"габриэль" — тем, кто выбирает скорость

«ГАБРИЭЛЬ» — ТЕМ, КТО ВЫБИРАЕТ СКОРОСТЬ

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

«ГАБРИЭЛЬ» — ТЕМ, КТО ВЫБИРАЕТ СКОРОСТЬ

Экспертная группа ЗР испытала американские амортизаторы на российских машинах.

Сергей МИШИН

В ассортименте представленных на нашем рынке импортных амортизаторов прибавление — вслед за «Монро», «Саксом», «Кони», «Бильштайном» и другими о подвеске российских автомобилей позаботилась американская фирма Gabriel. По-английски это библейское имя произносится «Гейбриил», по-русски — Гавриил. Но российскому дилеру фирмы больше понравилось на испанский манер — «Габриэль». Тем более, что так называют и женщин. Воображение сразу рисует грациозную танцовщицу с копной черных, как смоль, волос, закружившуюся под бренчанье гитары и стук кастаньет.

Как только новинки из Америки появились в продаже, мы сразу приобрели пять комплектов амортизаторов, разных по характеристикам и цене, чтобы провести всесторонние испытания. Два из них, по четыре амортизатора в каждом, предназначены для автомобилей ВАЗ семейства 2108–21099, еще два — для «Жигулей» всех моделей и один — для «Нивы». Изделия упакованы в фирменные коробки с отметкой о сертификации в российском центре НИЦИАМТ и снабжены кое-какими установочными деталями. Итак — обо всех по порядку.

Для «Самары» фирма «Габриэль» выпускает амортизаторы как традиционной схемы (гидравлические двухтрубные), так и более дорогие — газонаполненные однотрубные. О конструкции тех и других было подробно рассказано в ЗР, 1997, № 1. Первый этап испытаний мы провели на специальном стенде, сняв характеристики амортизаторов по стандартной для вазовских узлов программе. Например, дроссельный режим работы предусматривает медленное перемещение штока, имитирующее езду по гладким волнам асфальта: жидкость в амортизаторе перетекает из одной полости в другую через калиброванные отверстия в поршне. Клапанный режим воспроизводит условия быстрой езды по разбитой дороге — жидкость перепускает подпружиненный клапан.

Результаты подтвердили наши ожидания. Как и большинство импортных амортизаторов, «Габриэль» оказались более жесткими, чем родные, сделанные скопинским заводом СААЗ. Эта особенность, обусловленная хорошими дорогами на Западе, тем не менее полностью отвечает российскому спросу — владельцы «самар» обычно для того и ставят фирменные детали, чтобы сделать машину поспортивней. Пусть ее трясет на колдобинах, зато будет лучше стоять в скоростном повороте — рассуждают покупатели. Кстати, соотношение жесткости ходов у «Габриэль» такое же, как и у СААЗ, то есть сопротивление на сжатие в два--пять раз меньше, чем на отбой.

Ну что ж, теперь поставим амортизаторы на машину и опробуем их в деле — оправдана ли некоторая потеря комфорта улучшением устойчивости и управляемости? Задние амортизаторы для «Самары» под названием Ryder Strut — по сути, готовые стойки подвески, разве что без пружин. Подходят они почти как штатные, правда, верхние концы штоков длиннее — придется в резиновых заглушках обивки салона проделать для них отверстия. Амортизаторы передней подвески выполнены как вкладыши в штатные стойки. Это отражено и в названии — Ryder Cartridge («картридж» в переводе с английского — сменная гильза, втулка, а чаще — патрон огнестрельного оружия). В отличие от скопинских вкладышей, фирменные всегда выполнены герметичными, полость стойки при этом не используют как резервуар для амортизаторной жидкости. Поэтому при их установке необходимо залить в корпус стойки на 3/4 объема маловязкое масло, например, «веретенку» или «Тосол» — иначе не будет теплоотвода от работающего амортизатора и он выйдет из строя от перегрева.

Вначале наша «восьмерка» примерила только гидравлические, то есть двухтрубные амортизаторы традиционной конструкции. Первые ощущения: машина как бы вся сгруппировалась, напрягла мускулы. Исчезли приседания при троганье с места и клевки передним бампером при торможении, уменьшились крены в поворотах. Раскачать машину на пологих волнах асфальта теперь практически невозможно — колебания гаснут, едва возникнув. В повороте «восьмерка» вдруг стала лучше цепляться шинами за дорогу — характерное пение покрышек при сносе появляется на заметно б'ольших скоростях.

Комфорт ощутимо снизился только на дорогах с запущенным, давно неремонтированным покрытием или вообще без такового. Вспученные пласты асфальта, высокие заплаты, поперечные ступеньки на стыках бетонных плит подбрасывают колеса, передавая резкие толчки на кузов, как будто вместо пружин в подвеске работают резиновые отбойники. Еще хуже, когда колесо влетает в большую яму, успевая уйти вниз под действием пружины, — страшный удар сотрясает всю машину, ведь поглощать его энергию приходится уже не подвеске, а кузову. Избыточная жесткость амортизаторов ощущается и на щебеночной дороге — буквально от каждого камушка, как будто колеса очень сильно перекачаны. Впрочем, все это — только на незагруженной (один-два человека) машине. С полной нагрузкой ехать гораздо приятнее и, пожалуй, не хуже, чем с родными амортизаторами. А на хорошей дороге «Габриэль» даже комфортнее СААЗа. Например, трещины в асфальте или стыки плит в одном уровне машина проглатывает, не замечая: гидравлика с повышенным сопротивлением не дает подвеске отреагировать, всю энергию удара гасит колесо, и качество дороги почти неощутимо в салоне.

Газонаполненный вариант «Габриэль» для «Самары» ничем не отличается от обычного по поведению на скоростях до 60 км/ч. Но при более высоких, когда подвеска работает интенсивнее, «газированные» амортизаторы почти не теряют жесткости, в отличие от обычных: повышенное давление в корпусе препятствует вспениванию жидкости. На тех участках дороги, где с обычной гидравликой приходилось снижать скорость из-за продольной раскачки, мы теперь неслись под сотню — машина удивительно послушна и нужную траекторию держит сама, не требуя филигранного подруливания. Пожалуй, даже начинающий водитель смог бы ехать так без особого напряжения.

На «Жигулях» по-спортивному жесткие «Габриэль» вызвали противоречивые чувства. С одной стороны, понравились резко возросшая устойчивость машины на дороге, отсутствие привычных кренов и раскачиваний при резвой езде. Однако особого восторга не было, и вот почему. С началом выпуска VAZ 2108 любители погонять постепенно пересели, на мой взгляд, на переднеприводные машины, а «классика» стала уделом ценителей неторопливого, но сравнительно комфортного плавания по ухабам российских дорог. С амортизаторами «Габриэль» наша «семерка», прежде такая мягкая, утратила свой неповторимый шарм — вальяжность. В спортивном костюме она чувствовала себя неловко, как приятной полноты дама бальзаковского возраста в купальнике-бикини...

Зато на «Ниве» газонаполненные амортизаторы «Габриэль» оказались выше всяких похвал, позволив ездить быстро и уверенно, не снизив при этом комфорт. Ее переднюю подвеску, где буфер сжатия работает постоянно, не ухудшит даже самый жесткий амортизатор — скорее, только улучшит. Для задней, податливой и длинноходной, фирма предложила удивительно мягкие на сжатие и жесткие на отбой амортизаторы (соотношение 1:10), которые ничуть не препятствуют полному срабатыванию подвески при попадании колеса в глубокую яму, одновременно избавляя машину от характерного прежде «козления».

Там, где раньше приходилось снижать скорость, наша «восьмерка» несется во весь опор — управляемость безупречна.

С амортизаторами «Габриэль» «Нива» гораздо меньше кренится в повороте.

Комплекты амортизаторов «Габриэль» для: 1 — «Самары»; 2 — «Жигулей»; 3 — «Нивы».

РЕЗЮМЕ

Если вы любите ездить быстро, в основном по хорошим дорогам и часто с полной нагрузкой, амортизаторы «Габриэль» — то, что вам нужно. Несколько компенсировать снижение комфорта поможет установка более мягких и энергоемких шин (например, шириной 175 вместо 165) на легких литых дисках. И — не стоит думать о таких амортизаторах тому, кто предпочитает мягкую, неторопливую езду, обычно на незагруженной машине и чаще по разбитым дорогам.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые