В страну джека лондона

В СТРАНУ ДЖЕКА ЛОНДОНА

]

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЕ

В СТРАНУ ДЖЕКА ЛОНДОНА

ОТПУСК-2000: АЛЯСКА

ТЕКСТ И ФОТО / ИГОРЬ ЛУРЬЕ, САН-ФРАНЦИСКО

Еще в детстве, зачитываясь Джеком Лондоном, я мечтал побывать на Аляске. Не прошло и шестидесяти лет, как мечта осуществилась.

Летом прошлого года мы с супругой решили совершить автомобильное путешествие на Аляску. В нашем распоряжении был старенький, но в отличном состоянии «Фольксваген-Ванагон» (в Европе — «Каравелла») — калифорнийский климат и дороги способствуют чрезвычайному долголетию автомобилей, и даже тридцатилетние машины здесь далеко не редкость. Собираясь жить «на колесах», снял лишние сиденья, повесил на окна жалюзи от нескромных глаз и пару сеток от комаров. Сзади над двигателем устроил широкую кровать, посредине поставил холодильник, газовую плиту и шкафчик с запчастями — все-таки на одометре 180 тыс. миль. Забегая вперед, скажу, что за все путешествие ни инструмент, ни канистра с бензином, прихваченная по старой российской привычке, не понадобились.

Тысячу миль до Канады преодолели не спеша за пару дней по прекрасному, шириной два-четыре ряда в каждую сторону, хайвэю № 5. Средняя скорость практически равнялась максимальной разрешенной — 65–75 миль/ч, так что дневную норму проходили всего часов за восемь. Вел машину я один, поскольку супруга хоть и русская, но, как многие американцы, обращаться с обычной механической коробкой передач не умеет.

Граница благоухала щемяще-знакомым запахом близко расположенного свинарника. Контрольно-пропускные пункты проверяют лишь въезжающих — американский остался слева, на встречной полосе, и мы сразу подъехали к канадскому. Паспорта пограничник даже не раскрыл; спросил, где живем, надолго ли в Канаду, не везем ли оружие и наркотики, сколько у нас алкоголя. Виз никаких не требуется, граждане США и Канады ездят туда-сюда свободно: «Go ahead!» — «Проезжай!».

В Канаде принята метрическая система и скорость на знаках указана в км/ч. Держишь, скажем, «разрешенные» 70 миль в час, пока не заметишь, что все почему-то едут гораздо медленнее. Дороги обустроены не хуже, но не столь широки. Иногда с обеих сторон надвигаются скалы, и кажется, уже некуда ехать, как вдруг камни раздвигаются и открывается равнина. Потом все повторяется. Северо-запад Канады безлюден: зачастую, на сотни километров ни одного населенного пункта. На таких отрезках попадаются объявления типа: «Проверь бензин, следующая колонка через 160 км», непременно после бензоколонки, а не до. Впрочем, обычный интервал 20–30 км. Пришлось привыкать и к новым ценникам — канадский доллар равен 0,7 американского.

Зная, что в США дороги различаются шириной, но не покрытием, решил съехать с основного туристического маршрута, избрав более короткий. И поплатился стеклом и фарой — дорогу ремонтировали. Участки, где работали люди и техника, можно было проезжать только за машиной-пилотом, точно повторяя ее траекторию. А где техники не было, лежал утрамбованный гравий, по которому громадные встречные «траки» летели, не снижая скорости. И хотя летом день тут длится с 02.00 до 23.00, со светом в Канаде ездят круглосуточно — пришлось купить новую фару на ближайшей бензоколонке за $18 (в Сан-Франциско она стоит $11), а вот треснутое ветровое стекло прослужило до конца вояжа.

Преодолев по Канаде еще две тысячи миль, к вечеру шестого дня пути приехали в страну, которую в 1867 году Россия продала Соединенным Штатам Америки за 7,2 млн. долларов — по два цента за акр!.. Мы на Аляске! Названия бередят память и возвращают в детство: Юкон, Клондайк... Вокруг настоящая тайга и купоросно-синие озера. Однако все в дымке — очевидно, где-то горит лес. Климат и природа южной Аляски напоминают одновременно Карелию и Камчатку — нетронутая тайга, реки и горы со снежными вершинами. На берегах многочисленных озер небольшие домики, а рядом на воде один, а то и два легких гидросамолета. Они здесь вместо автомобилей — в гости слетать, груз перевезти.

Проехав еще сотню миль, остановились близ города Ток в очень живописном и комфортабельном кемпинге, которые здесь именуют RV-парками. RV (recreational vehicle) — транспортное средство для отдыха, обычно целый дом на базе большого, иногда трехосного, автобуса. В нем две-три комнаты, кухня, ванная с душем, туалет и т. д. По хайвэям эта громадина несется, как курьерский поезд со скоростью 60–70 миль в час. Сзади на жесткой сцепке зачастую прикреплен еще легковой автомобиль, на котором совершают «каботажные» поездки по окрестностям парка. (На машинах с автоматическими коробками передач ведущие колеса установлены на транспортную тележку — ред.) Путешествующие американцы — это, в основном, обеспеченные пенсионеры, у которых много свободного времени. Своеобразен процесс оплаты кемпинга: при въезде ящичек с конвертами, людей — никого. Пишешь на конверте имя и номер машины, вкладываешь деньги, от $5 до $15 за сутки, и бросаешь в подобие почтового ящика, предварительно оторвав талончик, который кладешь под ветровое стекло. И все!

На следующий день прибыли в Фэрбенкс. Город впечатления не произвел: старый центр, похоже, снесли, а новый еще только строят. Как отметила жена: «Псков не хуже. Там тоже нет негров и много пьяных». Действительно, Аляске знакома проблема алкоголизма. Супермаркеты такие же, как и по всей Америке, но водка вдвое дороже, чем в Сан-Франциско, и продается в специальных магазинах. За $30 купил недельную лицензию на ловлю рыбы — грабеж! В Калифорнии я столько плачу за год. Съездили на прииски Эльдорадо и намыли немного золотого песка. Всего, может быть, миллиграмм, но до чего увлекательно!

На девятый день достигли главной цели — национального парка Денали и поселились в кемпинге «Гризли» на горной реке. Парк нас несколько разочаровал — американцы так берегут природу (и одновременно любят зарабатывать деньги), что туда возят только на автобусах. Впрочем, вокруг парка места не менее красивые. Зверье непуганое, медведи у самой дороги лакомятся земляникой, не обращая внимания на автомобили и фотографов. Одна нахальная белка залезла к нам в машину — еле выгнали. Видели бобров, лисиц, оленей, козлов, не говоря уже о пернатых. В воде изобилие рыбы — на озере Фингер поймал на удочку несколько великолепных форелей, одна из которых была длиной 47 см!

Насладившись природой, рыбой и шашлыками, отправились в крупнейший город Аляски — Анкоридж, симпатичный и, по американским понятиям, небольшой — 226 тыс. населения, из которых 3 тыс. русских. Гостиницы дорогущие, за двухместный номер заплатили $108. Погуляли под мелким дождем, зашли в пару сувенирных магазинов, ради экзотики попробовали королевского лосося ($20 порция!). Хотя город расположен севернее Санкт-Петербурга, всюду цветы, даже на фонарных столбах в специальных корзинках. На улицах много алеутов и индейцев.

По телевизору пообещали еще четыре дождливых дня, и мы, привыкшие к солнцу, решили потихоньку трогаться в обратный путь. По дороге остановились в кемпинге на берегу скачущего по камням ручья. Попытался ловить рыбу — оборвал три крючка. Занялся шашлыком. Охапка дров для костра стоит пять долларов — это в лесу-то! Нашел на берегу упавшую сухую ель и распилил ее. Уверяю, настоящий американец так никогда бы не поступил.

На Аляске почти нет дорогих автомобилей, за все время видели один «Мерседес» да пару БМВ. В основном же полноприводные пикапы (их здесь, как и грузовики, называют траками), джипы да еще громадное количество RV с туристами из Штатов и Канады. У дорог висят объявления с разрешенными сроками использования шипованной резины.

Через пару дней покинули Аляску, которая напоследок преподнесла сюрприз — корзину прекрасных подосиновиков, собранных буквально в ста метрах от обочины. Американцы вообще не собирают грибы, считая их — все! — ядовитыми. А мы с большим удовольствием съели их вечером, но уже в Канаде — в чудесном кемпинге за восемь канадских долларов и с бесплатными дровами.

Возвращаясь, проехали 1500 миль по знаменитому Аляскинскому хайвэю. Эту стратегическую дорогу 35 тыс. человек проложили через горы и болота в 1942 году всего за восемь месяцев. Заехали в Ванкувер, на пароме переправились в Викторию.

За всю поездку раз пять видели полицейские машины, но нас не остановили ни разу, как, впрочем, и за все семь лет жизни в США. Встречали засады с радарами, но они ловят только самых ретивых, основной же поток спокойно идет по хайвэям миль на десять в час быстрее ограничения. Однажды видел аварию — перевернулся большой RV. Очевидно, преклонных лет водитель задремал за рулем, это бывает. Поездка нам обошлась в две тысячи долларов, из которых треть ушла на бензин (в среднем 50 центов за литр). Наличными почти не пользовались, везде принимают кредитные карты. В общем, пройдя за месяц 11 тыс. миль, получили незабываемые впечатления без единой отрицательной эмоции.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Автомобиль не только средство для перевозки хозяина на работу и рассады на дачу. Это еще и мощнейший инструмент познания мира. Если вы любите путешествовать, ждем от вас рассказов (с фотографиями) о странствиях и приключениях. Аляска это или Африка, Карелия или Подмосковье — не имеет значения, было бы интересно! Авторы лучших работ в конце года получат ценные призы. Дерзайте!

Материалы присылайте по почтовому адресу редакции или электронному un@zr.ru. Присланные рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии