К впрыску готовы?

К ВПРЫСКУ ГОТОВЫ?

РЫНОК

У ПРИЛАВКА

К ВПРЫСКУ ГОТОВЫ?

Задавшись этим вопросом, мы отправились на рынок запчастей побеседовать с осведомленными продавцами.

Максим САЧКОВ

Какие автомобили с системой впрыска топлива предлагает покупателю отечественный автопром?

На сегодняшний день ВАЗ оснащает моторы 2111 для «самар» и «десяток» тремя системами впрыска: «Дженерал моторс»; подобной, но с отечественным электронным блоком управления (ЭБУ) «Январь-4» и «Бош» (подробнее — в ЗР, 1998, № 2). Первая предназначалась для экспортных «самар» и работала с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором и датчиком кислорода (или лямбда-зондом) в системе выпуска. «Январь» создан специалистами ВАЗа; по сути, это адаптированная к российским условиям система «Джи-Эм» — без нейтрализатора и лямбда-зонда и с измененной программой работы. Современным западным нормам она уже не отвечает, зато без проблем переваривает этилированное топливо. Третий впрыск ВАЗа появился недавно благодаря новому партнеру — немецкой фирме «Бош» (подробно см. ЗР, 1998, № 5). Состав системы тот же, конструктивно детали немного отличаются. Автомобили с нейтрализатором смогут укладываться даже в перспективные требования Евро III, а пока, в очень небольших количествах, предлагаются в России без системы снижения токсичности.

Горьковский автозавод комплектует часть «волг» двигателем ЗМЗ-4062.10 с распределенным впрыском топлива отечественной разработки. Комплектующие — в основном отечественные, но большинству можно подобрать замену из «бошевских» изделий.

Уфимский впрысковый двухлитровый мотор не смог пробиться на рынок. Вместо него «Святогор» получил двигатель «Рено». Но здесь, конечно, ничего отечественного нет: система впрыска «Сименс», двигатель — заморский.

Есть ли сервис для таких машин, специальное оборудование, обученный персонал?

Владельцам впрысковых «самар» и «волг» особых причин для беспокойства нет. Станции сервиса, готовые принять эти автомобили, как утверждают производители, есть во многих крупных городах. Французские сердца «святогоров» реально отремонтировать только в столице.

А запчасти? Что проку от станции, если комплектующие в дефиците...

Взгляните на этот прилавок, прогуляйтесь по рынку — для вазовских моделей есть практически все, «волговский» набор победнее. Вот к двигателю «Рено» запчастей, считайте, нет (даже в Москве). Провода, свечи — пожалуйста, а ЭБУ, датчики, исполнительные устройства — большая редкость.

Кто производит «впрысковые» запчасти?

Отечественная продукция начинает постепенно вытеснять с прилавков импортные комплектующие. Российские заводы, используя оборудование и технологию зарубежных коллег, выпускают приборы, аналогичные по конструкции и принципу действия зарубежным. Это форсунки, бензонасосы, ЭБУ, датчики расхода воздуха, содержания кислорода и другие. Часть комплектующих для «самар» и «волг» выпускается на совместном российско-немецком предприятии «Бош-Саратов».

Каковы впечатления от качества отечественных запчастей?

Пожалуй, в целом по надежности они несколько уступают «заморской» продукции, хотя бывает и наоборот. Например, часто выходит из строя «джиэмовский» датчик скорости. Причина тому — слабый пластмассовый шток детали. Стальной отечественный датчик более долговечен. У российской продукции неоспоримое преимущество — низкая цена. Разница в числах на ценниках отечественных и импортных запчастей довольно весомая. Особенно это касается «Волги» (см. таблицу).

Насколько взаимозаменяемы детали разных систем впрыска?

Каждая из них «думает» и работает по-своему. Хотя блок управления «Джи-Эм» похож на «Январь-4», а «бошевский» для «Самары» — на «волговский», управляющие программы разные и ни о какой взаимозаменяемости ЭБУ без переделки самих систем речь идти не может.

Для поиска общих деталей впрыска вазовские модели можно разделить на две группы: первая — американская и отечественная системы, вторая — немецкая. Отличаются они датчиком массового расхода воздуха: у первой — прямоугольный, у второй — круглый. Кстати, проще всего опознать ту или иную систему по маркировке этого датчика: «GM» или «Bosch». Разные также ресивер («бошевский» — круглого сечения, а у «Джи-Эм» — овальный; кронштейны крепления тоже разные) и крышка воздушного фильтра (нижняя часть и сам фильтр одинаковые). Датчик детонации у «американца» вкручивается непосредственно в блок цилиндров, у «немца» крепится на специальную шпильку.

На всех впрысковых ВАЗах одинаковы жгут проводов бензонасоса, датчик положения коленчатого вала, рампа, корпус дроссельных заслонок в сборе и по отдельности (регулятор холостого хода, датчик положения дроссельной заслонки). Один и тот же электрический бензонасос подойдет ко всем моделям ВАЗа. А вот датчик указателя топлива, закрепленный на насосе, «свой» для низкой и высокой панели приборов. Но даже если вам подсунули «не ваш» насос — не беда: можете переставить датчик от старого. Иногда в продаже встречаются бензонасосы без указателей топлива. Найдете такой — сэкономите пару сотен рублей.

Форсунки выпускает и «Бош», и «Джи-Эм», также попадаются отечественные. Они взаимозаменяемы по размерам, но лучше не «мешать» детали разных фирм. Российские и «бошевские» форсунки меньше подвержены коррозии, соответственно, служат дольше, чем «Джи-Эм».

Датчики скорости у всех трех систем одинаковые. Недавно разъем этой детали изменили (был круглый, стал прямоугольный). В продаже есть датчики скорости нового и старого образца. Собираясь в магазин, уточните, какой именно установлен на вашей машине.

В карбюраторной машине каждый опытный водитель возит необходимый минимум: свечи, крышку трамблера, бегунок... Что должно сопровождать автолюбителя теперь?

Стоит пожертвовать несколько сотен рублей на запасной бензонасос, а также на датчик положения коленчатого вала. При отказе других комплектующих вы худо-бедно сможете ехать. Конечно, если выйдет из строя ЭБУ, мотор работать не будет... Но вероятность такой неисправности очень мала.

Итак, рынок, по крайней мере в крупных городах, к дальнейшему распространению российских впрысковых моторов готов. В Москве, например, можно по магазинам и «развалам» собрать полные комплекты систем впрыска. Надеемся, впрочем, что при всей возможной массовости «инжекторных» машин этот товар никогда не будет самым ходовым.

Блок управления (ЭБУ) для впрыска «Бош» на «Самару». Блок М1.5.4 для «Волги» выглядит точно так же, но работает иначе.

Датчики массового расхода воздуха автомобилей ВАЗ: вверху — «Бош», внизу — «Джи-Эм».

Датчики детонации: рыжий справа — «Бош» для заволжских и тольяттинских моторов, слева — «Джи-Эм» для ВАЗов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые