Мечи —на орала, патроны — на свечи

МЕЧИ —НА ОРАЛА, ПАТРОНЫ — НА СВЕЧИ

ЭКОНОМИКА

КОНВЕРСИЯ

МЕЧИ —НА ОРАЛА, ПАТРОНЫ — НА СВЕЧИ

Завод «оборонки» рвется на внешний рынок с мирной продукцией.

Алексей СОЛОПОВ

Патронный завод возник в Симбирске еще в 1916 году — перевели из столицы. Восьмидесятилетний юбилей встретили сокращением персонала в 2,5 раза и обвальным падением производства. По большому счету, оно и к лучшему — надобность в патронах падает как раз в мирное время. Но неспроста сказано: «Кому война, а кому — мать родна»...

Крепко задумались на заводе тяжкой думой. В свое время начинал здесь свою биографию знаменитый изобретатель Лев Кошкин. Именно в Ульяновске родилась его сверхпроизводительная роторная технология. И по сей день на берегах Волги могут разработать и изготовить роторную линию эдак миллионов на двадцать изделий в год. Если это не патроны, то что же?

Поискать решили в автоиндустрии, известной разнообразием потребностей. И нашли. В 1995 году произвели в Ульяновске первые 300 тысяч свечей. В минувшем собирались сделать уже 6 миллионов, но кризис сильно придавил. Тем не менее, сегодня выпускают свечи 17 наименований, а на 2001 год запланирован объем — 20 миллионов штук. И хотя пока нельзя сказать, что УМЗ полностью перепрофилировался, пример результативной конверсии налицо. Более того, здесь смотрят в будущее с оптимизмом и готовы потягаться с сильными мира свечного.

— Взявшись за новое дело, мы пошли по пути создания «суперсвечи» с использованием последних разработок в этой области, — рассказал главный инженер производства автомобильных свечей зажигания Ульяновского машиностроительного завода Руслан Тарахтий. — Электрод делаем биметаллический — медный сердечник впрессован в нихромовый корпус, что улучшает теплоотвод, существенно расширяя диапазон эффективной работы такой «термопластичной» свечи. Понятия «холодная» или «горячая» свеча уходят в прошлое. Биметалл позволяет сократить номенклатуру свечей, избавляет от необходимости сезонной их замены. Главное же — становятся достижимы все более жесткие требования экологов. В качестве «напарника» меди чаще используют никель. Сплав никеля с хромом более живуч, но тяжелее штампуется. Наши технологии позволили применить нихром, что сразу заметно увеличило ресурс свечи. На сравнительных испытаниях в НИИ автоэлектроники ульяновская свеча отходила два с половиной ресурса «бошевской», — с гордостью подчеркнул главный.

Если сравнивать, например, с тем, как работают на «Боше», то технология волжан вполне «самостоятельна». А вот коэффициент использования металла здесь выше, что удешевляет производство.

Наконец, у большинства производителей контроль качества статистический, а на УМЗ изготовили роторную линию контроля, где проверяют абсолютно все изделия на герметичность и искрообразование.

Не уступая в качестве, ульяновцы могли бы побеждать ценой, но... вынуждены искать среди конкурентов партнера для совместного производства. Трудность в керамическом изоляторе. Принятая для него во всем мире «сухая» технология в России есть на энгельсском заводе и на уфимском. Делиться ею у них нет ни интереса, ни возможностей. Нашли поставщика в Чехии — фирму «Бриск». Качество отменное, но изолятор составляет основную стоимость свечи — дорого! Думают об организации такого производства на месте. Но специалистов по керамике своих нет, растить их долго, а трех миллионов долларов на оборудование для этого производства взять неоткуда. Вот почему идут поиски инопартнера. Сотрудничество не только решит перечисленные проблемы, но и продвинет россиян на зарубежный рынок.

Впрочем, на внешний рынок можно попасть и «в составе автомобиля». Ульяновские свечи установлены на VAZ 2110, проходящем омологацию во Франции. Чешский «Бриск» потратил три с половиной года, чтобы занять место под капотом чешской же «Шкоды» — последняя, как известно, принадлежит «Фольксвагену», а он весьма разборчив. Если «Шкоду» надумают производить в Ижевске, сегодняшний партнер станет конкурентом УМЗ в борьбе за «лакомого» потребителя.

Держа «в уме» и нижегородский ФИАТ, и «Донинвест», волжане активно работают с отечественными автозаводами. Моторы всех УАЗов укомплектованы, понятно, ульяновскими свечами, заключен договор с ВАЗом, идут испытания на заволжском моторном.

Свеча зажигания — не самая сложная деталь автомобиля, а патрон — не самый хитрый элемент вооружения. Отечественные патроны пользуются на внешнем рынке устойчиво высокой репутацией. Сумеют ли снискать ее отечественные свечи?

А напоследок другая история про автомобили и патроны. Ульяновский машиностроительный традиционно делал еще приводные цепи для всяческой техники. Недавно вазовцы обратились с вопросом, не смогут ли ульяновцы заменить ставший неподъемным импорт. «О чем разговор!» — ответили на УМЗ и занялись оснасткой для однорядной приводной цепи моторов нового поколения. Напомним, что основным поставщиком ВАЗа был назначен когда-то Даугавпилсский завод велосипедных цепей. Для тех, кто не силен в географии, поясним, что от Тольятти до Ульяновска не набегает и двухсот километров, а до Даугавпилса — больше двух тысяч. Такая вот была экономная экономика с государственным планированием...

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые