Знать бы расклад...

ЗНАТЬ БЫ РАСКЛАД...

РЫНОК

ВМЕСТЕ С ВАМИ — ЗА МАШИНОЙ

ЗНАТЬ БЫ РАСКЛАД...

Вы заметили: несмотря на кризис, вопрос «какой автомобиль выбрать?» звучит в последнее время все чаще.

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН

Речь, конечно, идет о массовых отечественных автомобилях — подорожавших в рублях, но полегчавших в валюте в полтора-два раза. И сегодня многие, кто копил на машину в «зеленых», получили возможность сделать покупку гораздо раньше намеченного срока. Нашего полку автолюбителей прибывает... Но не все подошли к внезапному осуществлению давней мечты подготовленными; тысячи волнующихся «новобранцев» впервые попадают в автосалоны. Помочь новичкам сориентироваться на рынке российских машин и призван этот материал.

Он не столько редакционный, сколько читательский. Авторы беспристрастных оценок автомобилей, представленных на диаграммах, — читатели ЗР. Они (вы!) присылали в журнал заполненные анкеты, делясь мнением о машинах, сервисе, ремонте (см. наши отчеты под рубрикой «Анкета ЗР»). Так что перед вами — плод коллективного творчества: не менее 70 тысяч человек, опытных автомобилистов, могли бы подписаться под этой статьей.

Нам оставалось обработать и собрать в одном материале результаты нескольких опросов, разбавить их нашими субъективными (то есть не совсем бесспорными) описаниями автомобилей — и получить некий «справочник покупателя». В него вошли не все марки — некоторые выпали за малостью выпуска, иные — по причине специфичности (УАЗ, например).

Смотрите, читайте, сравнивайте, делайте выводы...

«Жигули», наследники «копейки», по-прежнему пользуются хорошим спросом. За последние 10 лет гамма изрядно сузилась — сняты с производства моторы объемом меньше 1,5 л и вместе с ними несколько модификаций. Ныне «классику» (общепринятое название всех заднеприводных ВАЗов) представляют следующие автомобили.

VAZ 21053: аскетичность — не порок. Самый дешевый тольяттинский автомобиль. В активе — внутренняя и внешняя простота (меньше молдингов — меньше ржавчины) и, конечно же, цена. Новичка могут помучить мелочи вроде блуждающих контактов в платах задних фонарей и блоке предохранителей. Три варианта отделки салонов — от простецкого «кожзама» и пластика до велюра; впрочем, определение «спартанский» справедливо для любого из них.

VAZ 21061, 2106: остатки былой роскоши. Абсолютный чемпион по выпуску, долгожитель конвейера, автомобиль 2000 года... Увы, это не комплименты. «Шаха» пользуется большой народной любовью как осколок эпохи дефицита, как самый престижный некогда «жигуль», как «вечный» автомобиль.

«Шестерка» сделана из... противоречий. Более дорогая и престижная, чем «пятерка», она не оборудована даже обогревом заднего стекла; но иногда удостаивается электростеклоподъемников. Самый молчаливый салон (без скрипа и стука панелей) — «зато» тонкий руль по моде 60-х с аляповатым тиснением. Мощный мотор 1,6 л — и часто четырехступенчатая коробка передач. Современная окраска (в том числе «металликом», в отличие от других классиков) — и пришедшие из тьмы времен сиденья «для беспозвоночных», с очень низкой спинкой. Объективные достоинства — более высокая, чем у других вазовских заднеприводников, коррозионная стойкость (ЗР, 1997, № 11), простая и надежная система электрооборудования.

В автосалонах можно встретить модификацию 21065 с дюралевыми «пятыми» бамперами и пятиступенчатой коробкой передач.

VAZ 2107, 21074: «классическое» совершенство. Последний и лучший представитель заднеприводного семейства. Когда-то автомобиль с решеткой радиатора в стиле «Мерседеса» был самым престижным «жигулем». За красоту надо платить — под «модным» хромом капот гниет быстрее. А двигатель 1,5 л теперь ставят и на «пятерку». Зато в «семерке» более человечные, чем в других классиках, сиденья, богаче салон, интереснее панель приборов. Выглядит машина подороже ближайших родственников... чему вы найдете подтверждение и в прайс-листах. Редкий гость в магазине — автомобиль с впрысковым двигателем 1,7 л.

VAZ 21043: «истейт» по-русски. Дежурное слово для описания достоинств универсала — практичность. При необходимости этот добропорядочный «жигуль» берет на себя функции развозного грузовичка. Недостатки — те же, что у прочих заднеприводников. «Четверку» любят заядлые дачники, начинающие бизнесмены и Виктор Иванович Филиппов, наш завгар. Немного более комфортабельный и дорогой универсал с сиденьями и панелью приборов от «семерки» несет индекс 21047. Экзотика — «инжекторная» (то есть впрысковая) и дизельная модификации, соответственно 21044 и 21045.

Вазовская классика — для небогатых и непритязательных. Морально устаревшая конструкция конца 60-х не избалует и не изнежит владельца (чего стоит хотя бы посадка «орлом»). Зато машины досконально изучены миллионами соотечественников — при необходимости ремонта или устранения неполадок всегда найдутся советчики и помощники. Невысокое качество комплектующих (не редкость гудящие редукторы, карданные крестовины, шаровые опоры и наконечники рулевых тяг, «кончающиеся» через 10–20 тысяч) компенсируется повсеместным наличием запчастей и ремонтных мастерских. Скоротечную коррозию несколько замедляют современная химия и хозяйский уход.

Самый же крупный недостаток классики — классическая компоновка. В управлении, особенно на скользкой зимней дороге, эти машины сложнее и строже, чем переднеприводные.

Семейство «самар», в середине 80-х встреченное с некоторым недоверием, ныне пользуется заслуженной популярностью.

На машины устанавливают двигатели объемом 1,5 л с различными системами питания — карбюраторной (мотор 21083) или распределенным впрыском топлива (2111). Последние могут быть с нейтрализатором — такой автомобиль выбирать не советуем, если нет возможности заправляться только неэтилированным топливом. Варианты скромного интерьера — низкая/высокая панель приборов, тканевые вставки в боковинах, твид или велюр на сиденьях. Можно найти машины с заводскими электростеклоподъемниками в передних дверях. Под чарующими названиями колеров «синяя полночь», «опатия», «грин» и т. д. скрываются как обычные эмали, так и «металлики» (последние дороже).

VAZ 21083: эгоист. Если вы редко возите более одного пассажира — эта машина для вас. Нехватку дверей компенсируют некая моложавость облика и налет спортивности. «Восьмерка» теперь считается надежной и привечается всеми СТО. Она дает возможность «шустрить» в городе и не чувствовать себя ущербным на трассе даже среди иномарок. Не всем понравится тесноватая посадка и скупое оформление салона. На машинах с высокой приборной панелью неудобно правой ноге, а «печка», вовсю нагревая магнитолу, плоховато дует в салон.

VAZ 21093: универсальный инструмент. Та же «восьмерка», но с двумя «лишними» дверями. За 10 лет выпуска «Самару» успели изучить потребители и сервис, так что «девятка» стала нормальным семейным автомобилем, потеснив заднеприводные ВАЗы. Самая массовая из «самар». Довольно престижна и в то же время практична. Минусы — для семейной машины тесновата, для престижной — простовата.

VAZ 21099/">VAZ 21099: мещанин во дворянстве. Та же "девятка", но с отдельным багажником. Подарок ВАЗа любителям седанов, преемник "семерки". По сравнению с родоначальниками семейства "самар" дороже и "круче" — со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Пользуется повышенным вниманием угонщиков и сотрудников ГИБДД.

VAZ 2110: молодой, растущий организм. Вершина вазовской гаммы, самый современный из отечественных автомобилей. «Дутый» кузов ныне примелькался и не вызывает отрицательных эмоций — наоборот, выглядит весьма модным на фоне предшественников. По конструкции шасси — аналог «самар». Более современный и удобный салон, диагностическая система, автоматический отопитель. Отличная аэродинамика (и поэтому самый низкий эксплуатационный расход топлива). Самая высокая стойкость к коррозии. Автомобиль заметно прогрессирует в качестве изготовления, понемногу излечивается от детских болезней. Перестают быть дефицитом оригинальные детали — расширительный бачок, термостат, опоры стоек. Однако запчасти по-прежнему дороже «самарских». В «десятом» семействе обещана широкая гамма — универсал 2111 и седан 21103 с 16-клапанным двигателем уже появились в продаже.

«Десяток» пока немного... но это только пока. Лет 15 конвейерной жизни им обеспечено.

Среди отечественных машин переднеприводные ВАЗы — самые беспроблемные. Сохранив все лучшее, выгодно отличаются от предшественников надежностью, управляемостью, безопасностью, экономичностью, коррозионной стойкостью.

Хороший выбор как для новичков (можно набираться опыта за рулем, а не крутить гайки), так и для опытных, кто много ездит и дорожит своим временем. Подержанные «самары» — в цене. Самый современный ВАЗ — «десятка» — в ближайшие годы, видимо, будет пользоваться на вторичном рынке неплохим спросом, ослабив позиции «самар».

Тюнинговые фирмы уделяют переднеприводным ВАЗам особое внимание: при наличии средств и желания можно сделать любую из машин более быстрой, устойчивой, комфортной.

VAZ 21213: романтикам плохой дороги. «Нива» — автомобиль специфичный. В активе — проходимость, относительная простота конструкции, условная комфортабельность... и еще раз проходимость. Прекрасно ведет себя на заснеженных трассах. В пассиве — маленький багажник, высокие эксплуатационные расходы, меньшие ресурс и надежность. Вездеходу простительно.

Перед тем как покупать «Ниву», подумайте еще раз: действительно ли вам нужен полный привод, а вместе с ним прожорливый, тесноватый и недешевый автомобиль?

Диаграмма — ответы на вопрос: случались ли и при каком пробеге неисправности двигателя, трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, тормозов, электрооборудования и кузова? Обработав данные, мы получили число поломок на 100 автомобилей. Можно считать это условным коэффициентом надежности или вероятностью отказа при определенном пробеге.

М-2141-00: коренной москвич. «41-й». Большой и дешевый автомобиль. Ныне лишен родового «столичного» имени и продается под многозначными цифровыми индексами. Просторный салон, удобство посадки оценят те, кто ездит далеко. Ремонтопригодный двигатель ВАЗ 1,6 л (автомобили с моторами УЗАМ сейчас почти не предлагают) хорошо знаком и достаточно надежен. У гаишников и жуликов не вызывает интереса. Увы, недостатки перевешивают достоинства: «москвичи» очень быстро ржавеют, как правило, отвратительно собраны (к тому же в последнее время продавцы активно сбывают «некомплект»), недолговечны (особенно подвеска), высок процент брака. В провинции «москвичовских» запчастей заметно меньше, чем вазовских. Кстати, не думайте, что утверждение руководителей завода «этот автомобиль теперь совсем другой» означает, будто он стал лучше. Импортные комплектующие, которыми напичканы нынешние машины, лишь создают дополнительные проблемы. В магазинах «чужих» запчастей практически нет, а на рынке цена — ошеломляющая (усилитель тормозов «Лукас» в сборе с главным цилиндром стоит 850–1000 рублей!).

«Святогор»: кто ты, маска? С отечественным двигателем ничем от «Москвича» принципиально не отличается. Новый капот, фары и решетка радиатора — вот и вся разница. Мотор «Рено» — загадка. Информации по нему слишком мало. Но ясно, что с ремонтом и запчастями у владельцев будут проблемы.

Завод не балует разнообразием отделки. Все «москвичовско-святогорские» опции — окраска «металлик» и импортная резина на литых дисках. Изредка попадаются машины с пластмассовыми внутренними панелями дверей — по практичности они превосходят «лохматую» отделку, а по «красивости» ей не уступают.

Продукция АО «Москвич» — для тех, кто ездит немного (летне-дачный вариант), так как большие пробеги влекут за собой немалые траты средств или (и) времени. Скорее всего, уже к 60 тысячам придется бороться с массой неисправностей. А выгодно продать «Москвича» очень нелегко.

«Ока»: ути-пусеньки. Маленькая, юркая и совсем дешевая. Считается, что несерьезная малышка идеально подходит женщине. Но иногда кажется, что придумали это женоненавистники. Качество (особенно камских машин) — очень низкое. Запчасти недешевы, есть не везде, а ресурс узлов и агрегатов невелик. С другой стороны, за эти деньги требовать большего как-то неудобно. Тюнинговые фирмы предлагают разнообразные варианты доработки — от окраски «металлик» до спортивной подвески. Но облагороженная машина теряет главное преимущество — дешевизну.

Если приложить силы и деньги, чтобы довести «Оку» до ума, то можно проездить по городу год-два (больше при интенсивной эксплуатации никак не проживет), наслаждаясь маневренностью, неожиданной прытью и экономичностью.

На ней вообще хорошо постигать азы. Учиться, как на ошибках.

«Волга» GAZ 3110: по прозвищу «баржа». Торопитесь — года через два-три от прежней «Волги» останется одно название. А сегодня номенклатурный «советский „Мерседес“ превратился почти в народный автомобиль. Помимо базового GAZ 3110, можно купить отличающийся кузовом GAZ 3102 и универсал GAZ 31022 (и тех, и других выпускают немного).

«Волга» — воплощение принципа «много автомобиля за небольшие деньги». Большая, просторная и хотя бы поэтому удобная машина. «Убить» ее совсем довольно сложно. Правда, и содержать в полном здравии тоже. Аргументы: специалистов по ремонту хватает, но запчасти недешевы; вопреки расхожему мнению, «волги» довольно слабо сопротивляются коррозии; архаичная подвеска — не только причина посредственной управляемости, но и предмет постоянных забот (желаем вам никогда не узнать на собственной шкуре значение термина «шприцевание»).

GAZ 3110 оснащают одним из двух моторов. ЗМЗ-402 — недорогой, хорошо знакомый двигатель-ветеран. Его отремонтируют где угодно. Но машина с ним — прожорливый тихоход. Впрочем, в тяговитости ей никак не откажешь.

ЗМЗ-406 — современный, экономичный, малообслуживаемый и довольно дорогой агрегат. Современная конструкция, отличные показатели. «406-й» требует квалифицированного обслуживания, оригинальных запчастей. И то, и другое есть не везде. Будьте осторожны — на быстрой «Волге» особенно заметно несовершенство подвески.

«Волга» все еще престижна. Прекрасно подойдет тем, кто хочет чувствовать себя солидным господином. Правда, желателен «свой» механик, еще лучше — шофер. Или вам придется приобрести навыки не только второго, но и первого.

Почти каждый автомобиль рано или поздно по разным причинам продают, возвращая часть его начальной стоимости. Насколько удачной окажется эта акция и сколько вы сможете выручить за подержанную машину, говорит график падения цен.

Так оценивают свои автомобили сами владельцы (по пятибалльной системе). Учитывались «ездовые» качества машин, их удобство, надежность, ремонтопригодность.

В заключение — несколько напутственных слов. Не пугайтесь высказанных резких оценок и страшноватых диаграмм. Да, такие они, наши автомобили, в глазах владельцев, специалистов, журналистов. И все равно это лучшие машины — потому что свои.

Надеемся, что в наших следующих опросах те, кому адресована эта статья, примут участие как уже опытные автомобилисты...

Удачной покупки!

Использованы материалы журнала:

Отчеты по анкетам — ЗР, 1997, № 4, 5; 1998, № 5, 6. 

Обзоры — ЗР, 1997, № 11 (стойкость к коррозии); 1998, № 3 (двигатели).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые