Делать свою работу: интервью с президентом BMW Motorrad

Боссу BMW Motorrad Хендрику фон Кюнхайму есть что вспомнить в 2010 году. Он отметил свой 50-летний юбилей, а возглавляемое им подразделение увеличило сбыт на 12,3% – до 98 047 мотоциклов. И это несмотря на кризис, охвативший важнейшие рынки.

О секретах успеха и о планах на будущее мы беседуем за кружкой пива на веранде нашего отеля в дни презентации нового флагмана марки – люкс-турера BMW K1600GTL.

Хендрик, вы возглавили BMW Motorrad чуть больше двух лет назад. Все ли идет по плану?

О да, сейчас я могу сказать: да. Наша компания превосходно пережила кризис: мы оба года были в плюсе, и в процентах к обороту наша прибыль выше, чем у автомобильного отделения! Но в целом – попробуйте-ка, попланируйте в кризис, когда вы находитесь в режиме выживания и порой приходится менять планы каждую неделю. Но даже в худшие времена мы, в отличие от конкурентов, не снижали инвестиции в разработку новых моделей, и это принесло свои плоды. Мы продали больше 10 000 спортбайков BMW S1000RR – мы не могли даже мечтать о таком сбыте! Это самый популярный супербайк в Европе, фактически он захватил четверть своего сегмента. Сейчас мы выводим на рынок К1600, а через 6–7 месяцев выпустим и скутер.

Итак, ваш следующий шаг – скутер?

И не только. Я верю, что в ближайшем будущем существенной частью нашего бизнеса станет производство городских машин – на двух, трех или четырех колесах, с крышей и без крыши, с дверями и без них – но первой ласточкой в этом секторе станет макси-скутер.

С двигателем какого рабочего объема?

Ну, пока я не могу вам этого сказать. Но поверьте: мы тщательно изучили все машины, представленные в этой рыночной нише, и решили, что лучшая из них – Yamaha T-Max. Я поставил перед нашими разработчиками задачу: наша продукция должна превосходить японский образец и по динамике, и по маневренности, и по эффективности, и по легкости управления. И – вы поверите? – мы превзошли его. Значительно превзошли!

Это будет одна модель?

Нет, сразу две: одна спортивного типа, другая типа люкс-турера. Но и люксовая версия на 90% будет ориентирована на городскую езду.

Она будет с багажниками?

Да, мы запатентовали уникальную багажную систему, так что мы предоставим больший багажный объем, чем у других скутеров.

И когда появятся скутеры BMW?

Первые скутеры мы сделали в середине февраля – маленькую партию из 20 машин, затем еще 50 аппаратов в марте – но это все пробные экземпляры. Серийное производство мы начнем в конце лета. Мы еще не определились с датой дебюта, но в продажу они поступят в конце зимы – начале весны 2012 года. Мы могли бы стартовать и раньше, но качество для нас – на первом месте.

Продажи двух макси-скутеров марки BMW стартуют в начале 2012 года.

Пока мы говорим о макси-скутерах. А появятся ли машины и других кубатур – например, 250 см³?

Могу вас заверить: двумя моделями дело не ограничится. Но дайте нам сначала вывести на рынок эти машины – все надо делать постепенно. Если мы и выпустим 250-кубовый скутер, то он будет подобен BMW 2002tii (помните этот маленький, но динамичный седан, предшественник М3?) – маленький кузов, но большое сердце и много драйва. А вот скутеров категории 50 и 125 см³ под маркой BMW точно не будет – разве что под маркой Husqvarna.

Кстати, о Husqvarna. Вы купили ее в качестве бренда внедорожной техники, но не собираетесь ли выпускать под этой маркой и дорожные машины, ориентированные на молодежную аудиторию?

Да, сейчас Husqvarna – это внедорожный бренд, но если мы оглянемся на 60 лет назад, то увидим, что компания выпускала и дорожные мотоциклы. Так что пора вернуться к корням! Тем более что рынок эндуро сильно просел (процентов на 60), да и ограничения на езду вне дорог становятся все более жесткими. Так что в будущем мы видим Husqvarna как производителя дорожных мотоциклов спортивной ориентации, с великолепным итальянским дизайном и компонентами BMW. Конечно, вы никогда не увидите Husqvarna с оппозитом или шестицилиндровым двигателем, но вот с рядной «двойкой» – очень скоро.

Вы уже устанавливаете двигатели BMW G450X в шасси Husqvarna. Означает ли это, что BMW больше не будет делать внедорожных мотоциклов?

Да, конечно, нашим внедорожным брендом будет Husqvarna. И поскольку правила ралли-рейда «Париж – Дакар» изменились, то вы больше не увидите на его старте BMW, а вот Husqvarna может там объявиться в ближайшем будущем.

Husqvarna будет выпускать не только внедорожные мотоциклы, но и дорожные спортивной направленности.

Сейчас для вас мотоцикл №1 – BMW R1200GS, и недавно появились шпионские фотографии прототипа с мотором жидкостного охлаждения…

Я тоже видел эти фото, и не могу понять, почему все решили, что этот мотор – жидкостного охлаждения!

Но вы работаете над оппозитом жидкостного охлаждения?

Непростой вопрос! Мы много над чем работаем: и над мотором V8, и над четырехцилиндровым оппозитом, и над оппозитом жидкостного охлаждения – но вовсе не обязательно эти разработки пойдут в серийное производство. Например, мы много времени и средств потратили на проектирование гоночного трехцилиндрового двигателя, да так и положили этот проект на полку. Другое дело, что многие идеи этих перспективных конструкций – форма камеры сгорания, например – могут позже найти свое воплощение в серийных моторах.

Я полагаю, трехцилиндровый гоночный двигатель – это 990-кубовый для MotoGP? Кстати, ходило много слухов о том, что BMW собирается внедриться и в сектор Supersport – с 600-кубовой «четверкой» или 675-кубовой «тройкой». Как сейчас с этим обстоят дела?

Посмотрите на статистику: сейчас этот класс практически исчез. Да, мы разработали такой двигатель, и он показал отменные характеристики – но одно дело спроектировать, другое – запустить в производство. Сектор Supersport занимал большую долю американского рынка, но во время кризиса просто испарился. А как я могу производить модель, для которой нет сбыта? Вот когда позиции класса восстановятся, тогда и вернемся к этой теме.

Проект 3-цилиндрового 675-кубового спортбайка пока отложен на полку – до тех пор, пока не восстановится этот сектор рынка.

Только что я опробовал ваш шестицилиндровый мотоцикл; его мотор не только тяговит, но и компактен. Почему бы вам не сделать легкий 800-кубовый турер с половинкой этого двигателя?

Звучит неплохо, но есть и лучшие способы. Этот двигатель спроектирован как шестицилиндровый – так зачем его портить обрезанием? С таким же успехом мы можем отрезать один цилиндр от мотора S1000RR. Для нас привлекательнее другие альтернативы. Например, на рынке пока еще нет дизельных мотоциклов – а у BMW гигантский опыт в этой области. Мой главный инженер герр Маттес раньше был ведущим инженером на заводе Steyr в Австрии, где мы делаем свои дизельные двигатели. Могут возразить, что у дизеля не такой звук, не такой выхлоп, не такой запах, наконец, – зато какая тяга! И если сейчас рынок еще не готов к такому аппарату – а как через три-четыре года?

И тогда вы будете первыми с дизельным мотоциклом! Но вернемся к К1600. Чтобы «отбить» затраты на его разработку, двух моделей явно недостаточно…

Да, мы хорошо вложились и в разработку, и в переоборудование завода в Берлине, где мы будем делать и другие мотоциклетные двигатели – и все это во время кризиса! Еще в 2009 году мы представили нейкед-байк Concept 6 – вот вам и еще один возможный вариант. Увы, нейкеды дороже 12 000 евро продаются из рук вон плохо. Ценовая ниша для родстеров – от 7500 до 9500 евро. Мы выпускали очень дорогой нейкед K1300R, так что я представляю себе, насколько узок этот сектор рынка. Меня со всех сторон атакуют: давайте запустим Concept 6 в производство. Я отвечаю: хорошо, парни, но сначала покажите мне перспективы сбыта. Но для шестицилиндрового двигателя есть и другие сферы применения – например, круизер…

Шестицилиндровый круизер – как Honda Valkyrie! Замечательно! У вас уже был в программе круизер – BMW R1200C, сейчас он – мечта коллекционера…

Я купил себе такой в прошлом году! Заплатил за него кучу денег – больше, чем он стоил новым. Рынок круизеров не только велик, но и стабилен: в 2000 году он составлял 37% от продаж мотоциклов с моторами рабочим объемом более 500 см³, в 2007 году – 40%, в 2010 году – снова 37%. К тому же это очень выгодный сектор: вы продаете сначала мотоцикл, а потом кучу аксессуаров к нему, так что дилеры круизеры просто обожают. И могу вас уверить: я не уйду в отставку, не запустив прежде в производство круизер марки BMW.

Рынок круизеров – большой, стабильный и прибыльный, и BMW обязательно займет на нем свое место.

Давайте теперь обратимся к противоположному сектору рынка. Ваши австрийские коллеги выпустили 125-кубовый мотоцикл, спроектированный в Австрии, но выпускающийся в Индии…

Очень красивый мотоцикл!

Не планируете ли и вы что-то подобное – под маркой если не BMW то Husqvarna?

Да, для BMW 125-кубовый мотоцикл не подходит. А вот Husqvarna… Индия – вполне подходящее место для производства мотоциклов, куда лучше, чем Китай. В Индии превосходная система образования, ее инженеры говорят по-английски и умеют читать чертежи! За последний год я несколько раз был в этой стране и посетил ее важнейшие мотокомпании: Bajaj, работающий в союзе с КТМ, Hero Honda и TVS. Вот последняя произвела на меня самое благоприятное впечатление. Ее специалисты вполне профессиональны – некоторые даже говорят по-немецки – а в цехах так чисто, что можно есть прямо на полу!

Хороший кандидат для производства Husqvarna!

Может быть. Лишь бы был сбыт. Нам говорят: вы вполне могли бы делать в Индии и 650-кубовую модель – тем более что вы уже выпускаете там автомобили. Но рынок для мотоциклов большой кубатуры в этой стране – не больше 500 машин в год. Harley-Davidson и Ducati после того, как рынок открылся для импорта, с большой охотой устремились в Индию. Но немногочисленные богачи понакупили себе мотоциклов – и на этом рынок исчез. Я объездил несколько местных дилеров этих компаний – так они уже собираются выходить из бизнеса. Таков там рынок. В стране живет больше миллиарда человек, и мы за год продали здесь 8000 автомобилей BMW, захватив первое место по сбыту люкс-каров. Но в Китае мы продаем столько же за четыре дня!

У вас уже есть опыт международного сотрудничества – так, KYMCO делает двигатели для спортивных BMW и Husqvarna. Не планируете ли вы открыть в странах третьего мира заводы по производству недорогих компонентов и, возможно, комплектной сборки мотоциклов?

У нас есть очень удачный опыт производства мотоциклов в Бразилии: в прошлом году мы продали там 3000 аппаратов местной сборки (3% нашего общего сбыта), в этом году планируем продать 5–6 тысяч штук. В дополнение к одноцилиндровой 650-кубовой модели мы только что начали там производство двухцилиндрового 800-кубового мотоцикла, а до конца года появится и третья модель. Мы также вполне довольны нашим стратегическим партнерством с KYMCO – это очень хорошая компания, и в будущем мы будем сотрудничать с ней еще теснее. Очень хорошая производственная база в Таиланде: там много поставщиков комплектующих, и мы уже несколько лет получаем оттуда компоненты. Но все же лучше делать мотоциклы в Берлине. Представьте: ну будет для нас делать скутеры KYMCO на 120 евро дешевле, и ради этого гонять людей на Тайвань по всем возникающим вопросам? Я лучше скажу: парни, оставайтесь в Берлине и работайте на пять минут дольше!

Вы будете делать двигатели для скутеров на Тайване?

Может быть, не сразу, но в принципе это хорошая производственная база.

А насчет электробайков? Есть ли у них будущее – и будет ли в этом будущем BMW?

В ближайшее три года наш концерн в целом станет одним из важнейших производителей электротранспорта. Причем наша продукция будет на голову превосходить все, чем располагают конкуренты. Мы уже анонсировали новый бренд – BMW i – и в 2013 году представим два автомобиля: i3 и i8. Первый из них – городской, второй – настоящий спорткар. Они будут революционными и по конструкции, и по технологии производства: никаких стальных кузовов – углепластик, алюминий и магний. Естественно, электризация коснется и мотоциклетного отделения. Но здесь запросы потребителей вступают в явное противоречие с техническими возможностями. Опросы показывают, что покупатели не согласны на запас хода меньше 100 км – хотя типичный водитель BMW проезжает за день 30–37 км. Далее, их не устраивает максимальная скорость менее 120 км/ч – даже если речь идет о городской машине. А для выполнения этих требований нужна большая батарея, массой около 80 кг. Впрочем, развитие аккумуляторов идет быстрыми темпами: ежегодно они увеличивают емкость примерно на 6% при тех же размерах и массе. Так что через три года мы представим компактную машину с запасом хода 80–90 км и максимальной скоростью 110 км/ч – превосходный аппарат для города.

В ближайшие годы BMW станет одним из ведущих производителей электротранспорта.

Ну, и напоследок поговорим о спорте. Вас устраивают результаты первых двух лет участия в WSBK?

В гонках никогда нельзя предсказать все наперед. Иногда ни денег, ни ноу-хау, ни удачи недостаточно для того, чтобы побеждать. В первый наш год в WSBK все было нормально, но во второй год мы то приезжали на подиум, то все шло наперекосяк. А мы не можем позволить себе топтаться в конце первой десятки – BMW должен побеждать. Ведь в чемпионате Superstock в прошлом году мы выиграли все гонки, кроме одной.

Если и в этом году вам не удастся победить – продолжите выступления в WSBK?

Несомненно. Вот если и через восемь лет мы ничего не добьемся – значит, изначально что-то было не так, и мне придется уйти в отставку.

А если победите?

Ну что же, нам нужно будет доказать, что мы не просто калифы на час. Участие в гонках очень важно для продвижения такого байка, как S1000RR.

Коммерческая выгода от участия в WSBK очевидна: вы побеждаете на таком же байке, который продаете. Но в MotoGP ездят не серийные мотоциклы, а прототипы. Со следующего сезона, по новым правилам, можно будет устанавливать в шасси прототипов моторы супербайков – и команда Suter уже сделала такой гибрид с двигателем BMW. Будете ли вы поддерживать такие попытки – или, возможно, сами примете участие в MotoGP?

Для начала нам надо выиграть чемпионат WSBK. Вот когда мы победим в нем два-три раза – тогда и поглядим. Участие в MotoGP обходится вдвое дороже, чем в WSBK, а если вы хотите побеждать – то и втрое. Ducati тратит на свою программу MotoGP 40 миллионов евро в год – мне пока таких денег никто не дает. С другой стороны, мотоциклы для WSBK – это не совсем дорожные мотоциклы. Посмотрите, например, насколько двигатель гоночной Aprilia отличается от серийной. Если нет четких правил, обеспечивающих честную игру, то это может разрушить всю серию. К тому же Dorna – промоутер MotoGP – обеспечивает лучший показ по телевидению, и у них есть такие звезды, как Росси, Педроса и Лоренцо.

Так что, если найдете спонсоров – замахнетесь на MotoGP?

Ну, если кто-то из корпораций типа Red Bull, Coca-Cola или Marlboro придет с 20 миллионами евро и скажет: ребята, давайте гоняться вместе… В общем, никогда не говорите никогда. Но пока для нас главное – выиграть WSBK. А до той поры я даже и разговаривать не буду с потенциальными спонсорами MotoGP. Я всегда говорю своим парням: делая работу, надо фокусироваться на ней на 100%. Обидно будет упустить победу из-за 95-процентной отдачи…

Подпишитесь на «За рулем» в