Lada Kalina: чтобы было шикарно!

Lada Kalina скоро обновится. Это утверждение звучит весьма интригующе после громкой презента­ции автомобиля Granta, устроенной АВТОВАЗом в середине мая. Ведь Granta и есть глубоко модернизированная Kalina. Тем не менее, обе модели будут сходить с вазовского конвейера параллельно.

Не успели мы рассказать в прошлом номере газеты о долгожданной новинке Lada Granta, как АВТОВАЗ преподнес новый сюрприз! Фанаты тольяттинских машин – а это уж никак не меньше половины россиян – вовсю обсуждают появившиеся в Сети фотографии макета обновленной Kalina. Новости в самом факте нет: о готовящемся рестайлинге вазовцы заявили нам в середине апреля, когда показывали под большим секретом Granta. Главная интрига в том – как будет выглядеть автомобиль и в какую сумму его оценят создатели.

Лишь на первый взгляд кажется, что Kalina и Granta «взаимозаменяемы». Granta, по мысли маркетологов, заменит в вазовской линейке несколько моделей. Прежде всего, это дешевые заднеприводные «жигули» – классическое семейство, не так давно отметившее свое 40-летие. Теперь за «классику» станут отдуваться базовые версии Granta. Следом на покой отправятся «cамары» – этим моделям через три года стукнет «тридцатник». Их заменит будущий хэтчбек Granta с длинным задним свесом. И наконец, стратеги автомобильного рынка считают, что покупатели, ориентированные на седаны Kalina, теперь переключатся на Granta в приличных комплектациях.

Что касается хэтчбеков и универсалов Kalina, то их и модернизируют. Причем алгоритм будет таким же, как и при создании Granta: с помощью Renault-Nissan конструкцию оптимизируют, а к проекту привлекут достойных поставщиков.

Вряд ли имеет смысл детально обсуждать дизайн новинки. Во-первых, в распоряжении редакции оказались фотографии лишь одного из макетов перспективной машины. Именно по ним наш художник делал эти рисунки. Во-вторых, даже если стиль новой Kalina окажется не столь оригинальным, как у только что представленной Granta, вряд ли это смутит потенциальных покупателей. Большинство из них хоть и признают, что рестайлинг сделан по мотивам Volkswagen Polo и обновленного Peugeot 308, не считают это зазорным. Как написал один потенциальный калиновод: «Китайцам копировать можно, а чем мы хуже? Главное, чтобы шикарно было!»

Гораздо динамичнее идет обсуждение ценников. Большинство сходится во мнении, что обновленное авто имеет право подорожать на 10–20 тыс. рублей. Но оптимистов мало. Если сейчас хэтчбек Kalina можно купить примерно за 270–350 тысяч, то народ боится, что после рестайлинга за машину станут просить уже 300–400 тыс. рублей. И это не считая грядущей коробки-«автомата», за которую калиноводы не готовы выложить больше 25 тысяч. Впрочем, нам ведь уже говорили, что Kalina будет позиционироваться дороже, чем Granta.

Если Granta получит в базовой версии «Стандарт» старый калиновский 8-клапанный мотор объемом 1,6 л и мощностью 81 л.с., а в других комплектациях – новые восьми- и шестнадцатиклапанники, то обновленная Kalina избавится от 81-сильного двигателя. Зато у нее останется современный 1,4-литровый силовой агрегат. А «старшие» версии получат те же новые 8- и 16-клапанные двигатели.

«Калине» не привыкать к ГЛОНАССу. По таким приборам уже летел в желтой Kalina Sport нынешний российский премьер-министр по трассе «Амур». Рестайлинговая машина наверняка получит аналогичную «приборку». Во всяком случае, в топовой комплектации

Кроме того, часть автомобилей Kalina могут начать комплектовать иностранными силовыми агрегатами. Это связано с традиционной нехваткой «моторных» мощностей в Тольятти. Но здесь остается полная неясность. В свое время ­АВТОВАЗ приобрел лицензию на моторы от Renault Logan, о чем, по слухам, уже жалеет. Оказалось, что родные двигатели не хуже, а в производстве дешевле. К тому же обсуждается вариант покупки моторов от Nissan объемом 1,6 и 1,8 л. Первый из них может встать под капот Kalina, а второй прочат модели, призванной заменить Priora.

Раз уж Kalina будет модернизирована радикально, не получит ли она новое имя? Было бы логично, если на месте «старорежимной» модели появились две свежие и с собственными названиями. Одну, подешевле, мы уже знаем – Granta. А вторая? Выбирайте из имен с латинскими корнями: Quanta («быстрая»), Adera («возлюбленная»), Alegra («веселая»), Slavia («репутация»), Terra («земля») и Fortuna («судьба»). Это все зарегистрированные названия для будущих вазовских машин. Впрочем, в вазовском портфеле имен есть еще два: Ladoga и Onega. Они остались с прежних времен, когда названия давали по географическому принципу.

Неожиданная параллель

Буйство кузовов семейств Kalina и Granta – вовсе не оригинальный подход тольяттинских маркетологов. Вспоминается мегапопулярная Toyota Corolla (E90) конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века. Этот автомобиль выпускался примерно в десяти странах и в невероятном количестве вариантов – с различными сочетаниями кузовов, двигателей, трансмиссий и даже типов привода.

Не станем вдаваться в подробности жизни Corolla на каждом рынке, ограничимся лишь Европой. Здесь можно провести прямую параллель с нашим сегодняшним героем: в модельном ряду «е-девяностой» существовали как 5-дверный хэтчбек (1), так и 5-дверный же лифтбэк (2). По смыслу они отличались, как хэтчбеки Kalina и Granta – именно длиной заднего свеса. Силовая структура кузова этих моделей была общей. Тем не менее, разница видна: дверные проемы у машин немного различались, а кузовные панели дверей не были взаимозаменяемы. В этом смысле «парным» к обычному хэтчбеку был седан (3), а к лифтбэку – полноприводный универсал (4). Последний тоже продавали на европейском рынке.

На мой взгляд...

– Kalina-хэтчбек, по версии маркетологов, станут покупать городские жители, тогда как хэтчбек Granta с его длинным свесом и, соответственно, объемным багажником понравится «на селе». Следовательно, просить за Kalina можно чуть больше. Мне такой маркетинг кажется заумным. Сам факт разделения покупателей на «зажиточных горожан» и «деревенскую бедноту» представляется порочным. Тем более, что при желании можно сделать ровно обратные выводы. Например, такие: Kalina могла бы заинтересовать «бедных» жителей мегаполисов, не имеющих второго дома за городом, а Granta – «богатеньких» дачников. Ну и как, спрашивается, торговать автомобилями с такими взаимоисключающими посылами? Если сейчас АВТОВАЗ выпускает аж четыре (!) семейства машин в одном классе B – заднеприводные «Жигули», «Самару», «Приору» и Kalina – то скоро их останется три (минус «классика» и «Самара», и плюс Granta). Все равно, это слишком расточительно! Не правильнее ли было бы оставить лишь Priora и Granta и не тратить время и деньги на рестайлинг Kalina? А сэкономленные средства добавить к бюджету наследника Priora, сделав последний нормальным автомобилем гольф-класса?

Илья Межибовский, зам. гл. редактора

Подпишитесь на «За рулем» в