Прошу объяснить

ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ

Для чего на шинах отдельные «шашки» протектора как будто дополнительно надрезаны? Что дают эти прорези? И правда ли, что шины разных фирм иногда сильно отличаются своими свойствами?

В современных шинах каждый выступ протектора может быть рассечен множеством узких «ножевых» прорезей, порой достаточно сложной формы. В отличие от широких канавок между выступами, назначение которых удалять воду из пятна контакта шины с дорогой, улучшить ее сцепление с рыхлой грунтовой или снежной дорогой, узкие прорези обеспечивают повышенную эластичность каждой «шашки» протектора в контакте с дорогой. По мере совершенствования технологии производства шин сама «идеология» этих прорезей усложнялась и они начинали выполнять новые функции.

Рис. 1 показывает различия в деформации отдельной «шашки» протектора при взаимодействии с местной неровностью покрытия. Известно: шероховатое покрытие дороги повышает сцепные качества шин, но и сами они должны максимально «цепляться» за шероховатость. Жесткой, монолитной резине протектора это удается хуже (рис. 1, а), чем разделенной на мелкие упругие элементы (рис. 1, б).

Узкие «ножевые» прорези при определенных условиях значительно повышают сцепление шины с покрытием, создавая эффект «липкости», примерно так, как это происходит у автомобильных «игрушек», которые крепятся к стеклу на присосках. Входя в зону контакта, выступ протектора нагружается и деформируется (рис. 2): объем пустот увеличивается, а давление падает. Воздуху заполнить эти объемы тем сложнее, чем выше скорость движения и меньше время контакта выступа с дорогой. Это полезное свойство в большей мере может проявляться на гладких и даже мокрых покрытиях (например, на льду). На шершавых важнее эластичность, о которой уже сказано.

Эти свойства резины давно известны... обувщикам. Например, если вы входите в вестибюль метро с отполированным и мокрым после мойки полом, то здесь наиболее безопасна обувь на эластичной подошве с прорезями, а еще лучше — пористой. Но крайне опасна обувь на твердой (и тем более подкованной) подошве.

Все эти эффекты — казалось бы простые и очевидные — расчетам поддаются плохо. И хотя шинная наука на месте не стоит, каждая фирма, разрабатывая новые модели шин, опирается прежде всего на накопленный опыт и собственные, часто засекреченные «наработки», охраняемые от конкурентов. Поэтому понятно, что шины разных фирм всегда чем-нибудь будут отличаться. Ну а потребителю остается, видимо, доверяться советам специалистов.

Рис.1. Взаимодействие с покрытием жесткого (а) выступа протектора и надрезанного, эластичного (б).

Рис.2. Эффект «присоски» на гладком покрытии.

Часто приходится ездить по дорогам с неровным, разбитым покрытием. Не раз слышал о высоких качествах литых дисков колес и хочу купить такие для своего «Москвича». Что вы посоветуете?

Действительно, по целому ряду показателей так называемые литые диски (точнее, выполненные из легких сплавов — сама технология их изготовления может быть различной) превосходят штампованные из сравнительно тонкого стального листа. Они жестче, меньше деформируются от случайных ударов (хотя легкий сплав по удельной прочности и уступает стали). Жесткость достигается тем, что стенки литого диска удается сделать довольно толстыми. Несмотря на это, он получается легче стального.

Но насколько хороши жесткие диски в тяжелых условиях эксплуатации — например, на сильно разбитых дорогах? Здесь стальной обод колеса при сильном ударе о кромку дорожной выбоины сминается, принимая на себя большую часть энергии удара. В результате меньше страдают шина и детали подвески. А жесткий, несминаемый диск способен буквально прокусить защемившуюся боковину шины — вскоре на ней появляется характерная «грыжа» — значит, покрышке пришел конец. Езда на легкосплавных дисках по дорогам с плохим покрытием ускоряет также износ подвески и кузова — на них воздействуют более жесткие удары и вибрации.

Вывод: если ездите в основном по сильно поврежденным дорогам, то вряд ли целесообразно тратиться на покупку дорогих легкосплавных дисков.

Главное, что позволяет сохранить автомобиль на российских дорогах, — осмотрительность. Тот, кто следует этому правилу, может позволить себе даже на наших колдобинах и низкопрофильные шины, и красивые диски. Известно ведь, что в одних и тех же условиях один автовладелец ухитряется ездить, не повреждая колес, а другой обзаводится «квадратными» уже в первых поездках.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые