Грузовик-99:"вольво" против "мерседеса"

ГРУЗОВИК-99:"ВОЛЬВО" ПРОТИВ "МЕРСЕДЕСА"

ТЕХНИКА

КОНКУРЕНЦИЯ

ГРУЗОВИК-99:"ВОЛЬВО" ПРОТИВ "МЕРСЕДЕСА"

Примерно через месяц на автосалоне в Брюсселе будут вручать традиционный приз «Грузовик года». В этом году реальных претендентов двое. О них рассказывают наши корреспонденты, побывавшие на презентациях этих машин. Представим себя на месте жюри и выслушаем некоторые аргументы сторон.

Андрей СИДОРОВ, Антон ЧУЙКИН

«Вольво-FM». С 1985 года шведская фирма выпускала предшественника — «Вольво-FL» (не запутайтесь в индексах!), тяжелый грузовик для самых разных работ; кроме, пожалуй, дальнобойных. Новое поколение магистральных грузовиков FH, и по дизайну, и по технике, и по комфорту далеко ушедших от скромных родителей, увидело свет в 1993-м. И вот у флагмана FH появился младший брат, сменщик «грузовика-86», кандидат в «грузовики-99».

Фирма так излагает концепцию новой модели: мы расспросили наших клиентов по всему миру — какой грузовик они хотят? И затем построили ЭТО.

Получилось, действительно, на любой вкус. В гамме — грузовики полной массой от 18 тонн для городских и пригородных перевозок, шасси под любые кузова, строительные самосвалы о трех и четырех осях... Даже возглавить стотонный автопоезд по плечу FM.

«Мерседес-Бенц Атего». Осенью минувшего года в Маастрихте (Голландия) «Мерседес» представил новое поколение грузовиков «среднего радиуса действия». Вместе с именем от старших, легких «атего» полной массой 6,5–15 тонн новичок унаследовал кабину и силовой агрегат (ЗР, 1998, № 6). Шасси же пришлось впору от «Актроса» (ЗР, 1998, № 1). Семейство, насчитывающее 17 особей — базовых моделей, обосновалось в нише 18–26 тонн. Среди них машины с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х2, 6х2/4, 6х4 и несколькими вариантами базы. В зависимости от назначения автомобиля (самосвал, фургон, седельный тягач и др.) используют ту или иную модификацию ходовой части.

Что ж, родословные примерно одинаковы у обоих претендентов. Семьи их в автомобильном мире весьма и весьма уважаемы, имена говорят сами за себя... Гаммы, как видим, схожи... Итог первого раунда — 1:1.

Моторы. В ряду двигателей «Вольво» — три рядных шестицилиндровых дизеля, все, естественно, с турбонаддувом и интеркулером, с электронным управлением впрыском топлива, удовлетворяющие нормам Евро II. Средний, десятилитровый D10B мощностью 320 или 360 «лошадок» достался в наследство от предыдущего семейства. Самый сильный 24-клапанный D12С с насос-форсунками — развитие конструкции 1993 года; мощность — 340–420 л.с. Наконец, D7С — подросший по сравнению с предшественником на 0,6 л, до 7,3 л — простой, казалось бы, мотор, всего два клапана на цилиндр, но «опутанный» электроникой, включая диагностическую систему. Два варианта: 250 или 290 л. с. 

О дружелюбии к природе. Весной для «городских» моделей FM7 фирма предложит фильтр отработавших газов. Он разместится внутри глушителя и сможет улавливать более 90% твердых частиц (сажи). Весь блок глушителя включает в себя каталитический нейтрализатор и собственно фильтр из пористой керамики. Срок его службы — один год или 100 тысяч километров; затем его следует очистить и... использовать снова, развернув при установке на 180о.

Двигатель на всех «атего» один — дизельная рядная «шестерка» OM906LA с турбонаддувом и охлаждением сжатого воздуха (интеркулером). Давление наддува — 1,6 кгс/см2. Мощность — 231 или 279 л. с. — на выбор, в зависимости от степени форсировки. И это всего при 6,4 литра рабочего объема! Для сравнения: известный нам двигатель КамАЗ-740 объемом 10,85 л в лучшем случае выдает 220 л. с (с наддувом — 260). Расчетный ресурс двигателя «Атего» — 600 тысяч километров, обслуживание — через 100 тысяч. КамАЗ-740 продержится 300 тысяч, если повезет.

Каждый цилиндр обслуживают четыре клапана — два впускных, выпускной и декомпрессорный. Впускные клапаны движутся по разным законам. Открываясь вместе, закрываются по очереди. Это помогает улучшить наполнение цилиндров воздухом за счет снижения резонансных колебаний потока. Декомпрессорный клапан стравливает воздух из камеры сгорания в конце каждого такта сжатия на режимах торможения двигателем. Вместе с заслонкой в выпускном трубопроводе такой тормоз-замедлитель очень эффективен.

Ушел в прошлое единый топливный насос высокого давления. Каждая форсунка оснащена своим, отдельным, с электрическим управлением. Насосы соединены с форсунками короткими трубками. Такое решение значительно улучшило характеристики впрыска. Короткая, а значит, жесткая магистраль высокого давления менее склонна к образованию отраженных волн давления в трубопроводах, так что впрыск получается более четким: нет нежелательного «подвпрыска», присущего длинным магистралям высокого давления. В них вслед за основной порцией топлива, попавшей в цилиндр, отраженная волна давления вновь поднимает иглу распылителя и проталкивает дополнительно несколько капель. Они не распыливаются, а сгорают в распыливающих отверстиях. Это ведет к их закоксовыванию, ухудшению распыла и перерасходу топлива. К тому же страдает экология, а ей там уделяют первейшее внимание. Сколько ни колесили мы по дорогам Запада, коптящих машин не встретили. Даже тяжеленный автопоезд, едва ползущий в гору, не выдает себя шлейфами сизого или черного дыма. Разумеется, нет и едкого дизельного запаха.

Конечно, никакой «Мерседес» пока не обходится совсем без выхлопа, но тот, что есть, проходит через катализатор и отводится высоко вверх, за кабиной. Последнее не касается магистральных автомобилей — они работают вдали от людей. А на стройплощадках, например, где самосвал или бетоносмеситель «гостят» часто и подолгу, верхний дымоход очень пригодится.

Пожалуй, здесь «немец» вырывается вперед. Конечно, моторы «Вольво» великолепны... но «мерседесовские» выглядят более современными. Очко в их пользу и общий счет — 1:2.

Кабины, трансмиссии, «мелочи». Кабина FM — чуть уменьшенная копия старшего FH. Соответственно, столь же хороша (насколько это возможно для грузовиков) аэродинамика. У плоского, угловатого предшественника наш герой выигрывает в сопротивлении воздуха около 20%. Всего кабин три — короткая «дневная»; подлиннее и повыше со «спалкой»; большая, под традиционным именем «Глобтроттер» с двумя спальными местами. Набор, в общем, стандартный для машин этого класса.

Самое интересное в интерьере, на мой взгляд, вовсе не «меблировка», а... маленький дисплей. На него можно вывести температуру наружного воздуха или моторного масла, расход топлива или индикацию работы тормоза-замедлителя и т. д и т. п. И главное — диагностическую информацию (а еще больший ее объем покажет, например, ноутбук, подключенный к автомобилю). Современный грузовик — не только механическое, но и электронное чудо.

И гидравлическое: кроме нескольких механических коробок, на заказ, например для коммунальных машин, предлагают «автомат» — «Вольво Пауэтроник».

У «Атего» тоже три варианта кабин. Самосвалу, весь день крутящемуся на стройплощадке, ни к чему два спальных места, а в дальней дороге они очень могут пригодиться.

Коробок передач у «Атего» пока три варианта: 6-, 12- (шесть ступеней и «половинки» между ними, почти как на КамАЗе) и 16-ступенчатая (восемь плюс «половинки»).

Управление любой коробкой — гидравлическое. Рычаг в кабине водителя связан с гидроцилиндрами, а те соединены гибкими шлангами с исполнительными механизмами коробки передач. Достоинства такой конструкции — герметичный полик кабины и никакой вибрации на рычаге. А значит, нет нужды накрывать двигатель ватной телогрейкой, продев в ее рукав рычаг коробки — испытанный способ борьбы с шумом и дребезгом рычага на КамАЗах.

Но перебирать вручную, пусть даже с гидроприводом, шестнадцать передач все равно — рутина. Для любителей большего комфорта есть вариант с автоматической коробкой.

Подвеска — тоже на все случаи. Рессорная для самосвалов и других строительных специальностей и пневматическая для фургонов и седельных тягачей. Кроме комфорта, у нее есть еще одно важное достоинство — регулировка погрузочной высоты кузова. Специальная конструкция пневмобаллонов допускает ее изменение в пределах 300 миллиметров. Нажал несколько кнопок выносного пульта — и непреодолимая для погрузчика ступенька между кузовом и складской эстакадой исчезает на глазах.

Коробки передач, варианты пневмо- и рессорных подвесок, наборы ведущих и управляемых мостов не дают «лишнего» очка никому из претендентов. А вот что касается кабин... Шведский натиск: традиционное удобство, комфорт, более «домашний интерьер» плюс симпатичный дизайн. Пассивная безопасность, скорее всего, одинакова... Хотя шведская методика испытаний «на удар» более жесткая.

В общем, снова ничья — 2:2.

Мини-тест. Что же касается водительских впечатлений... Самое яркое: девушка с небольшим опытом вождения вазовской «восьмерки» правила двадцатитонным FM без всяких хлопот. На домашнем полигоне «Вольво» в Гетеборге новый грузовик показал себя весьма послушным, отзывчивым и легким в управлении. От себя отмечу великолепную обзорность, весьма эффективный моторный тормоз (я уж молчу о штатном с АБС), легкие органы управления. Так, усилие на педали сцепления меньше, чем у предыдущей модели, на 30%, на рычаге коробки — на 50%. И очень заметный шаг вперед в комфорте и удобстве управления.

Очевидно, придется по душе любому водителю увеличенный интервал между ТО — например, у FM12 он равен 75 000 километров. Прибавьте сюда простоту диагностики (поможет электроника) и относительно развитую сеть «вольвовского» сервиса.

Ну, а каков в деле «Атего»? Чтобы в полной мере ощутить все достоинства этого грузовика, лучше садиться за руль после поездки на КрАЗе. Пересев с легковушки, особой разницы не замечаешь. Разве что непривычен габарит да почти горизонтальный руль. Кстати, его положение можно регулировать.

В кабину ведут три ступеньки — акробатически «тянуть ногу» не нужно. Поворачиваю ключ в первое положение, и услужливая механика поднимает сиденье на заранее заданную высоту. Слева под подушкой целый рояль клавишей. Что только они не вытворяют с сиденьем! Можно устроиться в любой, даже самой экзотической позе — запаса регулировок хватит на все.

Пускаю двигатель и выезжаю с просторной стоянки в тесноту местных улочек. К машине даже привыкать не надо — как будто всю жизнь только на «Атего» и работал. Хороший обзор, в том числе и назад, через зеркала. Легкий руль и педали, «спокойный» послушный рычаг коробки.

Покрутившись по городу, выезжаем на автобан. Звук двигателя на скорости до 90 км/ч (для мастеров-журналистов ее искусственно, от греха подальше, ограничили — как говорится, «под педаль газа кирпич положили») не мешает разговаривать вполголоса. Совсем не свистит турбонаддув, что для российского уха кажется неестественным. Автомобиль, даже полностью груженный, охотно разгоняется и еще лучше тормозит. Система тормозов оснащена умной электроникой и АБС. С ней, по утверждениям фирмы, тормозной путь со скорости 85 км/ч сокращается на 36% или 25 метров против обычного. А для тех, кому этого не хватит, есть полноразмерная подушка безопасности — автомобилям бескапотной компоновки вещь, на наш взгляд, необходимая.

Замысловатый маршрут длиной 50 километров подходит к концу. Ощущения, словно от обычной поездки на легковушке, только большой. Выключаю двигатель (лишь поворотом ключа, никаких «глушилок», перекрывающих подачу топлива, нет) — и сиденье плавно опускается. Занавес!

Ездить на современных грузовиках — не только работа, но и удовольствие. Лидер так и не определен, соперники получают по очку — 3:3.

Еще один аргумент: «Мерседесу» почетный титул присуждали последний раз в 1997-м (призер «Актрос»), «Вольво» — тремя годами ранее («Грузовик года-94» — модель FH). Чья же очередь теперь?

«Вольво-FM» проходит тест на безопасность — столкновение на 30 км/ч!

«Атего»: на автомобилях для стройки — выхлоп вверх.

«Рентген» нового грузовика. Обратите внимание на подушку безопасности.

В глушителе «Вольво» отработавшие газы проходят через нейтрализатор, затем очищаются в особом фильтре.

DID — информационный дисплей водителя — напомнит, что пора провести обслуживание.

На машинах для бездорожья нижняя ступенька — подвесная.

На дверце предупреждение: внутри лонжерона рамы пластиковые воздушные магистрали. Они не ржавеют, но боятся «решительного» ремонта.

Пневмоподвеска при погрузке-разгрузке регулирует положение кузова.

Аккумуляторный ящик в «восточном» исполнении.

Три зеркала справа — базовая комплектация.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые