Мои опыты с газом

МОИ ОПЫТЫ С ГАЗОМ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

АЛЬТЕРНАТИВА

МОИ ОПЫТЫ С ГАЗОМ

Повышение цен на бензин вызвало, как всегда в таких случаях, новую волну интереса к газу, как альтернативному топливу. Тем, кто намерен пойти по пути газификации или уже вступил на этот путь, будет полезен опыт грамотного автомобилиста.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

КОВАРНЫЙ РЕДУКТОР

Напомню, что в автомобильных двигателях чаще всего используют сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана). Кроме дешевизны, газ как горючее обладает и другими преимуществами перед бензином (как, впрочем, и недостатками), о которых не раз писал ЗР. Здесь хочу рассказать о важных особенностях газовой аппаратуры, с которыми столкнулся в эксплуатации.

Большинство автолюбителей обосновывают свое нежелание перейти на газ необходимостью устанавливать дополнительное оборудование, возможностью отравления или взрыва газа, проблемой заправки (мало станций) и т. п. По моим наблюдениям, у некоторых водителей боязнь газа столь велика, что они не решаются им пользоваться, даже если купили машину с газовым оборудованием. Хотел бы развеять эти предубеждения: реальное неудобство приносит лишь баллон — он съедает значительную часть объема багажника. Другие страхи ныне напрасны — при профессиональной установке и грамотной эксплуатации хорошего оборудования риск возникновения утечек газа и чрезвычайных ситуаций минимален.

Типовой комплект газового оборудования показан на фото 1. От баллона к редуктору газ подается по трубкам магистрали высокого давления (около 10 атм), от редуктора к смесителю — по резиновым шлангам магистрали низкого давления. В магистраль высокого давления и в бензопровод устанавливают электромагнитные клапаны, управление которыми вынесено на приборную панель. Помимо этого, набор может включать и «опции» — например, указатель уровня газа в баллоне, совмещенный с указателем уровня бензина в баке.

Разнообразны конструкции смесителей — их устанавливают в корпусе воздушного фильтра или в карбюраторе. Для двигателей с электронным впрыском созданы свои варианты смесителей. Ведется разработка газового оборудования и для моторов с турбонаддувом.

Четкая и надежная работа газовой топливной системы сродни игре слаженного ансамбля. Ведущий инструмент-исполнитель в системе — газовый редуктор. Он требует тонкой настройки, подобно карбюратору, остальные приборы не претендуют на такое внимание. Не вдаваясь в подробности, отметим, что правильно отрегулированный редуктор должен поддерживать давление газа на выходе в пределах с точностью до тысячных (!) долей атмосферы. Поэтому его устанавливают вертикально и параллельно продольной оси автомобиля, чтобы устранить влияние инерционных сил на чувствительные диафрагмы. Именно редуктор оказался наиболее капризным и заставил глубже вникнуть в особенности работы газовой системы. Конечно, исследовательских целей я не ставил, но взяли свое привычка сопоставлять факты и желание дойти до причин.

Итак, объект испытания — автомобиль " Moskvich 214122" 1996 года выпуска, с уфимским двигателем объемом 1,7 л, оснащенный оборудованием, изготовленным на Новогрудском заводе газовой аппаратуры (НЗГА) в 1991 году. Смонтировали его (профессионально, без отступлений от требований изготовителя) при пробеге почти 6 тыс. км. За 11 месяцев было пройдено более 20 тысяч километров — это ежедневные поездки по Москве и Подмосковью. Более 90% пробега двигатель работал на газе.

С первых поездок на газе стал донимать холостой ход. Обороты его не без труда, но поддавались регулировке на стоянке, однако в движении все нарушалось: стоило отпустить педаль акселератора и выключить сцепление, как двигатель останавливался. Проблема казалась пустяковой, тем более, что при поездках на бензине обороты холостого хода были стабильными. Однако никакие манипуляции регулировочными винтами газового редуктора «согласно инструкции» к успеху не привели. Пришлось поездить на «подсосе». Визит к специалистам принес разочарование: автономную систему холостого хода редуктора они перекрыли, обороты установили, но беззаботной жизни не сулили, посоветовав в дальнейшем регулировать холостой ход винтом расхода газа. «Фирменный» холостой ход продержался несколько дней.

Тогда обратился к технической документации и специальной литературе, а затем демонтировал и детально исследовал некоторые устройства. Так выяснил, что причина плохой работы редуктора — в нечетком действии автономной системы холостого хода и устройства для автоматического регулирования давления газа на выходе. Корни этой проблемы уходят в конструкцию и технологию производства — словом, нужен более совершенный редуктор.

«САМОЛЕТНЫЙ» ВАРИАНТ

Мое внимание привлекла аппаратура САГА-6, разработанная научно-производственной фирмой САГА. Продуманность конструкции и качество выполнения всех узлов оставили хорошее впечатление (изготовитель — Пермское авиационное объединение ИНКАР). Все детали магистрали высокого давления выполнены по авиационным стандартам, штуцеры и трубки — из нержавеющей стали. Герметичность обеспечена соединениями типа «конус в конус» и деформируемыми шайбами из мягкого сплава.

Благодаря высокой чувствительности автоматического регулирования редуктор САГА-6 четко работает на всех режимах двигателя. Давление газа на выходе поддерживается практически постоянным — от холостого хода до «полного газа», поэтому отпала необходимость в автономной системе холостого хода. Подогрев испарительной камеры и температуру газа на выходе из редуктора поддерживает, как обычно, теплоноситель, подводимый из системы охлаждения двигателя. В редукторе канал циркуляции теплоносителя и газовый контур разделены стенками корпуса, что исключает попадание «Тосола» в камеры редуктора, а газа — в систему охлаждения двигателя. На корпусе редуктора расположены винты регулировок расхода газа и холостого хода. Герметичность клапанов испарительной камеры такова, что запас газа в ней сохраняется продолжительное время. Поэтому легко пустить двигатель даже после длительной стоянки.

От газового смесителя напрямую зависят мощность и экономичность двигателя. Наиболее отработаны конструкции массового применения — для отечественных карбюраторных двигателей. Такие смесители, как на фото 1, применяются в автомобилях ВАЗа и АЗЛК. Для машин с электронным впрыском предназначены другие смесители — их конструируют под конкретный тип двигателя.

Еще один элемент, не встречающийся в обиходе «обычного» автомобилиста, — электромагнитный клапан, основное назначение которого — по команде переключателя с приборной панели открывать и закрывать магистраль горючего (бензина или газа).

МОНТАЖ И НАСТРОЙКА

Перед установкой на автомобиль специалисты регулируют редуктор на пневмостенде, где моделируют рабочие условия. Настроенное и укомплектованное оборудование монтажники устанавливают на автомобиль за несколько часов. Заправочный штуцер выведен наружу под задний бампер и защищен от загрязнения пластмассовой крышкой. Здесь нет необходимости открывать багажник при заправке, а система вентиляции исключает попадание газа в салон и багажник.

После монтажа специалисты проверяют работу оборудования. К топливной системе подключают переносной баллон с горючим, прогревают двигатель на бензине, затем переключают на газ, настраивают холостой ход, измеряют содержание окиси углерода и углеводородов. Редуктор регулируют винтом ограничения расхода газа и винтом холостого хода — последним устанавливают давление газа на выходе. После этого водитель совершает контрольную поездку и высказывает замечания, устранением которых работа завершается. Разумеется, оговаривают и гарантийный срок. В эксплуатации ремонт газового оборудования требуется не чаще, чем штатной бензиновой системы питания, если, конечно, выполняются требования инструкции.

ЦЕНА НАДЕЖНОСТИ

Вернемся к ходовым испытаниям. Взамен прежнего узла установил под капот «Москвича» редуктор САГА-6. После его настройки забыл про муки с холостым ходом — выставленные с самого начала 1000 об/мин не менялись в течение трех месяцев. Корректировать холостой ход приходится по мере загрязнения воздушного фильтра. Отмечу, что газовая топливная система более чувствительна к этому фактору, чем бензиновая. Поэтому при постоянной езде на газе стоит почаще менять фильтр — повышение экономичности компенсирует затраты. Двигатель превосходно пускается на газе, даже холодный — лучше, чем на бензине. Сразу выявилось еще одно преимущество газового топлива — отсутствие провалов на низких оборотах, особенно на непрогретом двигателе. Все это подталкивает вообще отказаться от использования бензина, но не рекомендую делать этого. И вот почему.

При ежедневной работе мотора хотя бы в течение 2–3 минут на бензине промываются каналы карбюратора и поддерживается работоспособность штатной топливной системы. Кстати, переключать питание с бензина на газ лучше во время движения, в два приема — сначала отключить подачу бензина, выработать горючее из поплавковой камеры карбюратора, а затем, как только двигатель начнет дергаться, терять мощность, включить подачу газа. На все уходит 10 секунд.

Теперь попытаюсь оценить экономические показатели. До- и послекризисные цены на бензин известны. Цена на сжиженный газ в Москве в три раза ниже, чем на бензин. Удельные расходы горючего и затраты на него в расчете на 100 км пробега, измеренные и рассчитанные для сопоставимых условий, приведены в таблице.

Ежемесячный пробег автомобиля составляет от 2 до 4 тыс. км при средней скорости езды по московским улицам 30–40 км/ч. Отмечу, что с установкой редуктора САГА-6 резко возросла эксплуатационная надежность топливной системы — как результат, удельное потребление бензина снизилось более чем в три раза, а удельные затраты на горючее уменьшились на 21%. Оснащение «жигулей» оборудованием САГА-6 на фирменной станции в конце ноября прошлого года обходилось в 3400–3600 руб., а итальянской системой Lovato — 5800–6000 руб. При таких показателях газовое оборудование САГА-6, например, окупается за 15–16 тыс. км пробега.

Фото 1. Типовой комплект газового оборудования (кроме баллона): 1 — переключатель вида топлива; 2 — двухступенчатый редуктор-испаритель; 3 — трубопровод высокого давления; 4 — корпус мультиклапана; 5 — электромагнитные клапаны; 6 — газовый смеситель; 7 — мультиклапан; 8- заправочный штуцер.

Фото 2. Размещение газового редуктора (внизу) и смесителя в моторном отсеке «Жигулей».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые