Папаша "бенц"

ПАПАША "БЕНЦ"

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ПАПАША "БЕНЦ"

115 ЛЕТ НАЗАД КАРЛ БЕНЦ ПОЛУЧИЛ

ПАТЕНТ НА ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Чиновник, оформлявший патент на "экипаж с газовым двигателем", не мог представить себе, с открытием какого масштаба он имеет дело. Мало ли развелось чудаковатых изобретателей, таскающих сюда кипы бумаг и рулоны чертежей. Наверное, и сам соискатель, герр Бенц, не до конца осознавал, что 29 января 1886 года тихо и буднично свершилась настоящая революция...

Пятнадцать лет назад молодой инженер, бросив благополучную службу на машиностроительном заводе в Пфорцхейме, открыл собственное дело в Мангейме. Но не начатое здесь производство скоб для крепления труб и прочей строительной арматуры было главной целью Бенца. Мысли его занимало другое - двигатель и самодвижущийся экипаж.

Отец Карла был механиком на сахарном заводе, выбился в машинисты (тогда это было престижно!), но проработал в новой должности совсем недолго - схватил воспаление легких в открытой всем ветрам кабине паровоза и умер еще до рождения сына. Мать мечтала, чтобы он стал чиновником, но Карл увлекся "железками". Карманные деньги ученик гимназии города Карлсруэ зарабатывал ремонтом башенных часов. Много лет спустя, редактируя мемуары Бенца, его зять профессор Фольк постарался придать некоторым фактам биографии великого тестя романтический характер. Так, история с часами обрела почти мистический смысл: якобы именно "музыка шестерен" определила весь жизненный путь конструктора.

Получив образование, молодой инженер работал на солидных машиностроительных предприятиях, но заняться легким двигателем, пригодным для транспорта, не получалось. Зато Карл встретил Берту Рингер. Дочери удачливого плотника предстояло сыграть важную роль не только в судьбе Бенца, но и в истории автомобиля.

Где это видано, чтобы немецкая девушка из хорошей семьи потребовала у отца приданое еще до свадьбы? Берта была непреклонна: Карлу нужны деньги, чтобы выкупить у компаньона, быстро остывшего к фантастическим проектам, принадлежавшую тому часть недавно образованной фирмы. Стараниями невесты Бенц все-таки стал единоличным владельцем небольшой мастерской.

Конструктор получил желанную свободу. Но приданое Берты быстро таяло, треклятая строительная арматура доходов не приносила, а все время и силы отнимал проект двигателя. Временами семья, пополнившаяся двумя мальчиками, почти голодала. Конструктор с трудом находил кредиторов, но не задумываясь расставался с ними, если партнеры теряли веру в будущий мотор. Только в конце 1879 года первый двухтактный агрегат был готов. Четырехтактный двигатель нельзя было запатентовать - в Германии еще действовал патент Н.А. Отто.

"Мастер художественного слова" профессор Фольк украсил сцену пуска мотора новогодним колоритом. Якобы Карл и Берта Бенцы пришли в мастерскую 31 декабря, около полуночи, и первые такты музыки двигателя слились с боем часов городской ратуши.

Эта красивая история действительно выглядела бы символично, если бы в жизни семьи что-нибудь изменилось. Но достатка по-прежнему не было. Прошло почти пять лет, пока первые двигатели удалось продать.

Жизнь Бенцев не стала более сытой - все свободные деньги конструктор вкладывал в создание нового четырехтактного двигателя и подходящего для него экипажа. К концу 1885 года мотор и его "носитель", который в целях упрощения решено было сделать трехколесным, представляли собой почти завершенную работоспособную конструкцию.

Одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 984 см3 развивал, по оценкам Бенца, 0,75 л. с. при 250-300 об/мин. Замеры, проведенные много позже, показали реальные 0,9 л. с. при 400 об/мин. Особое внимание конструктор уделял снижению веса, понимая, что тяжелый агрегат попросту не сдвинет себя с места. Мотор Бенца весил 69 кг, а самые известные в ту пору стационарные "Дойц" - 660 кг.

Двигатель стоял горизонтально сзади, у ведущих колес. Для пуска раскручивали маховик диаметром 0,7 м. Испарительная система охлаждения представляла собой бак с водой, установленный на цилиндре. От коленвала вращение передавалось через конические шестерни и ремень к дифференциалу, расположенному примерно посередине повозки, а к колесам шли две цепи. Коробки передач не было, для начала движения ремень переводили с холостого шкива на рабочий. В январе 1886 года машина была защищена патентом. Двадцать девятое число можно считать именинами первого "законнорожденного" автомобиля...

Вот и свидетельство получено, а настоящих испытаний еще не было - двор Бенцев слишком тесен. Выезжать на улицы конструктор не рисковал. Горожане и так считали его если не сумасшедшим, то странноватым чудаком. Первый выезд состоялся за городом в вечерних сумерках 3 июля 1886-го. Бенца сопровождал сын, отвечающий за долив бензина. Ведь бака у машины не было, а полтора литра топлива из карбюратора двигатель вырабатывал довольно быстро. Зато автомобиль ехал! И развивал 15 км/ч!

Великое событие свершилось. Но таким оно было только для семьи конструктора. В Мангейме шептались: "У папаши Бенца не все дома". Говорили, что на самобеглую повозку нашелся покупатель, но сделка не состоялась - смельчак угодил в сумасшедший дом. А еще толковали, что Бенц... изобрел бензин. Ведь в немецком языке Benz и benzin действительно выглядят как однокоренные слова. А пока повозка "папаши" не начала регулярно дымить на городских окраинах, об этой жидкости многие не знали вовсе - мало ли что продают маленькими пузырьками... в аптеках.

К 1888 году Бенц построил еще две машины, причем модернизированных. Переднее колесо подвесили на рессоре, двигатель закрыли кожухом, а для ездоков поставили складной тент. Автомобиль получил Большую золотую медаль мюнхенской промышленной выставки, о нем заговорили газеты. Правда, самодвижущееся чудо часто оценивали как бесполезный в практическом отношении технический курьез.

А Берта Бенц так и не научилась жить в традиционных для немецких женщин понятиях: кухня, кирха, дети. Однажды, воспользовавшись отсутствием мужа, мать семейства завела стоящую во дворе машину и, прихватив с собой сыновей, отправилась на родину в Пфорцхейм. Пугая лошадей и ошеломляя прохожих, удивляя аптекарей количеством приобретаемых флакончиков с бензином, ремонтируя повозку подручными средствами, Бенцы преодолели 180 км и въехали в город, где некогда судьба так счастливо свела Карла и Берту.

В том же 1888-м произошло еще одно не менее знаменательное событие. Один из "бенцев" купил француз Эмиль Роже. Он решил продемонстрировать публике возможности бензинового экипажа и наладить производство аналогичных машин на родине.

...Пройдут годы, автомобиль станет привычным и необходимым, а историки начнут спор: кто же был первым? Всплывут имена австрийца Маркуса и француза Деламара-Дебутвиля, других талантливых изобретателей. Кто-то из них спроектировал автомобиль и даже запатентовал его, некоторые воплотили чертежи в дереве и металле, а иные, по легенде, даже проехали несколько десятков метров. Как бы то ни было, моторная повозка, созданная и запатентованная Карлом Бенцем, стала первым по-настоящему работоспособным бензиновым автомобилем, произведенным к тому же в нескольких экземплярах. Сегодня главным результатом своего труда конструкторы и испытатели считают момент, когда прототип превращается в серийный, товарный автомобиль. Неуклюжая трехколесная машина Карла Бенца тоже стала товарным автомобилем. Первым из миллионов.

Первый проспект фирмы "Бенц" -

первая в истории реклама автомобиля

(1888 г.). За рулем машины - Карл Бенц.

Берта Рингер - еще не фрау Бенц (фото 1870 г.). Жену великого конструктора по праву можно назвать матерью автомобиля.

Подпишитесь на «За рулем» в