Пан вывротка и компания

ПАН ВЫВРОТКА И КОМПАНИЯ

ЭКОНОМИКА

СОТРУДНИЧЕСТВО

ПАН ВЫВРОТКА И КОМПАНИЯ

В Польше собирают МАЗы к обоюдной выгоде.

Леонид САПОЖНИКОВ. Фото автора

Удивительный факт: грузовики марки МАЗ собирают или готовятся собирать в четырех частях света. Есть МАЗ-европеец (Польша) и МАЗ-африканец (Египет). На очереди азиат (Вьетнам) и латиноамериканец (Аргентина). А всего пару лет назад на Минском автозаводе даже не помышляли о такой географии. Первый, случайный шаг к выходу в дальнее зарубежье связан с забавным недоразумением.

Польская фирма «Хемикс», продающая и производящая краски, надумала предложить их МАЗу. Полагая, что буква «М» в названии означает «Московский», направила делегацию сперва в Москву. Минчане о «Хемиксе» вообще ничего не знали и предложение оставили без внимания. На том бы и расстались, но, видно, звезды благоприятствовали партнерству: фирма, хоть и не сразу, склонила автозавод к идее собирать МАЗы в Польше.

Минчане, в сущности, не рисковали ничем. Польский рынок они давно потеряли. Деньги «Хемикс» у них не просил — ведь речь шла не о СП, а о простой поставке машинокомплектов с гарантией их оплаты. Весь риск был на стороне гданьской фирмы: она не только взялась за новое для себя дело, но дерзнула предлагать «восточный» автомобиль в стране, где потребитель молится на Запад. В стране, где еще в начале 90-х утвердились европейские гранды, ошеломляя клиентов техническим совершенством грузовиков и выгодными условиями кредита.

У кредитов есть недостаток: их надо возвращать. И вообще необязательно ездить на «сканиях» и «мерседесах» по стройплощадкам. Эйфория пошла на убыль. Одновременно росла потребность в дешевом, но надежном и достаточно современном автомобиле. Его-то посланцы «Хемикса» и увидели в Минске...

Возле старинного города Слупск трудятся 24 специалиста. За год они должны собрать не менее 200 МАЗов, иначе придется уплатить разорительную пошлину за ввоз комплектующих.

— Успеем! — уверены руководители. — Можно смонтировать и 300, а в две смены — 600, были бы заказы.

Ярославские двигатели поступают пока регулярно. Фирма, однако, подстраховалась: адаптировала к МАЗам дизель «Мелец», предназначенный для польских грузовиков «Ельч», Подумывает и о «лиазовских» моторах мощностью 400 и 240 л. с. К сожалению, чешские двигатели вдвое дороже ярославских.

Сегодня «Хемикс» собирает преимущественно самосвалы МАЗ-5551 полной массой около 18 тонн. В числе польских комплектующих шины с трехлетней гарантией (марок «Дембица» и «Стомил») и тихая гордость фирмы — кузов с разгрузкой на три стороны:

— Проше пана, «вывротка» (самосвал — Л.С.) из Минска еще такого не имеет!..

Основные покупатели «вывроток» — строительные и горнодобывающие предприятия, а также фирмы, развозящие уголь для отопления.

Выпускают здесь и грузовики с бортовой платформой на шасси МАЗ-53366 и 53371 (у последнего короче база). Полная масса — примерно 28 тонн. Платформа алюминиевая, на 400 кг легче мазовской. И пол у нее, между прочим, специальный — в пупырышках, чтобы грузчики, не дай Бог, не поскользнулись.

На международных перевозчиков «Хемикс» почти не рассчитывает: там к тягачу столько требований, что он утратит единственное преимущество перед конкурентами — дешевизну. А вот нишу тягачей-лесовозов фирма намерена занять. Ведь большинство лесозаготовительных предприятий в стране сегодня карликовые, и дорогой лесовоз им не по карману. Здесь для МАЗов отличный шанс.

В 1998 году в Польше было продано 4 тысячи грузовиков полной массой более 16 тонн. Значит, 600 машин, которые уже сейчас мог бы выпускать «Хемикс», — это 15% рынка. «Мы уверены, что продаем хороший автомобиль, — говорит совладелец фирмы Рышард Курыльчик. — Проблема в том, чтобы передать нашу уверенность покупателям».

Авторитет минской марки ощутимо возрос после создания СП «МАЗ-МАН». Ведь МАН, рассуждает потребитель, не стал бы вступать в альянс с кем попало. Не менее важно другое: владельцы МАЗов в Польше могут теперь обращаться на сервисные станции МАН.

А еще на имидж МАЗов работают «муравьи». Так полушутя называет «Хемикс» тысячу своих агентов из числа студентов старших курсов механических факультетов. Фирма познакомила их с устройством и возможностями МАЗов, а затем заключила с каждым договор. Сумеют найти покупателей — получат свои комиссионные. А не сумеют — фирма внакладе не останется. Ведь став инженерами, многие из них свяжут свою судьбу с автотранспортом. И, по крайней мере, будут знать сами, что есть такой хороший грузовик — МАЗ.

Польский МАЗ разгружается на три стороны.

Один из постов мини-конвейера.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии