Салон, открой личико

САЛОН, ОТКРОЙ ЛИЧИКО

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

СЕКРЕТ ФИРМЫ

САЛОН, ОТКРОЙ ЛИЧИКО

Вывеска известнейшего автосалона Москвы оказалась ширмой.

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ

ПОНАДЕЯЛСЯ НА СОЛИДНОСТЬ

Один из читателей ЗР решил приобрести «Жигули» и отправился в автосалон «Алан», широко известный в столице. Пришел по адресу, указанному в рекламе, и стал счастливым обладателем вожделенной «шестерки».

Однако уже на следующий день у машины возникли неполадки. Они нарастали как снежный ком: забарахлил карбюратор, затем сцепление, коробка передач, двигатель покрылся маслом, «Тосол» через несколько часов работы становился рыжим, задние двери не закрывались... Читатель пять раз съездил на гарантийную станцию, принадлежащую автосалону, пока не убедился, что починить автомобиль ему либо не могут, либо не хотят. Поскольку все недостатки «шестерки» вкупе составляли один существенный, читатель решил автомобиль заменить. Понадеялся, что такая известная и солидная фирма, как «Алан», незамедлительно выполнит его требование, закрепленное в законе «О защите прав потребителей». Как он заблуждался!

Во-первых, заменить машину торговцы отказались. Во-вторых, оказалось, что он имеет дело вовсе не с автосалоном «Алан». Реальным продавцом «шестерки» было ООО «Северные моторы».

ТЫ УЗНАЕШЬ, ЧТО НАПРАСНО НАЗЫВАЮТ СЕВЕР КРАЙНИМ...

Тогда владелец решил предъявить претензию фирме «Северные моторы». Отослал ее по юридическому адресу, указанному в лицензии, ПТС и сервисной книжке. Она вернулась с ответом: по указанному адресу фирмы нет.

Когда дело слушалось в суде, владелец «шестерки» предъявил представителю «Моторов» ответ на запрос в налоговую инспекцию. Там говорится, что по юридическому адресу: Балаклавский проспект, д. 4, «Северные моторы» не значатся. Налоговая инспекция также сообщила, что «Моторы» нужно искать по адресу: ул. Верхняя Масловка, д. 5/1. Правда, по такому адресу ООО «Северные моторы» тоже не нашли, о чем свидетельствует справка из межрайонного почтамта. Но это еще не все: «Моторы» предлагали писать им по третьему (!) адресу — в 108-е отделение связи, на абонентский ящик № 54. Читатель получил справку из 108-го отделения, что этот адрес — тоже липа.

Ну и, пожалуй, самое главное: к тому времени, как суд начал разбирательство, фирма «Северные моторы» «сделала ручкой». На ее месте (в том же здании, с тем же персоналом и под той же вывеской «Алан») работала другая фирма под названием «Моторы на Севере».

Я НЕ Я И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ

Горемыка пытался связаться и со станцией техобслуживания, проводившей предпродажную подготовку, — ООО «Репар». По своему юридическому адресу (Сумской проезд, д. 2/3) это ООО также не обнаружилось, о чем выдало справку почтовое отделение. В общем, это совсем не важно, ведь сегодня и этой фирмы уже нет. На ее месте (опять же с тем же персоналом и в том же здании) работает другая контора — «Арсеналтех». Владелец «шестерки» пробовал обращаться и в ООО «Дюфорт», организацию, которая установила ему от лица «Алана» сигнализацию. Письмо, посланное в адрес «Дюфорта», вернулось. Причина знакомая: по данному юридическому адресу (Нижняя Масловка, д. 3) организация не значится.

Представитель «Моторов» так и не смог ответить суду что-либо связное по поводу всей этой игры в прятки, он не назвал даже банковских реквизитов фирмы (сказал, что принесет в следующий раз). Тогда владелец уразумел, что стараться выиграть дело у «Моторов» бесполезно — денег все равно не получит.

НА «РАСТЕРЗАНИЕ» ПОКУПАТЕЛЯ

Вы спросите, какой смысл крупнейшим торговцам автомобилями заводить себе несколько юридических лиц и время от времени закрывать их? Не легче ли нанять пару-тройку матерых юристов, которые бы отбивали атаки только на одну фирму? Нет. Дело в том, что претензии владельцев, как правило, обоснованны и законны, а потому репутация фирмы, нарушающей права потребителей, в конце концов будет окончательно испорчена — все равно придется регистрировать новую. Кроме того, законом «О защите прав потребителей» за просрочку выполнения требований клиентов установлена солидная неустойка — 1% от стоимости автомобиля в день. Дело в суде часто рассматривают по году, а то и больше — неустойка набегает в три-четыре цены автомобиля. Кому охота платить?

Выход один: отдавать на «растерзание» потребителей одну или несколько мелких фирмочек и закрывать их по мере надобности, а в рекламе указывать лишь одно название, которое всегда будет оставаться кристально чистым. Его нельзя закрыть, убрать, запретить, поскольку оно ничем, в сущности, не является. К нему нельзя предъявить претензии. Зато — всегда на слуху и, главное, «на высоте».

Основания избегать хлопот у торговцев есть: как показал наш телефонный опрос читателей, больше половины тех, кто купили автомобили в салонах за последние полтора года, обращались с претензиями по качеству в течение гарантийного срока. Кстати, наплевательское отношение к потребителю — это во многом и следствие политики заводов-изготовителей. Во всем мире автомобильные фирмы предпочитают торговать через своих официальных дилеров, а у нас машины отпускаются заводом кому попало — лишь бы сбыть. Не обремененные никакими обязательствами (что невозможно в случае с официальным дилером), фирмы торгуют автомобилями с грубейшими нарушениями. Мы позвонили на ВАЗ и спросили: где рядовой потребитель может узнать, числится ли фирма-продавец официальным дилером завода? «Разбежались! Сейчас весь завод кинется вам эту информацию искать! Это проблемы потребителя», — огрызнулись на том конце телефонного провода.

ЧЕЙ ТИГРЕНОК?

История другого читателя, купившего в «Алане» VAZ 21093, тоже смахивает на детектив. «Добрый» консультант салона на вопрос, есть ли заводская гарантия на «девятку», ответил: «Что ты! Какая сейчас гарантия... Заплати нашей станции — и все будет нормально».Читатель покорно раскошелился и вскоре станцию посетил, поскольку одна из свечей «девятки» почернела. Мастера покопались под капотом, якобы выполнив свой «гарантийный» долг, но упрямая свечка вскоре опять почернела. После такого «ремонта» читатель решил договор купли-продажи с «Аланом» расторгнуть.

Далее — знакомая уже эпопея с поиском юридического адреса, чтобы направить претензию. Этот читатель оказался дотошнее и выяснил об «Алане» много больше. Не поленился даже сходить в центральную регистрационную палату, где ему сказали, что автосалон... «Алан» у них не зарегистрирован! Послал запрос в патентное бюро, там ответили: торгового знака «Алан» не числится (хотя на вопрос, что такое «Алан», сами сотрудники салона ему сказали: наша торговая марка).

Читатель решил идти в своем расследовании до конца и стал выяснять буквально все подробности, указанные в рекламе этого известнейшего в Москве торговца автомобилями. В частности, в рекламе есть изображение тигренка в машине — оказалось, эта картинка зарегистрирована фирмой «Автоконтакт». Закон «О рекламе» обязывает печатать в рекламе номер лицензии. В рекламе «Алана» в разных изданиях фигурировали два различных номера. Читатель дознался, что один принадлежит фирме «Клавитон», а другой — некоему «Народному автомобилю». Причем каждая из лицензий выдана лишь на год — те самые «однодневки», которые через двенадцать месяцев могут кануть в никуда!

Пытливый «детектив» сумел выбить через суд постановление об аресте счетов «Северных моторов», но... он зря потратил время: на четырех счетах в разных коммерческих банках фирма держала около 20 рублей... Возможно, это «игры» с налоговой инспекцией, но почему от этого должен страдать потребитель?

И ведь история «Алана» типична! Стоит присмотреться к другим «именитым» автоторговцам — в большинстве случаев обнаружится та же картина. За звучной вывеской скрывается множество возникающих и вскоре лопающихся фирм, оставляющих покупателей с носом.

ЗР просит считать эту статью официальным обращением в Антимонопольный комитет. Мы хотим узнать, есть ли управа на хитроумных «предпринимателей».

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ ВОЛГИНА

«Смена вывески» фирмы может проходить двумя путями — как ликвидация одного юридического лица и создание другого либо как реорганизация. И в том и в другом случае у потребителя есть возможность защитить свои права.

Ликвидировать юридическое лицо нельзя в одно мгновение. Гражданским кодексом установлены определенные требования к проведению ликвидации. Во-первых, в органах печати должно быть помещено сообщение о ликвидации и установлены сроки, в которые кредиторы могут предъявить требования (не менее двух месяцев). Во-вторых, нельзя обойтись без ликвидационной комиссии. Она-то и обязана принять меры к розыску кредиторов и письменно уведомить их о ликвидации.

Запомните: если у вас есть какие-либо претензии по качеству приобретенного в автосалоне автомобиля, вы автоматически становитесь кредитором этого салона, а он — вашим должником.

Если требования о сообщении через печать и о создании ликвидационной комиссии не соблюдены, обращайтесь в суд, указав в исковом заявлении, что при ликвидации данного юридического лица была нарушена процедура и вам причинен определенный вред. В заявлении обязательно попросите суд принять меры к обеспечению иска, то есть наложить арест на имущество.

При реорганизации юридического лица все несколько проще: в этом случае ко вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного. И можно смело предъявлять ему претензии.

Возможна ситуация, когда юридическое лицо не имеет на счетах никаких средств и в собственности — никакого имущества; в то же время оно не ликвидировано и продолжает вести коммерческую деятельность. Однако в таком положении фирма продержится недолго — до первой аудиторской проверки налоговой инспекцией. Проверка проводится по заявлению потребителя.

Если ваши попытки получить возмещение с продавца все же останутся без результата, не отчаивайтесь — можно предъявить претензию заводу.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии