2. М-242: 0,02 (отставание); 3. «Мишлен»: 0,23; 4. «Фредестайн»: 0,24; 5. «Матадор»: 0,79.

Итоговое место: 1 — «Фредестайн»;

2 — «Мишлен»; 3 — «Матадор»; 4 — «Таганка»; 5 — М-242.

Разгон на брусчатке, частой спутнице трамвайных путей, не принес никому явного преимущества. Вся «пятерка» уложилась на финише менее чем в секунду. Однако на торможении «Фредестайн» нанес сокрушительное поражение соперникам. Видимо, решающую роль сыграли рисунок, состав протектора и конструкция в целом. Будучи легкой и эластичной, эта шина активно помогала работе подвески на неровном покрытии, сохраняя постоянство контакта (амортизаторы-то на морозе «деревенеют»!). На этом фоне провал «антипода» голландской шины — «Таганки» не удивил, тогда как «Матадор» на равных сражался с «Мишленом». Возьмите себе на заметку, владельцы московских шин!

РЫХЛЫЙ СНЕГ

Разгон до 30 км/ч. 1. «Матадор»:

9,80 с; 2. «Мишлен»: 2,11 (отставание);

3. «Таганка»: 2,61; 4. «Фредестайн»: 3,02; 5. М-242: 3,04.

Накануне тестов, пытаясь выделить рисунок протектора для фотосъемки, мы катали шины по снегу и обратили внимание, сколь неохотно набивается он между «шашками» «Матадора». Возможно, способность к самоочищению и предопределила его победу в слое рыхлого снега (20–22 см) — косвенном показателе проходимости. За отменные тормозные качества на скользких покрытиях «гладкому» «Фредестайну» пришлось расплачиваться на целине, где он откатился на предпоследнее место.

ГОРНАЯ ДОРОГА (три круга — 4488,4 м)

1. «Мишлен»: 317,37 с (ср. скорость 50,9 км/ч); 2. «Фредестайн»: отставание на 14,14 (48,7); 3. «Матадор»: 15,2 (48,6); 4. «Таганка»: 15,72 (48,5); 5. М-242: 24,97 (47,2).

Горная дорога автополигона с сериями поворотов различного радиуса, подъемами и спусками разной крутизны, покрытая слоем укатанного после расчистки снега с проплешинами скользкого асфальтобетона, как нельзя лучше подходила для испытаний в обстановке, «приближенной к боевой». Здесь с явным преимуществом победил «Мишлен», позволявший наиболее легко, уверенно и надежно управлять автомобилем, четко отслеживать задаваемую траекторию движения и без напряжения корректировать рулем и газом плавно возникающее боковое скольжение автомобиля или одной из его осей.

Отставание «Фредестайна» по времени прохождения трассы существенно. Однако и на голландской шине поведение автомобиля осталось хорошо прогнозируемым, не принесло неприятных сюрпризов. Достаточно просто удавалось отслеживать и корректировать задаваемую траекторию.

«Матадор» и «Таганка» ненамного отстали от «Фредестайна», показав близкие результаты. Но на этих шинах характер поведения автомобиля стал несколько «нервным». Боковые скольжения и заносы начинались достаточно резко, требуя от водителя быстрой ответной реакции для корректировки. Скорее всего, это неприятное свойство еще более усугубится на заднеприводных автомобилях.

Двадцатипятисекундный проигрыш летней М-242 говорит сам за себя. Хотя надо отметить, что поведение автомобиля весьма хорошо прогнозируется, скольжение начиналось плавно. Беда в том, что наступало оно гораздо раньше, чем на зимних шинах, определяя гораздо менее интенсивный темп движения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Еще раз подчеркнем: мы только начинаем знакомство с многообразием 14-дюймовых шин и пока сделали «разведку боем». Комментарии к результатам заездов помогут вам судить о достоинствах той или иной шины в различных дорожных условиях. Тем не менее постараемся вкратце охарактеризовать столь непохожих друг на друга героев рассказа.

«Мишлен» одержал убедительную победу в абсолютном зачете. Его главное преимущество — стабильность, высокие результаты на всех типах покрытий. Основной недостаток — крайне дорог. Впрочем, человек состоятельный, в особенности владелец мощного автомобиля, может потратиться. Эти шины и без шипов не только прибавят уверенности, доставят удовольствие от езды по зимним дорогам, но и обеспечат безопасность, которая в самом деле дорогого стоит.

«Матадор» — как и победитель, обладает отменной стабильностью результатов. Только они заметно ниже, что не удивительно, памятуя о разнице в ценах. Благодаря универсальности будет неплох в самых разных дорожных условиях — от рыхлого снега до булыжной мостовой на городских улицах. Словом, «крепкий середнячок». Управление автомобилем на этих шинах потребует от водителя большей сосредоточенности.

Главные козыри «Фредестайна»: отменные тормозные свойства на скользких покрытиях, высокий комфорт, малый вес, эластичность, низкий уровень шума, приближающийся к показателям летних шин. Но «Фредестайн» все-таки шина более узкой специализации. Рыхлый снег, целина — не ее стихия. Она, скорее, для городских улиц и расчищенных скоростных магистралей. С высокой ценой несколько примиряет то обстоятельство, что изготовитель рекомендует после износа протектора примерно до 4 мм смело применять ее летом, а это, согласитесь, экономия. Вдобавок, ее дизайн, отмеченный шинным «Оскаром» в 1997 году, весьма элегантен и способен подчеркнуть изящество вашего автомобиля.

«Таганка» достойно сражалась с «Матадором», но ей недостало стабильности результатов. Предназначенная для ошиповки, эта шина обладает более твердым составом протектора, симметричным рисунком, что и могло определить проигрыш при торможении на льду и брусчатке. Еще один недостаток — самый высокий уровень шума на асфальте. Так что для городских улиц и автострад «Таганка» — не лучший выбор. На заснеженных загородных дорогах звуковой аккомпанемент намного смягчается. Важное достоинство — низкая цена.

«Летний эталон» — М-242 проиграл по всем «зимним» статьям. Но не будем лукавить — нынче не каждому по карману даже комплект зимней «Таганки». В утешение припомним стабильность поведения 242-й на горной дороге.

ГУБЯТ ЛЮДЕЙ НЕ ШИНЫ!

И лидеры, и аутсайдеры наших испытаний имеют один серьезный изъян. Неошипованные, они в большей или меньшей степени становятся беспомощными на обледенелой дороге. Если, например, на шоссе вовремя не заметить прозрачной корочки льда, накатанной на «ходовом» повороте, и войти в него с «асфальтовой» скоростью — неважно, на летних шинах или на победителе нашего ледового турнира, — последствия будут печальны. Водителю надо всегда быть начеку: загодя сбавить ход, не пропустить тот момент, когда, скажем, слой плотного снега вдруг сменится сплошным катком перед светофором. Аварии на льду все-таки чаще происходят из-за невнимательности, нежели из-за плохих сцепных свойств шин.

Редакция благодарит:

ЗАО «Русское Генеральное Агентство шин Мишлен»,

ЗАО «Матадор-Москва», ОАО «Московский шинный завод», фирму «Пасифик Лайн» и ООО «ПРОМА колеса из легких сплавов» за помощь в организации теста.

«Мишлен-Ивало»

«Фредестайн»

«Матадор МР56»

«Таганка М-214»

М-242 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Загрузка...