Мобильный, но не сотовый

МОБИЛЬНЫЙ, НО НЕ СОТОВЫЙ

РЫНОК

СВЯЗЬ

МОБИЛЬНЫЙ, НО НЕ СОТОВЫЙ

На фоне новейших средств коммуникации пейджер кажется не более чем игрушкой,

но это лишь на первый взгляд.

Александр БУДКИН. Фото Сергея Иванова

Современному человеку подавай не простой телефон, а сотовый, а то и видеотелефон, не просто компьютер, а встроенный во всемирную сеть. Наиболее состоятельные уже не соблазнятся попискивающей коробочкой, способной принимать только текстовые сообщения. Но для тех, кому «сотовый» не по карману, а мобильность нужна, как воздух, пейджер может стать весьма полезным и не слишком накладным приобретением.

Исторически сложившееся название подразумевает прибор, позволяющий кого-либо вызывать (от англ. глагола to page). Во многом это название оправданно, хотя время и технический прогресс внесли свои коррективы. В развитии пейджинговой связи отчетливо прослеживаются три этапа. Первый — использование пейджера как сигнального устройства: что-то где-то случилось, позвоните и узнаете подробности. Второй этап — адресная передача абоненту сообщений, несущих конкретную информацию. Третий — информационный или подписной пейджинг, когда помимо адресных сообщений абонент систематически или разово получает информацию по интересующей его тематике. Например, курсы валют и прогноз погоды — регулярно, а прочее — по запросам: сегодня вас интересуют автомагазины, завтра — нотариальные конторы, послезавтра — стоматологические клиники (дай вам Бог здоровья).

Менялись и типы приборов. Сигнальные или тоновые пейджеры могли только пищать (правда, по-разному), но не более того. Владельцу приходилось догадываться, кому и зачем он нужен. Такие пейджеры удобны разве что для служащих: дескать, вас требует шеф, немедленно «на ковер»! 

Пейджеры следующего поколения — цифровые — выгодно отличаются от своих «родителей». Здесь помимо пиликанья музыкально-подобного сигнала вы получаете, например, телефонный номер того, кому понадобились. Осталось только вспомнить, чей именно номер высветился на дисплее. Цифровые пейджеры используются в мире и сегодня, хотя в нашей стране «всенародного признания» они, прямо скажем, не получили. Если во всем мире доля таких устройств около 40% от общего числа пейджеров, то в России — лишь около 1%.

Гораздо шире здесь распространены приборы следующего поколения — текстовые. Как явствует из названия, они способны принимать текстовые сообщения объемом, как правило, от нескольких сотен до нескольких тысяч знаков и снабжены одно, двух-, четырех- и даже восьмистрочным дисплеем (хотя последние — пока редкость). Чем больше строк на дисплее пейджера, тем он более престижен и тем большими возможностями его стараются наделить. Наиболее совершенные модели «исполняют» (по выбору) несколько мелодий вызова; имеют вибрационный сигнал, при срабатывании которого пейджер не будет трезвонить, мешая окружающим, а молча задрожит у вас на поясе или в кармане; предусмотрены и другие возможности.

Следующим поколением за текстовыми стали графические пейджеры. Появлением на свет они обязаны новому протоколу передачи данных в эфирном пространстве — Flex. Но переход на новый стандарт требует определенных вложений, так что освоили его еще не все пейджинговые компании. Такие приборы пока большая редкость. А на подходе опять новинки: так называемые двусторонние (могут не только принимать сообщения, но и передавать) и голосовые пейджеры (их можно «слушать»...).

Есть у «маленьких пищащих коробочек» довольно много возможностей, о которых знают даже не все их обладатели. Например, передача сообщения на пейджер через Интернет, минуя пейджингового оператора, или цифрового сообщения по телефону с тоновым набором, опять же без посредников. Существуют системы автоматической передачи на пейджер информации о срабатывании датчиков охранной системы. Не любой системы, конечно, а строго определенной, но и это уже немало. Почти все пейджинговые компании предлагают услугу по передаче группового сообщения, что может потребоваться корпоративным клиентам. Многие обещают роуминг в 20–80 городах страны, некоторые — увеличенный радиус приема пейджера с 70–100 км до 100–130 (от Останкино) за счет использования другой, «привилегированной» частоты или специального усилителя-таблетки, вмонтированного в пейджер. Два крупных оператора предоставляют пейджеры напрокат. Не говоря уже о том, что можно заказать многократный повтор необходимого сообщения самому себе — для тех, кто не надеется на память. Не менее удобная вещь — сквозная нумерация сообщений: вышли из метро, взглянули на пейджер — с шестого по десятое сообщения вас не нашли. Не беда, звоните оператору и просите продублировать. Но кое в чем россияне все же ущемлены: нет у нас системы Calling Party Pay («платит посылающий сообщение»). Ее введение во многих странах открыло пейджинговой связи второе дыхание. Покупаешь пейджер в любом киоске, регистрируешь, а абонентскую плату вносить не надо. Некоторые операторы всерьез задумались о введении такой услуги.

Редакция благодарит компанию «Вессо-Линк Единая Пейджинговая» за помощь в подготовке материала.

1. Motorola Advisor Linguist — лидер продаж на российском рынке — снимается с производства...

2....ему на смену идет Motorola Scriptor LX-4.

3. Philips 2310 — один из наиболее «навороченных» пейджеров.

4. Nec 26B по прозвищу «Оптима» претендует на оптимальное соотношение «цена-качество».

5. Motorola Info Advisor. Шестьдесят восемь (!) информационных рубрик должны порадовать корпоративных клиентов.

6. Philips Two Can — столь изящен, что прослыл детским.

7. Motorola Bravo Express — вот он, цифровой пейджер. И почему их не ценят?

Наша справка

Сегодня пейджерами пользуются 12% населения Европы, 18% населения США и около 20% жителей стран Ближнего Востока. В России в 1991 году было 2 тысячи обладателей пейджеров, в 1996 — около 250 тысяч, а по прогнозам на 2000 год их будет около 1,5 млн., то есть пока не более 2% населения. Что касается Москвы, то здесь уже сейчас число абонентов составляет около 2,5% населения и в ближайшие год-два должно достигнуть 3–5%. Темпы прироста числа абонентов в стране — около 30% в год, в Москве — около 40%.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии