"напряженная работа"

«НАПРЯЖЕННАЯ РАБОТА»

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

«НАПРЯЖЕННАЯ РАБОТА»

Приобретаем на рынке регулятор напряжения для «Жигулей».

Михаил КОЛОДОЧКИН

Одним из первых механических устройств, уступивших свое место под капотом электронному собрату, стал электромеханический регулятор напряжения. Преимущества новинки были очевидны — большая точность стабилизации напряжения, повышенная надежность. И если приобрести «механику» сегодня практически невозможно, то электронный регулятор продается едва ли не на каждом шагу.

Напомним в двух словах суть работы этих устройств. Напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для стабилизации напряжения на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора — для этого управляют током обмотки возбуждения, как раз с помощью регуляторов напряжения.

Большинство этих приборов работает по принципу реле, то подключая обмотку возбуждения к источнику питания, то отключая ее. Поэтому напряжение генератора регулируется ступенчато.

Кстати, а какое напряжение должен выдавать генератор? Вопрос не такой банальный, каким кажется на первый взгляд. С одной стороны, для нормальной работы аккумулятора напряжение должно быть обратно пропорционально его температуре* (см. табл. 1). С другой стороны, величина регулируемого напряжения сильно влияет на срок службы ламп, который при превышении номинальной величины питания всего на 15% снижается на 18%.

И еще немного теории. Обычно к цепи питания регулятора подключены различные потребители энергии типа системы зажигания или прерывателя указателей поворота. Кроме того, напряжение на регулятор поступает через множество переходных сопротивлений — замок зажигания, предохранитель и т. п. В результате малейшее увеличение падения напряжения в своей входной цепи регулятор воспринимает как призыв к действию и повышает напряжение на ни в чем не виноватом аккумуляторе. Для борьбы с этим нежелательным эффектом некоторые регуляторы снабжены специальным измерительным выводом, подключаемым непосредственно к аккумулятору. При этом подобный регулятор начинает поддерживать нужное напряжение не на собственном входе, а в бортовой сети.

Итак, вспомнив теорию, переходим к практике и приобретаем на рынке («так дешевле») восемь различных регуляторов. Низкая стоимость покупок (от 30 до 70 руб.) компенсировалась поголовным отсутствием упаковки, а за достоверность их происхождения не поручился ни один продавец. Руководства по эксплуатации прилагались лишь к каждому второму устройству (№ 4, 5, 6 и 8). Внешний вид приобретенных изделий показан на фото 1–8.

Изделия № 1–6 выполнены в одинаковых корпусах, но имеют ряд отличий. Подробные сведения по надписям на крышках приводятся в табл. 2. Кроме того, № 1 и 2 не имеют световых индикаторов состояния, № 3 снабжен красным светодиодом, а № 4 — зеленым. Номера 5 и 6 оснащены двумя индикаторами — кстати, эти два изделия отличаются друг от друга только размерами надписи на корпусе. Регулятор № 4 имеет провод с клеммой для подключения непосредственно к «плюсу» аккумулятора.

Изделие № 7 с загадочной эмблемой ЗИМ внешним видом напомнило эпоху первых пятилеток — не купить такое было нельзя. Устройство № 8 имеет четыре клеммы, что позволяет контролировать напряжение непосредственно на аккумуляторе, а также подключаться к контрольной лампе на панели приборов, дублирующей работу встроенного светодиода.

Что ж, проверим устройства в лабораторных условиях. Первый цикл испытаний проводим при комнатной температуре, второй — при минус 20°С, третий — при +65°С. Результаты проверки приведены в табл. 2. 

Огорчило изделие № 3 с гордой надписью «СДЕЛАНО В СССР», отказавшее при первом же включении. Впрочем, где гарантия, что продавец не подсунул нам откровенный хлам со старого автомобиля? Снимаем крышку — перед нами очередной образец не самой передовой технологии (фото 9). Печатная плата перекошена, элементы впаяны криво... Откладываем бедолагу в сторону.

Остальные семь изделий честно добрались до финиша. Разброс по напряжению у разных экземпляров достиг 1 В — прямо скажем, многовато.

При температуре минус 20°С сплоховало изделие № 8, явно завышающее напряжение в сети. На понижение температуры лучше всех среагировало устройство № 4, добавившее к своему предыдущему показателю примерно 0,5 В. На подкапотную жару регуляторы практически не отозвались.

Одиночные светодиодные индикаторы в изделиях № 3 и 4 горят тогда, когда регуляторы отключают обмотку возбуждения от сети. Индикатор изделия № 8 гаснет при достижении уровня напряжения 13,35 В и начинает мигать при увеличении напряжения до 16 В (работать с контрольной лампой устройство отказалось). Двойные индикаторы изделий № 5 и 6 при работающем двигателе радостно перемигиваются — свечение лишь одного из них указывает на неисправность электрооборудования.

Неожиданно хорошо зарекомендовал себя ЗИМ (№ 7). Ради интереса изделие вскрыли — за неказистой внешностью скрывался хороший профессиональный монтаж на двусторонней печатной плате (фото 10).

Специальные информационные провода для подключения к «плюсовой» клемме аккумулятора имели изделия № 4 и 8. К сожалению, создатели № 4 допустили серьезный просчет — при случайном обрыве указанного провода регулятор начинает бесконтрольно увеличивать напряжение в бортовой сети... Устройство № 8 продумано лучше — при возникновении такой неисправности регулятор будет работать точно так же, как его коллеги, не имеющие информационного провода. Кстати, это единственное изделие, имеющее электронную защиту от короткого замыкания в нагрузке.

Отключать обмотку возбуждения генератора при неработающем двигателе ни один из рассматриваемых регуляторов не умеет. Жаль — лишние амперы могут иметь решающее значение при пуске в мороз.

Так что же порекомендовать владельцу «жигулей»? Первым делом посоветуем ему посетить фирменный магазин — лучше переплатить червонец за изделие с гарантией, чем приобретать дешевого кота в мешке типа устройства № 3. Что касается светодиодных индикаторов и информационных проводов, то полезность подобных «наворотов» очевидна, хотя обязательными их не назовешь. Словом, у покупателя есть выбор, а это — главное.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии