Битва за берлин № 2

БИТВА ЗА БЕРЛИН № 2

АКТУАЛЬНО

/ДОРОГИ И НЕ-ДУРАКИ

БИТВА ЗА БЕРЛИН № 2

ГОССЕКРЕТАРЬ ГОТОВ ЗАКОПАТЬ В ЗЕМЛЮ 20 МЛРД. ДОЛЛАРОВ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

БЕРЛИН, МОСКВА,

ЕКАТЕРИНБУРГ...

ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ

Один из героев знаменитого "перестроечного" фильма "Покаяние", помнится, на допросе "чистосердечно" признался, что собирался рыть тоннель от Лондона до Бомбея. Кажется, что может быть глупее? Но нет: в наше время у него нашлись достойные продолжатели.

В распоряжении редакции оказалась копия прелюбопытнейшего документа: письмо государственного секретаря Союзного государства Белоруссии и России П. Бородина на имя Президента РФ В. Путина за № ПБ-483, где он предлагает принять участие в формировании "панъевропейской системы международных транспортных коридоров". Похвальная инициатива! Кто же будет сомневаться в важности этого начинания. Вот и уважаемый Пал Палыч пишет: "Особое значение в становлении и развитии Союзного государства Беларуси и России... может иметь развитие автомобильного и железнодорожного комплексов по направлениям двух так называемых "критских" коридоров: № 2 ("запад-восток", от Берлина до Екатеринбурга) и № 9 ("север-юг", от Балтики к Черному и Каспийскому морям)". Далее госсекретарь излагает краткую историю зарождения и развития на Руси идеи строительства трансконтинентального коридора вплоть до принятия постановления Правительства РФ от 7 сентября 2000 года № 29 "О формировании и развитии международных транспортных коридоров на территории России". На основании изложенного следует вывод: "Развитие автомобильного и железнодорожного комплексов общеевропейских коридоров Союзного государства с необходимой инфраструктурой (в т.ч. систем связи, телекоммуникаций и электропередачи) может обеспечить дополнительный доход Союзного государства до 15,0 млрд. долл. в год". Замечательная перспектива, не правда ли?

Только вот для начала надо немного денег вложить, совсем чуть. По прикидкам г-на Бородина, "стоимость проекта разработки инфраструктуры и строительства автомагистрали, железной дороги, линии электропередач и телекоммуникаций на участке Брест-Минск-Москва (коридор № 2) составляет до 20,0 млрд. долл., и его реализация не может быть обеспечена за счет бюджетных средств". Слава богу, значит, Пал Палыч изыскал средства внебюджетные на сию "стройку века"? Да, он предлагает вариант просто расчудесный: "Основной объем инвестиций планируется обеспечить за счет участия иностранных инвесторов. Возврат инвестиций предлагается обеспечить поставками электроэнергии от Министерства РФ по атомной энергии при гарантиях Правительства Российской Федерации". И даже сообщает, что он уже давно подписал договор "с представителями концерна "Ferrostaal AG" (Германия) и компании "Groupe DUMEZ GTM", крупнейшими компаниями Европы", которые помогут найти инвесторов. В заключение Пал Палыч попросил уважаемого президента "принципиально поддержать проект и поручить Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову проработать комплекс мер по его реализации".

БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ...

Это письмо можно было бы не рассматривать всерьез, если бы не самая малость: на нем стоит резолюция Президента РФ Путина - премьер-министру М. Касьянову и министру транспорта С. Франку: "Прошу проработать и использовать предложения при реализации имеющихся планов развития инфраструктуры. Доложите Ваше мнение". И что самое любопытное - резолюция датирована следующим днем после подачи письма. Как говорят, срок для прохождения документов в администрации президента - просто фантастический.

Глава правительства, надо сказать, тоже резину тянуть не стал, а тут же дал поручения всем заинтересованным министрам. И срок поставил: две недели. Тут, надо сказать, заминочка вышла. Месяц прошел, а письменного ответа министры не дали. Оно и понятно - никакого технико-экономического обоснования госсекретарь к письму не приложил, поэтому не совсем понятно, почему стоить дорога должна именно 20 млрд. долл., и приносить ежегодный доход 15 млрд. Правда, есть ссылка на ТЭО, которое разрабатывал в 1998 году институт "Союздорпроект", но тогда, во-первых, речь шла об участке от границы Белоруссии до Екатеринбурга, во-вторых, работа завершена не была, а в-третьих, Федеральная дорожная служба этот документ не утвердила: разработчики не сумели доказать необходимость подобной стройки! Дело в том, что сегодня автодорога М-1 от Бреста до Москвы загружена на 70% своих возможностей, а М-7 от Москвы до Екатеринбурга - и вовсе на 50%. Конечно, грузы из Западной Европы в Россию и обратно идут, но не сказать, что мощным потоком - нынешние магистрали с такими объемами вполне справляются. А то, что дорог в родном государстве не хватает в принципе - это непреложный факт, но какое отношение к нему имеет новая магистраль?

- Я слышал об этом проекте, но, по-моему, цель у него одна, и ее все понимают, - считает генеральный директор дирекции автодороги Минск-Москва Владимир Левдиков. - Насколько я знаю, Бородин хочет продолжить "свою" дорогу параллельно существующей, по территориям, в частности, принадлежащим Министерству обороны РФ, и исключительно силами иностранных подрядчиков. Какая тут экономика, какая политика, тут интерес другой... Вы понимаете, речь о сумме в 20 раз большей, чем ежегодно тратится в России на строительство, ремонт и эксплуатацию ВСЕХ автодорог!

То, что тут "интерес другой", подтверждают и простейшие расчеты по схеме возврата иностранных инвестиций, которую предлагает П. Бородин. Вспомните - возвращать их он предлагает не из гипотетических прибылей от эксплуатации коридора, а почему-то поставками электроэнергии с наших АЭС. Правда, по подсчетам энергетиков, для этого минимум 10 лет придется перегонять на Запад ВСЮ электроэнергию, вырабатываемую на атомных электростанциях России, да еще протянуть в Европу новую, мощную линию электропередач. В какие затраты вся эта схема обойдется государству? Этого Пал Палыч не пишет; не объясняет и того, как и кому конкретно собирается поставлять электроэнергию, но суть ясна: возвращать кредиты придется из федерального бюджета. Под гарантии которого, собственно, они и должны прибыть в Россию.

ТОННЕЛЬ

В КОНЦЕ КОРИДОРА

Никто, собственно, не сомневается в том, что для России участие в программе строительства трансконтинентальных коридоров - жизненная необходимость. Но почему надо "пробивать" этот коридор в стороне от сложившихся путей? Ведь, по мнению специалистов, чтобы превратить действующую уже дорогу в магистраль европейского класса, требуется сумма в десять раз меньшая, чем запрошенная... По сведениям редакции, сегодня проект "завис" в недрах Минфина и Минэкономразвития. С одной стороны, их сотрудники могли бы честно (как они делают в приватных беседах) сказать: да, проект никому не нужный, безумно дорогой и пахнет от него дурно. Но... во-первых, у генерального секретаря Союзного государства, видимо, немалые связи "наверху" (раз так легко и быстро дал ход его письму сам Президент!). А во-вторых, кто знает: если вопреки всем законам экономики и просто здравому смыслу проект все-таки утвердят - почему не "приобщиться"?

Так что Пал Палыч не унывает. Ну, не сумел пробить "какие-то там" 2 млрд. долл. на новый парламентский центр - сразу же предложил идею коридора (в разных вариантах - от Берлина до Екатеринбурга или вообще от Лиссабона до Сингапура), но уже за 20 млрд. Не выйдет? Тогда можно вспомнить, что России позарез необходим мост через Берингов пролив. Или - от Курил до Японии. В крайнем случае - тоннель от Лондона до Бомбея. Тоже вариант. Главное - найти достойный повод и деньги под гарантии федерального бюджета...

Подпишитесь на «За рулем» в